(многоканальная линия)
Ежедневно с 8.00 до 22.00
  • г.Москва, м.Бабушкинская, м.Свиблово:
  • ул.Летчика Бабушкина, 32к3;
  • Как проехать

Ключевые нормы развития ребенка в 3, 4, 5 лет

Запишитесь на консультацию к логопеду-дефектологу со скидкой 30%. Записаться>>

Нормы развития ребенка в период 3-5 года
Если и существует время беззаботного детства, то оно наступает именно сейчас, хотя данный возрастной период в процессе развития малыша нельзя назвать простым. Вначале большинство семей сталкивается с одним из первых серьезных детских кризисов. Он характеризуется частым непослушанием, истериками и необоснованными слезами. Характер ребенка сильно меняется, однако уже к трем с половиной годам подобные проявления исчезают. Малыш становится спокойнее, начинает слушать окружающих и концентрируется на изучении окружающего мира.

Большой толчок в развитии получает не только интеллектуальная сторона личности, эмоциональные и социальные навыки также заметно прогрессируют. Ребенок чаще нуждается в одобрении взрослых, их положительном отношении и проявлениям любви. Специалисты рекомендуют уделять этому вопросу значительно количество времени, так как юный член семьи должен слышать и чувствовать привязанность взрослых.

Как определить нормы и на что обратить внимание

Чем взрослее становится ребенок, тем тяжелее родителям оценивать достижения и общий уровень развития, появляется страх упустить «первые тревожные звоночки».

Примерно с трех лет ребенок приобретает индивидуальные черты в процессе обучения, проявляет интерес к определенным областям жизни. Это приводит к тому, что некоторые навыки и знания усваиваются очень быстро, а что-то дается с большим трудом. Это приводит к тому, что сравнивать детей в возрасте от 3 до 5 лет между собой, становится неэффективно и даже опасно, так как может привести к возникновению глубоких детских комплексов.

Нормы в данном случае будут выступать в качестве общих ориентиров, которые позволят подтянуть проблемные места и способствовать гармоничному развитию с учетом личностных особенностей малыша. Но если вы заподозрили неладное, то не стоит ждать что «само пройдет» даже единичная консультация со специалистом поможет развеять сомнения и при необходимости скорректировать программу развития с учетом индивидуальных особенностей.

Читайте также: Связь пальчиковых игр и развития речи детей

Физические нормы

Дети могут быть как физически активными, так и довольно сдержанными. При этом важно понимать разницу между усидчивостью малыша и отсутствием необходимого развития. Даже самый спокойный и юный созерцатель в возрасте до 5 лет должен уметь:

  • Бегать с разной скоростью, а смену направления движения делать просто и легко. Во время бега внимательно огибать и перепрыгивать различные препятствия.
  • Без усилий осуществлять различные прыжки и повторение бытовых движений взрослых людей.
  • Уверенно лазать по лестницам, висеть на турнике и приземляться на полусогнутые ноги, не падая при этом.
  • Без труда ловить мяч и уметь держать его в руках, игра с отскоком от стены не должна вызывать проблем. Освоили простые движения? Переходим к тренировкам отбивания мяча от земли сначала 2, а потом 1 рукой. Отличной проверка на координацию и физическое развитие.
  • Легко ходить по узкой доске или бордюру, значит, детская координация окрепла. Это отличный возраст для обучения езде на трехколесном велосипеде или самокате, а начиная с 4 лет можно смело осваивать коньки, лыжи и ролики.

Хотите удостовериться в физическом развитии малыша?

  • Попросите пройти его по тонкой линии, шаг должен быть уверенным, а тело расслаблено.
  • Ребенок без труда должен справляться с упражнением «ножки выше». Лежа на спине, он может вытягивать ноги вверх и держать их максимально долго. Нормой для данного возраста станет фиксация положения на 5-15 секунд.
  • Умение стоять на 1 ноге и не падать в течение 30 секунд также свидетельствует о гармоничном развитии.

Если же эти упражнения вызывают проблемы, а ребенок не может с ними справиться без помощи посторонних, то следует посетить консультацию и вместе с нашими специалистами разобраться в причинах подобного отставания.

Бытовые нормы

Многие базовые умения ребенок должен выполнять самостоятельно и стремиться к улучшению результата:

  • Малыш сам моет руки, умывается и справляет нужду. Он также может мыться без помощи взрослых, но под их контролем.
  • Умеет пользоваться карандашом, держать ручку, ложку и ножницы правильно. Спокойно высиживает отведенное для занятий время и умеет изобразить простые фигуры и предметы.
  • Одевается без посторонней помощи и следит за своей одеждой. Старается беречь книги и игрушки.

Отличительной чертой данного возраста становится активное желание помогать взрослым по дому. Привлекая ребенка к домашним обязанностям в форме игры, родители прививают самостоятельность.

Читайте также: Ребенку 3 года. Идти в детский сад или еще подождать? Плюсы и минусы

Интеллектуальные нормы

Сюда входит умение размышлять, анализировать и говорить. Речь в данном случае является самым ярким показателем и дает представление об общем развитии.

  • Ребенок уверенно говорит небольшими, но связными предложениями. Помимо глаголов и существительных активно используются прилагательные, местоимения и числительные.
  • Предложения состоят в среднем из пяти и более слов, а упражнения по описанию предметов и событий не вызывают особых проблем.
  • Умеет концентрировать внимание до 5 минут, но если речь идет о чем-то увлекательном для самого малыша, то продолжительность занятия достигает 30 минут.
  • Ближе к 5 годам малыш может приступать к изучению букв и пробовать свои силы в чтении. Так же важно сделав упор на сочинении сказок, рассказов или интересных ребенку историй. Таким образом, он сможет оттачивать свои речевые умения и развивать фантазию.

Не пытайтесь отыскать универсальное решение или действовать в рамках школьных правил, ведь все дети очень разные. Так одни начинают читать уже с 3,5 лет, тогда как другие знакомятся с буквами только в возрасте 5 лет и это не является проблемой. В период от 3 до 5 лет мозг ребенка сталкивается с колоссальным количеством информации, которая должна быть осмыслена и усвоена.

Признаком развития можно считать желание ребенка к общению, причем ему будет важен диалог. При этом не стоит навязывать общение, особенно если ребенок замкнут. Причиной для молчаливой отстраненности может быть множество и разбираться с ними необходимо только под чутким наблюдением опытного специалиста.

Дата публикации: 20.03.2023. Последнее изменение: 31.03.2024.

Запишитесь на консультацию !

    Записаться на консультацию
    Перезвоним Вам

    Отправить комментарий
    Нажимая "Добавить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных