Как влияет общение с ребенком на развитие его речи?
В любом возрасте, начиная с младенческого, человек является социальной личностью, важную роль в формировании которой играет общение. Среди прочего, оно влияет и на развитие коммуникативных навыков, в том числе речи. Узнайте, как общение с ребенком может повлиять на развитие его речевых способностей и могут ли электронные устройства хоть немного заменить родителей.
Процесс развития детской речи и методов общения
Навыки общения и взаимодействия развиваются в детях с самого рождения. Прогресс каждого ребенка индивидуален и зависит от его особенностей, а также окружающей обстановки. Именно поэтому важно понимать, как совершенствуется детская речь и коммуникативные навыки, чтобы действия родителей были помощью, а не преградой.
В том, как взрослый человек владеет своей речью и общается с другими, решающую роль играют первые 3 года жизни. Дети прислушиваются к словам родителей уже с самого рождения, а в процессе развития сравнивают звуки и движение губ, учатся реагировать на голоса и интонацию. Не стоит думать, что на грудничка никак не влияет то, что он слышит: мозг малыша уже собирает знакомые слова в пассивный словарный запас, который он начнет использовать, когда научится произносить внятные звуки.
Развитие коммуникативных навыков делятся на 3 этапа:
- Довербальный – создание условий для обучения.
- Вербальный – возможность осмыслить слова других и начать их произносить самому.
- Развитие речевого общения – совершенствование навыков.
На каждом этапе развития речи малыша не обойтись без родительского участия. Рассмотрим, как изменяется детская деятельность в процессе взросления.
Читайте также: Влияние воспитания на развитие личности ребенка
1. Начальный этап
Довербальное развитие коммуникативных навыков занимает около года жизни ребенка. Хотя в этот период дети не разговаривают, закладывается фундамент для дальнейшего общения, обмена мыслями и другими социальными составляющими.
Сразу после рождения ребенок взаимодействует со взрослыми только на основании своих личных желаний, выражая потребность во внимании, пище или других нуждах. Уже проявляются выразительные средства общения: движения, позы, мимика.
Ближе к шестимесячному сроку мозг ребенка развивается настолько, что он может использовать более сложные способы выражения своих желаний. Развивается хватательная деятельность, поэтому малыш может исследовать мир и окружающих. Он переходит к эмоциональным контактам и ищет возможности взаимодействовать со взрослыми. В это время важное влияние оказывает речь, как основной способ взаимодействия родителей с ребенком.
Тренировка речевых органов происходит уже с двух месяцев, когда дети начинают произносить отдельные звуки. Они называются предречевыми, так как даже при сходстве с отдельными словами выступают скорее тренировкой, чем полноценным общением. Так ребенок учится сопровождать свои действия вокализацией.
Речь ребенка развивается как надо или немного отстает? Проверить это можно в нашем бесплатном telegram-боте. Там же Вы найдете эффективные упражнения по развитию речи:)
2. Возникновение речи
Еще на первом году жизни дети анализируют речевые звуки, которые слышат, выделяя звучание, которое затем воспроизводят. После понимания разговоров взрослых они начинают произносить первые слова. Это послоговая речь, ребенок уже понимает, что означают произносимые им звуки и чего можно достигнуть их применением.
Чтобы этот этап прошел правильно, важно участие взрослых. Их общение с ребенком должно предусматривать потребность в речевом ответе. Если родители не настаивают на том, чтобы дети отвечали им, а лишь понимали окружающих, то их активная речь будет отставать.
Уже на втором году жизни ребенок может учить речевые обозначения предметов или явлений. Это также происходит только при активном участии взрослых: детям показывают предмет и дают взаимодействовать с ним, при этом неоднократно повторяя его название. Затем от ребенка ожидается ответное действие: назвать этот предмет самостоятельно.
Такие контакты происходят не только с предметами. Речь формируется в ходе совместных действий, игр, эмоциональных контактов. Только при активном общении со взрослыми в процессе всей этой деятельности развитие речи будет происходит равномерно, без отставаний от улучшения восприятия.
3. Развитие общения
Речевое развитие активно продолжается минимум до 6-7 лет. И все это время ребенок нуждается во внимании и общении. Контакта с детьми недостаточно, так как они находятся примерно на том же этапе развития, и научиться у них чему-то не получится. Только взрослый сможет обучить детей коммуникации, речи и обмену мыслями.
Читайте также: Влияние авторитета родителей на развитие личности ребенка
Живое общение против мультиков и видео: замены нет
Из-за высокого темпа жизни, сложностей общения с еще не разговаривающим ребенком, а также личных интересов, может возникать соблазн развлекать его мультфильмами или другими видеороликами. Действительно, это может быть увлекательно для детского мозга, а динамичная сцена картинки помогает надолго удержать внимание.
Однако важно помнить, что никакие видео не заменят живого общения. Маленькие дети не видят потребности в том, чтобы пытаться произносить слова, так как они уже хорошо владеют невербальными методами общения (жесты, позы). Поэтому рядом должен находиться взрослый, который будет побуждать их говорить, называть предметы, а также требовать ответов на свои вопросы. Только так, на практике, неговорящие или слабо говорящие дети смогут отточить речевые навыки и вывести их на один уровень с восприятием речи окружающих.
Конечно, это не означает, что от мультиков нужно совсем отказаться. Их можно использовать для разностороннего развития детей, но важно помнить: время, проведенное в личном общении со взрослыми, должно превышать время, затраченное на электронные устройства. Только в таком случае ребенок будет расти социальной личностью с умением слушать, говорить и делиться мыслями.
У каждого ребенка свои особенности развития и окружения, поэтому единого рецепта обучения быть не может. Наши специалисты помогут разработать индивидуальный план и разрешить проблемы с речевыми навыками, чтобы ребенок мог без ограничений общаться с ровесниками и взрослыми.
Дата публикации: 09.11.2023. Последнее изменение: 01.04.2024.