(многоканальная линия)
Ежедневно с 8.00 до 22.00
  • г.Москва, м.Бабушкинская, м.Свиблово:
  • ул.Летчика Бабушкина, 32к3;
  • Как проехать

Как арт-терапия влияет на развитие речи ребенка?

Запишитесь на консультацию к логопеду-дефектологу Денисовой Н.Е. (руководитель Центра Речи «Каркуша», м.Бабушкинская) со скидкой 30% до 15 октября 2024. Записаться>>

Как арт-терапия влияет на развитие речи ребенкаРазвитие детской речи – поразительный, но в то же время сложный процесс, успех которого зависит даже от самых неочевидных на первый взгляд критериев. Чтобы добиться лучших результатов, логопеды-дефектологи используют особые методы при работе с детьми разного возраста. Один из них – арт-терапия. Разбираемся, чем же она привлекает специалистов и какую пользу приносят занятия с точки зрения речевого развития детей.

Что включается в арт-терапию и какие ее цели

Арт-терапия – это комплексный подход к детскому развитию. Занятия включают в себя психологические, педагогические и медицинские факторы, но при этом базируются на искусстве. Методика успешно применяется не только для детей дошкольного возраста, но и даже для взрослых. Терапевтическим инструментом в занятиях следует признать:

  • Изобразительное искусство
  • Лепка
  • Создание коллажей или аппликаций
  • Игры
  • Терапевтические сказки
  • Музыка и пение
  • Танцы

Как и во «взрослой» культуре, искусство – средство самовыражения для детей, проявления своих чувств, эмоций и желаний. Однако ребенку не приходится проходить этот путь в одиночку. Педагог принимает активное участие в творчестве, анализирует деятельность малыша, чтобы выявить его потребности и особенности. Также занятия способны корректировать поведение, чтобы справиться с уже существующими трудностями.

Преимущества арт-терапии в работе с детьми

Хотя методика способна успешно применяться в работе с людьми любого возраста, особенно хорошо она показала себя применимо к детям. Дело в том, что в силу возрастных особенностей они еще не могут передавать свои чувства, мысли или желания словами, поэтому родителям или педагогам сложно понять их потребности. Кроме того, узнать у них что-либо в прямом разговоре, как взрослый со взрослым, не получится: ребенок просто не пойдет на контакт, так как такой формат взаимодействия ему непонятен и малоинтересен.

Арт-терапия дает малышам ту самую возможность поделиться своими эмоциями или потребностями без барьера непонимания, отделяющего их от взрослых. Инструментом для выражения выступает творчество, которое нравится самим детям, поэтому они охотно самовыражаются на занятиях и чувствуют себя комфортно.

У детской арт-терапии есть ряд особенностей, определяющих ее эффективность:

  • Отличные творческие способности. В младшем возрасте творчество дается особенно легко, так как у малышей хорошо работает фантазия, образное мышление, и их не ограничивают блоки или установки, созданные практичным умом взрослых.
  • Занятия проходят в игровой форме, которая лучше всего занимает детей. В результате устанавливаются доверительные отношения с педагогом, а сам малыш охотнее идет на контакт.
  • По ходу общения нет никакого стресса, а за счет увлеченности снижается общий уровень тревожности, которая часто мешает развитию речевых и коммуникативных навыков. В целом стабилизируется психологическое состояние, ребенок становится устойчив к раздражающим его ранее, факторам.
  • Помимо самовыражения, дети получают помощь психолога. Арт-терапевты помогают разобраться в эмоциях, понять свои чувства и управлять ими. Даже в младшем возрасте ребенок познает себя, что положительно сказывается на развитии его личности.

Комплексное воздействие этих факторов положительно влияет на детское эмоциональное состояние, укрепляет психологическое здоровье. Но в более узком плане логопеды-дефектологи получают бесценный инструмент для стимулирования речевого развития.

Особая роль искусства в формировании детской речи

Арт-терапия проходит в соответствии с продуманным планом занятий, в котором увлекательные творческие задания сочетаются с психологическими приемами, действенными для детского мозга. В результате малыши учатся понимать окружающий мир и людей, разбираются в самих себе, знакомятся с новыми словами и даже учатся строить грамматические конструкции, которые могли бы показаться сложными для их возраста.

Заниматься терапевтическим искусством можно в разных целях, но в контексте речевого развития чаще всего преследуются такие задачи:

  • Приобретение уверенности в себе. Даже при наличии предпосылок для активного использования речи малышам могут мешать внутренние зажимы, страх непонимания или негативной реакции. Творческий процесс избавляет от таких страхов, побуждает без ограничений делиться своими чувствами.
  • Развитие когнитивных функций. Речевые способности не развиваются сами по себе, так как они тесно связаны с другими важными навыками. При общении с педагогом тренируется внимание, выполнение поставленной задачи улучшает память, а поиск творческого решения развивает мыслительные способности. Благодаря этим изменениям и сами слова даются гораздо легче.
  • Расширение словарного запаса. Все, что происходит по ходу творчества, детально обговаривается педагогом, за счет чего пополняется пассивный словарный запас. Когда ребенок комментирует свои работы, слова переходят в активный словарь, и у него лучше получается описывать действия или предметы. Попутно вырабатываются навыки составления фраз и предложений.
  • Работа над коммуникативными навыками. Обычно занятия по арт-терапии проходят в группах, где дети взаимодействуют друг с другом. Чтобы творческий процесс проходил эффективнее, им нужно делиться идеями, искать инструменты, договариваться. Так как общение происходит в игровой форме, а педагог помогает сгладить возможные конфликты, дети становятся более коммуникативными, охотнее идут на контакт.
  • Развитие мелкой моторики. Владение руками и пальцами напрямую влияет на речевые навыки, так как артикуляция помогает словам и оживляет их. Рисование, лепка, аппликации и другие виды творческой деятельности улучшают тактильные ощущения и развивают мелкую моторику. Благодаря этому артикуляция становится более живой, а также развивается и сам мозг.

Заниматься арт-терапией можно и в случаях, когда присутствует задержка речевого развития или требуется коррекционная работа. Через творческие инструменты педагоги находят подход к детям, помогают им выражать свои мысли, преодолевать трудности и повышать самооценку. Кроме того, такие занятия закладывают фундамент для творческого развития личности.

Арт-терапия – универсальный подход, который помогает справляться с разноплановыми детскими трудностями. Обратитесь к нашим специалистам, чтобы узнать больше об этой методике и о том, что она способна дать лично вам.

Дата публикации: 08.07.2024. Последнее изменение: 08.07.2024.

Запишитесь на консультацию !

    Записаться на консультацию
    Перезвоним Вам

    Отправить комментарий
    Нажимая "Добавить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных