(многоканальная линия)
Ежедневно с 8.00 до 22.00
  • г.Москва, м.Бабушкинская, м.Свиблово:
  • ул.Летчика Бабушкина, 32к3;
  • Как проехать

Связь пальчиковых игр и развития речи детей

Запишитесь на консультацию к логопеду-дефектологу со скидкой 30% до 24 июня 2024. Записаться>>

Связь пальчиковых игр и развития речи детейОбщение с помощью речи – удивительный и сложный процесс, в ходе которого задействуются самые разные органы и части мозга. Поэтому логопеды, развивающие детскую речь, порой прибегают к неочевидным, но очень эффективным методам. Узнайте, как связаны пальчиковые игры и совершенствование речи, и как можно с их помощью ускорить развитие малыша.

Связь моторики и речи

Хотя может показаться, что незатейливые на первый взгляд пальчиковые игры никак не связаны с лечением речевой задержки или ускорением развития, их использование имеет научное обоснование. Оказывается, мелкая моторика прямо или косвенно влияет на навыки, от которых зависит скорость появления речи и ее чистота.

Жесты и мимика – это инструменты, используемые малышами для донесения до родителей своих желаний еще до того, как научатся говорить. Этот метод общения сопровождает человека на протяжении всей его жизни, так как жесты помогают сделать речь яркой и интересной, с передачей своих эмоций без слов.

Связь механических движений ручками или пальчиками с произношением слов вполне объяснима. Дело в том, что разные отделы человеческого мозга расположены не в хаотичном порядке, а в соответствии с продуманным планом. Так, зона, отвечающая за речь, находится совсем рядом с той, которая контролирует жестикуляцию. Поэтому развитие моторики активно тренирует ту самую область мозга, которая будет стимулировать появление и развитие словесного общения. В результате детки без патологий, с которыми занимаются родители, начинают говорить или улучшают речевые навыки быстрее, чем их сверстники. Даже при наличии задержки пальчиковые игры помогут наверстать упущенное и значительно улучшить речевые способности ребенка как в младшем, так и в среднем или старшем дошкольном возрасте.

Как работают пальчиковые игры

Пальчиковые игры – это увлекательные упражнения, разработанные специально для деток. Они представляют собой игру, в которой роль персонажей играют руки или пальцы. По ходу развлечений происходит инсценировка разных сказок, стишков, рассказов или других историй, в том числе тех, которые рождаются на ходу. Уникальность игр в том, что воздействие на речевые навыки происходит двумя способами:

  • Движения пальчиками – через моторику и мыслительную активность
  • Озвучивание сюжета взрослыми – формирование пассивного словарного запаса и тренировка памяти

Технически пальчиковые игры – это гимнастика для ручек, ножек и пальчиков, однако она подана под привлекательной оберткой игры, которая будет удерживать внимание малыша и не даст ему заскучать.

Иногда игровой процесс совмещается с разучиванием стишков или коротких рассказов. Такого комбинированное воздействие одновременно развивает:

  • Моторику
  • Мозговую активность
  • Речь
  • Пространственное мышление
  • Фантазию
  • Концентрацию внимания
  • Скорость реакции
  • Выразительность

Ребенок не только лучше запоминает услышанные тексты, но и привносит слова из них в свой активный и пассивный словарный запас, что значительно улучшает выразительность речи.

Читайте также: Ребенку 3 года. Идти в детский сад или еще подождать? Плюсы и минусы

Цель игр и принцип игрового процесса

Пальчиковые игры, главным образом, направлены на развитие мелкой моторики, координации движения, а также концентрации и переключения внимания. Эти навыки стимулируют умственное развитие малыша и способствуют улучшению речевых навыков. Когда ребенок играет пальчиками и попутно повторяет стишок или короткую историю, он тренирует произношение, четкость речи, скорость проговаривания слов, а также память и словарный запас. Так как в игре нужно показывать действия, которые проговариваются вслух, оттачивается согласованность между речью и движениями малыша.
Обычно пальчиковые игры выглядят следующим образом:

  • Взрослый сам проговаривает слова и двигает пальцами.
  • Взрослый снова рассказывает, но в этот раз двигает рукой или пальчиками малыша, показывая, что нужно делать.
  • Взрослый продолжает выступать в роли рассказчика, а движения выполняются уже вдвоем, в одно и то же время.
  • Действия уже выполняет только малыш, в то время как взрослый озвучивает историю и по необходимости помогает ему.
  • Ребенок самостоятельно играет пальчиками и рассказывает историю, а взрослый помогает ему или подсказывает, если тот сбился или запутался.

Такой простой механизм на удивление эффективен, так как одновременно развиваются умственные способности, моторика и другие физические навыки, а также речь и социальные навыки малыша.

Полезные рекомендации

Хотя пальчиковые игры несут элемент развлечения, важно понимать, что это своего рода тренировка ручек, поэтому начинать ее нужно с разминки. Это могут быть сгибания и разгибания пальцев в кулачок или немного усложненные действия, которые также можно проводить в интересной игровой форме.

Вот несколько полезных советов:

  • Малыш должен понимать смысл игры и идеи, которые в ней звучат. Поэтому перед началом нужно рассказать ему о незнакомых пунктах с помощью игрушек, картинок или других наглядных пособий.
  • Ребенок увлечется игрой, только если вы будете проявлять к ней интерес. Делайте упражнения вместе с ним и показывайте, что вам это нравится.
  • Параллельно развивайте тактильные ощущения и осязание. Если это не противоречит сюжету, ваши пальцы могут бегать по ребенку и взаимодействовать с ним.
  • Используйте все инструменты, чтобы ваша речь была выразительной: изменение интонации, паузы, смена темпа, воодушевление, изменение громкости и другие приемы.
  • Регулярно меняйте темы игр, чтобы учить ребенка новым словам, а также не терять его увлеченность.
  • Учитывайте интересы малыша, чтобы хотя бы в части историй фигурировали животные, предметы или явления, которые ему нравятся.

Читайте также: Возрастные периоды психического развития ребенка

Главное, не забывайте о том, что такие важные для будущей жизни ребенка упражнения, не должны быть принудительными. Не стоит применять пальчиковые игры, когда ему плохо или он не в настроении, чтобы не отбить охоту от дальнейших занятий. Тогда речь и общение с родителями будут ассоциироваться у малыша исключительно с приятными впечатлениями, которые в свою очередь простимулируют его к дальнейшему развитию навыков.

Если вам нужна помощь в выборе игр и упражнений или вы хотите получить рекомендации, которые помогут ускорить развитие речи вашего ребенка, обращайтесь к нашим специалистам.

Дата публикации: 20.12.2023. Последнее изменение: 31.03.2024.

Запишитесь на консультацию !

    Записаться на консультацию
    Перезвоним Вам

    Отправить комментарий
    Нажимая "Добавить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных