(многоканальная линия)
Ежедневно с 8.00 до 22.00
  • г.Москва, м.Бабушкинская, м.Свиблово:
  • ул.Летчика Бабушкина, 32к3;
  • Как проехать

Возрастные периоды психического развития ребенка

Возрастные периоды психического развития ребенкаВзросление включает в себя несколько периодов психологического развития, когда ребенок приобретает определенные психические навыки и особенности. Понимание этих периодов позволяет способствовать развитию ребенка, отслеживать темпы и заметить задержку на ранних стадиях проявления. Тогда родители и специалисты успеют принять соответствующие решения и скорректировать возможные проблемы. Существует несколько классификаций, которые описывают психологическое развитие ребенка. Однако все они сводятся к четкому пониманию происходящих процессов, начиная от младенчества и заканчивая 15-17 годами.

Младенчество

Протекает от минуты рождения до одного года и характеризуется приобретением опыта взаимодействия с мамой и папой. В процессе адаптации ребенок учится эффективному взаимодействию через выражение собственных желаний и реакции на внешние раздражители.
Грудничок имеет богатый выбор при контакте с окружающим миром:

  • интонациями;
  • Отдельные звуки, которые связываются с тем или иным состоянием;
  • Жесты и мимика.

Внимательные родители замечают подобные тонкости в поведении своего малыша и эффективнее инициируют с ним. Главная задача взрослых не упускать ключевые моменты, позволяя малышу ухватить суть «общения», давая ему возможность влиять на окружающие обстоятельства. Такой подход полностью восполнит главную цель данного возрастного периода – познание отношений и взаимодействий.

Стоит понимать, что младенец не испытывает психологической нужды или сложных чувств. Все его общение с миром сводится к воде, еде, ощущению комфорта и базовой безопасности.

Раннее детство

Период длится от одного года до трех лет. Здесь все внимание ребенка сосредоточивается на окружающих его предметах. Ему интересно взаимодействие с ними, их вкус, текстура. В этот период малыш активно «пробует» окружающий мир буквально, а все окружающие его предметы кусаются, разбираются и тщательно исследуются.

  • Ребенок вовлекается в разговор с взрослыми, узнает название и много новых слов.
  • Развивается речь и наглядно-действенное мышление. Малыш внимательно наблюдает за действиями старших, анализирует их и пытается повторить. Это обучает ребенка играм.
  • Формируется собственное «Я» и происходит закладка самооценки, ребенок начинает показывать характер и желания.
  • Появляется независимость в действиях, теперь ему не нужен постоянный пример в лице взрослых, формируется потребность в самостоятельности.

Отличительной чертой периода становится кризис 3х лет, который ознаменован тотальным непослушанием.

Дошкольный возраст

К этому этапу относят возраст от трех до семи лет. Теперь ребенок проявляет интерес к социальной стороне жизни, он становится зависим от общественной значимости и общей деятельности, как в кругу семьи, так и за ее пределами. Малыш стал более самостоятельным, его речь позволяет общаться с взрослыми, он отлично передвигается в пространстве.

  • Основной инструмент для формирования новых знаний и навыков – игра. При этом из простого набора правил, она становится сюжетно-ролевой, что позволяет детям изучить тонкости общения и взаимодействия, а также познакомится с последствиями того или иного действия.
  • Дошкольники активно ищут общения со сверстниками и новыми людьми. Оттачивает навыки знакомства и эффективного взаимодействия с ними.

Ближе к семи годам ребенок усваивает основные правила поведения, умеет отвечать за совершенные им поступки и находить удовольствие в общении с другими людьми.
Младший школьный возраст
Данный возраст лежит в периоде от семи до одиннадцати лет и связан с серьезными изменениями в жизни малыша. Сильно меняется и психологическое состояние, ребенок начинает постигать самоконтроль, учится вырабатывать внутренний план действий и его произвольность.

  • Это период активного развития интеллектуально-познавательной деятельности и знакомство с взрослым учебным процессом, пускай пока и с элементами игры.
  • Теперь ребенок способен сосредоточиваться на занятии в течение длительного времени. Это необходимо для эффективного занятия за партой во время уроков.
  • Выстраиваются границы доступных знаний, теперь ребенок понимает, какую задачу он может решить, а какую нет.

Для данного возраста закономерен дискомфорт связанный с пониженным количеством внимания. Теперь во многом ребенок ориентируется на учителя, который не может уделить то количество внимания, однако этот момент малыш должен успешно восстанавливать дома.

Подростковый возраст

Наступает в период от одиннадцати до пятнадцати лет. Главный вектор развития – это потребностно-мотивационная сфера психики, при которой происходит пугающий многих «переходный возраст». Сейчас ребенок фокусируется на себе, прорабатывая собственную самооценку.

  • Период знаменуется конфликтом между тем, что хочется казаться взрослее, но сохранить детскую безнаказанность, избавиться от ответственности за поступки и действия.
  • Переосмысливается система отношений между полами, выстраиваются собственные правила.
  • Начинается бунт против каких-либо запретов, из-за чего постоянно пытается нарушить правила.

При этом подростковый период может быть перенесен и на более поздний период. Так дети могут отлично вовлекаться в учебу, быть послушными и прилежными, однако подобная трансформация наступит позднее, во время или после обучения в ВУЗе.

Юношеский возраст

Завершающий этап взросления приходится на пятнадцать – семнадцать лет. Несмотря на то, что большая часть взглядов и психологических особенностей сформировано, процесс становления взрослой личности все еще не завершен.

Это непростой период, который требует максимум концентрации. Теперь ребенок быстро взрослеет, становится более собранным, а поступки приобретаю взвешенный характер. Этот период совпадает со временем выбора профессии, поэтому он чаще задумывается о будущем.

Зная о ключевых этапах развития своего ребенка, родители смогут не только поддержать его, но и направить в нужное русло детскую энергию. Все это приводит к гармоничному развитию личности и формирует уравновешенный характер с четкими целями и приоритетами.

Дата публикации: 10.05.2023. Последнее изменение: 30.08.2023.

Запишитесь на консультацию !

    Записаться на консультацию
    Перезвоним Вам

    Отправить комментарий
    Нажимая "Добавить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных