(многоканальная линия)
Ежедневно с 8.00 до 22.00
  • г.Москва, м.Бабушкинская, м.Свиблово:
  • ул.Летчика Бабушкина, 32к3;
  • Как проехать

Игры для развития речи у детей 2-3 лет: рекомендации и примеры

Запишитесь на консультацию к логопеду-дефектологу Денисовой Н.Е. (руководитель Центра Речи «Каркуша», м.Бабушкинская) со скидкой 30% до 8 декабря 2024. Записаться>>

Игры для развития речи у детей 2-3 лет: рекомендации и примерыРазвитие детской речи – процесс, который не должен быть пущен на самотек. Даже в годовалом или двухлетнем возрасте за речевыми навыками важно следить, чтобы они развивались органично и не отставали от остальных коммуникативных способностей. Неоценимую помощь окажут родители, которые могут стимулировать речь увлекательными играми. Рассказываем, как определить, нормально ли развивается речь ребенка и какие игры помогут ускорить этот процесс.

Норма детской речи в 2-3 года

Прежде чем разобрать, что считается нормой для речевых навыков детей, важно сделать оговорку: каждый ребенок – личность со своими особенностями. Рождение, характер и время, которое родители проводят с детьми, влияют на то, как быстро они заговорят и какой объем слов смогут освоить к наступлению трехлетнего рубежа. Если у вас возникают сомнения, всегда можно получить консультацию логопеда.

Ориентировочно в двухлетнем возрасте речь малыша трансформируется из лепета (невнятного произношения простых послоговых слов) во фразовую речь, которая заключается в выражении мыслей несколькими словами. Как правило, речевые способности задействуются ребенком для следующих целей:

  • Выражение чувств и ощущений.
  • Передача эмоций или внутреннего состояния.
  • Сообщение родителям или другим взрослым своих желаний.
  • Обмен той же информацией с другими детьми.

В своей речи ребенок копирует общение взрослых, но делает это в такой мере, насколько ему позволяет возраст и развитие интеллекта. К примеру, у большинства двух- или даже трехлетних детей слова еще не складываются в предложения, ограничиваясь простыми фразами (в то же время малыш, с которым родители много общаются, играют и читают книжки, может даже свободно говорить сложными предложениями, и это тоже будет нормой).

У детской речи в этом возрасте встречаются такие особенности:

  • Неверные склонения (например, использование родов), которые объясняются простым копированием слов взрослых.
  • Использование общих наименований (еда, фрукты, игрушки).
  • Спутанное использование схожих понятий.
  • Самостоятельно придуманные слова.
  • Отсутствие или минимальное количество вопросительных предложений.

Все эти явления вполне нормальны и пройдут с возрастом. Более того, помочь в развитии речи могут сами родители, правильно общаясь с ним. К примеру, если говорить с малышом сложными предложениями, он сам быстрее начнет использовать их. А чтобы ребенок начал задавать вопросы, его можно стимулировать, показывая на примере, как должно выглядеть такое предложение.

Читайте также: Как проходит развитие речи у малышей: от лепета к первым словам

Игры, помогающие развить детскую речь

Независимо от того, как развиваются речевые навыки детей, нормально или с задержкой, их стоит стимулировать. Лучше всего с этим справляются игры, так как это любимое занятие детей в возрасте 2-3 лет. Есть специально разработанные логопедами игровые упражнения, направленные на развитие определенных коммуникативных способностей, речевых навыков и интеллекта, которые помогут формировать произносимые слова в предложения.

Лучше всего не останавливаться на какой-то игре, а выбрать несколько и чередовать их. Так это не наскучит ни ребенку, ни вам. Кроме того, при смене игр разные способности будут развиваться параллельно, что ускорит прогресс и поможет малышу яснее выражать свои желания, чувства и эмоции.

Речь ребенка развивается как надо или немного отстает? Проверить это можно в нашем бесплатном telegram-боте. Там же Вы найдете эффективные упражнения по развитию речи:)

Перейти в бота

Клад, или горячо/холодно

Игра, которая увлекает всех детей дошкольного возраста, развивает понимание речи, мышление и решение задач. Аналог пряток, в котором нужно найти клад с сокровищами (вкусняшку или предмет, ценный для ребенка), ориентируясь по получаемым подсказкам.

Предмет прячется в доступном для ребенка месте, чтобы его было не слишком тяжело найти. Затем нужно сообщить ему, что в комнате есть клад, и его нужно найти. В процессе поисков следует давать подсказки словами «Горячо» или «Холодно» (предварительно объяснив, что они означают). После обнаружения сокровища игру можно продолжать с тем же или другим предметом. Также можно поменяться местами с ребенком, пусть он подсказывает.

Мешочек с сюрпризом

Игра расширяет пассивный словарный запас. Для нее нужно подготовить красивый мешочек и игрушки, которые в него помещаются.

Игра заключается в том, что взрослый достает по одной игрушке, называет ее, а затем отдает ребенку, и так по очереди. После рассмотрения игрушек нужно предложить ему спрятать их обратно. Взрослый называет, а малыш должен положить правильную игрушку.

Угадай, в какой руке

Игра поможет развить коммуникативные навыки, терпение и внимательность. Для нее нужно подготовить игрушку или вкусняшку, которая помещается в зажатой ладони.

Взрослый показывает игрушку малышу, чтобы вызвать его интерес. Потом предлагает спрятать его, чтобы ребенок угадал, в какой он руке. Играть можно до тех пор, пока интерес не будет потерян. При этом нужно максимально подробно описывать действия и то, что ожидается от ребенка.

Робот

Игра развивает в ребенке внимательность, учит подражать взрослым, а также расширяет пассивный словарный запас. Чтобы подготовиться к игре, нужно в ходе общения и игр показывать ребенку какие-либо действия (прыжки, движения руками, приседы и т.д.) и называть их, чтобы он мог запомнить обозначение..

Предложите ребенку поиграть в робота: вы будете давать команду на действие, а он ее выполнять. Можно комбинировать несколько простых действий. Не забывайте искренне хвалить малыша. Если игра дается легко, ее можно усложнить: пусть ребенок дает команду вам словами или жестами, а вы охотно ее выполняйте.

Читайте также: Логопед для ребенка с 2-х лет

Детские особенности и развитие речи

Часто бывает, что в группе детей-однолеток навыки коммуникации и речи кардинально различаются. При этом все они могут находиться в пределах нормы. К примеру, одни дети – говоруны, которые сразу начинают много говорить, а другие – молчуны, которые долго смотрят, слушают и учатся, но их речь сразу становится четкой. Играйте в речевые игры, и развитие станет активным.

Однако есть важный критерий: речь ребенка не должна отставать от его мышления и восприятия. Если он без труда понимает, чего хотят взрослые, но не может сформулировать свою мысль в простую фразу, это может свидетельствовать о проблеме. Не стоит преждевременно бить тревогу и «диагностировать» задержку развития. Проконсультируйтесь с нашими специалистами, и они определят основные особенности ребенка, а также дадут советы, которые помогут в дальнейшем развитие его коммуникативных навыков.

Дата публикации: 05.12.2023. Последнее изменение: 20.11.2024.

Запишитесь на консультацию !

    Записаться на консультацию
    Перезвоним Вам

    Отправить комментарий
    Нажимая "Добавить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных