(многоканальная линия)
Ежедневно с 8.00 до 22.00
  • г.Москва, м.Бабушкинская, м.Свиблово:
  • ул.Летчика Бабушкина, 32к3;
  • Как проехать

Как влияет внешняя среда на развитие личности ребенка?

Запишитесь на консультацию к логопеду-дефектологу со скидкой 30%. Записаться>>

Влияние среды на развитие личности ребенкаФормирование цельной личности человека – это многогранный процесс, который затрагивает большое количество аспектов. Не последнюю роль здесь играет окружающая среда, которая включает в себя быт, ближнее и дальнее окружение. Вместе эти факторы развивают в ребенке восприятие мира, его роли в нем и правил взаимодействия в социуме.

Семья – это ключевая среда, которая влияет на личность больше всего. Ведь именно рядом с близкими людьми человек получает свой первый опыт, знакомиться с ролью сына или дочери, брата, сестры, внука. Со временем круг расширяется, что приводит к возникновению новых связей и улучшению взаимодействия в социуме.

Семья, как среда влияния

Любая социальная среда, а семья является одной из ключевых, может привносить в жизнь и личность ребенка, как положительные, так и отрицательные моменты. При этом семья играет фундаментальную роль, так как через нее закладывается базовая безопасность ребенка и закрытие всех его потребностей. Со временем влияние расширяется, и близкие люди становятся первым, кто знакомит ребенка с понятиями нравственности, правилами поведения, становится ориентиром для переоценки. И качество этого воздействия напрямую зависит от материального и психологического благополучия всей семьи.

Счастливая семья – это самая благоприятная среда, формирующая личность ребенка без тревожности, негативных эмоций и страхов. При этом важно понимать, что недостаточно закрыть базовые потребности, важно организовать пространство вокруг ребенка с максимальной эффективностью.

Еще до поступления в детский сад ребенок должен познакомиться с основными правилами организации свободного времени и вовлечения в окружающую его среду. Так для совершенствования физических аспектов ребенка семья должна закрывать следующие аспекты:

  • Выстраивание и соблюдения четкого режима дня, с учетом активности и полноценного сна;
  • Систематические прогулки на свежем воздухе;
  • Соблюдения баланса между физической и умственной деятельностью посредствам игры.

Эти простые правила позволят максимально эффективно расходовать неуемную детскую энергию. Что касается интеллектуального развития, то первые годы жизни внимание родителей концентрируется на так называемой «зоне ближнего развития», которая включает в себя освоение всех базовых навыков. Со временем при помощи близких людей и педагогов осваиваемые умения переходят «в зону актуального развития», способствуя обогащению вариантов взаимодействия с окружающим миром.

Читайте также: Важность влияния семьи на развитие личности ребенка

Социум, как среда влияния

Чем старше становится ребенок, тем больше точек соприкосновения с окружающей средой он получает. Так круг его знакомств постоянно расширяется, общение становится более разноплановым. Теперь помимо старших, малыш учится взаимодействовать со сверстниками, детьми старше и младше себя по возрасту.

Ребенок учится адаптироваться и вовлекается в большое количество различной деятельности. Игровое взаимодействие остается основой для получения знаний и опыта, однако к ней добавляется классический учебный процесс, творческая реализация путем поиска увлечений и экспериментов. В период социализации малыш приобретает большой практический опыт, который позволяет оттачивать навыки речи, уникальные особенности характера и взглядов на окружающий мир.

В процессе социализации запускается еще один важный аспект – индивидуализация личности. Они неотделимы друг от друга, а результатом их развития становится гармоничная личность, которая умеет не только взаимодействовать с другими, но и выстраивать собственные границы, делать акцент на увлечениях и интересах.

Достижение гармонии в этих процессах позволяет ребенку не только подстраиваться под среду, но и начинать ее видоизменять. И такая взаимная трансформация становится отличной основой для взаимодействия, не только с определенной группой людей или общностью людей, но и для определения и формирования личностных качеств ребенка. В дальнейшем, адаптировавшийся ребенок учится предъявлять собственные индивидуальные отличия, которые могут быть, как приняты, так и отвергнуты социумом.

Отрицательное влияние среды

Формирование личности начинается с самого раннего детства, успех в социальной среде определяет вектор его психического развития. Наличие проблем может привести к нарушениям в развитии собственного «Я», серьезным деформациям в восприятии себя и окружения. Очень часто упущенные возможности невосполнимы в дальнейшем, что приводит к формированию закрытого, апатичного или безынициативного человека.

Читайте также: Влияние общения на развитие личности ребенка

В рамках семьи выделяется несколько типов отрицательного воздействия:

  • При конфликтном поведении взрослых членов семьи ребенок растет в состоянии постоянного стресса. Это в свою очередь провоцирует развитие многочисленных неврозов и страхов, которые могут проявляться как в соматических заболеваниях, так и физических показателях в сравнении с другими детьми.
  • Семьи с низким образовательно-культурным фоном не могут полноценно раскрыть заложенный в ребенка потенциал. Родители могут просто не заметить перспектив собственного чада, а проблемы с алкогольной зависимостью и жестокое обращение с детьми создает непреодолимые препятствия на пути к счастливой и гармоничной личности.

Если говорить о внешней среде, то тут важно понимать отрицательное воздействие неконструктивных педагогов и сверстников.

  • Ошибки в педагогической сфере могут привести к различным последствиям, начиная от скрытности и неуверенности в своих силах, заканчивая отставанием от программы и даже утрате интереса к приобретению новых знаний и умений.
  • Отрицательное воздействие социума также выражается в буллинге, который особенно ярко проявляется в школьном и иногда дошкольном возрасте. При этом не обязательно, что ребенок станет целью травли, он также может стать часть асоциальной группы, что приведет к появлению нежелательных черт личности.

Именно поэтому важно отслеживать не только внутреннее состояние ребенка, но и контролировать качество окружающей его среды. А справиться с этой задачей и научить ребенка выстраивать правильные взаимоотношения не только в семье, но и за ее пределами помогут специально подобранные методики и практика общения с самых ранних лет.

Дата публикации: 19.05.2023. Последнее изменение: 01.04.2024.

Запишитесь на консультацию !

    Записаться на консультацию
    Перезвоним Вам

    Отправить комментарий
    Нажимая "Добавить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных