(многоканальная линия)
Ежедневно с 8.00 до 22.00
  • г.Москва, м.Бабушкинская, м.Свиблово:
  • ул.Летчика Бабушкина, 32к3;
  • Как проехать

Игры для развития речи у детей 2-3 лет: рекомендации и примеры

Игры для развития речи у детей 2-3 лет: рекомендации и примерыРазвитие детской речи – процесс, который не должен быть пущен на самотек. Даже в годовалом или двухлетнем возрасте за речевыми навыками важно следить, чтобы они развивались органично и не отставали от остальных коммуникативных способностей. Неоценимую помощь окажут родители, которые могут стимулировать речь увлекательными играми. Рассказываем, как определить, нормально ли развивается речь ребенка и какие игры помогут ускорить этот процесс.

Норма детской речи в 2-3 года

Прежде чем разобрать, что считается нормой для речевых навыков детей, важно сделать оговорку: каждый ребенок – личность со своими особенностями. Рождение, характер и время, которое родители проводят с детьми, влияют на то, как быстро они заговорят и какой объем слов смогут освоить к наступлению трехлетнего рубежа. Если у вас возникают сомнения, всегда можно получить консультацию логопеда.

Ориентировочно в двухлетнем возрасте речь малыша трансформируется из лепета (невнятного произношения простых послоговых слов) во фразовую речь, которая заключается в выражении мыслей несколькими словами. Как правило, речевые способности задействуются ребенком для следующих целей:

  • Выражение чувств и ощущений.
  • Передача эмоций или внутреннего состояния.
  • Сообщение родителям или другим взрослым своих желаний.
  • Обмен той же информацией с другими детьми.

В своей речи ребенок копирует общение взрослых, но делает это в такой мере, насколько ему позволяет возраст и развитие интеллекта. К примеру, у большинства двух- или даже трехлетних детей слова еще не складываются в предложения, ограничиваясь простыми фразами (в то же время малыш, с которым родители много общаются, играют и читают книжки, может даже свободно говорить сложными предложениями, и это тоже будет нормой).

У детской речи в этом возрасте встречаются такие особенности:

  • Неверные склонения (например, использование родов), которые объясняются простым копированием слов взрослых.
  • Использование общих наименований (еда, фрукты, игрушки).
  • Спутанное использование схожих понятий.
  • Самостоятельно придуманные слова.
  • Отсутствие или минимальное количество вопросительных предложений.

Все эти явления вполне нормальны и пройдут с возрастом. Более того, помочь в развитии речи могут сами родители, правильно общаясь с ним. К примеру, если говорить с малышом сложными предложениями, он сам быстрее начнет использовать их. А чтобы ребенок начал задавать вопросы, его можно стимулировать, показывая на примере, как должно выглядеть такое предложение.

Игры, помогающие развить детскую речь

Независимо от того, как развиваются речевые навыки детей, нормально или с задержкой, их стоит стимулировать. Лучше всего с этим справляются игры, так как это любимое занятие детей в возрасте 2-3 лет. Есть специально разработанные логопедами игровые упражнения, направленные на развитие определенных коммуникативных способностей, речевых навыков и интеллекта, которые помогут формировать произносимые слова в предложения.

Лучше всего не останавливаться на какой-то игре, а выбрать несколько и чередовать их. Так это не наскучит ни ребенку, ни вам. Кроме того, при смене игр разные способности будут развиваться параллельно, что ускорит прогресс и поможет малышу яснее выражать свои желания, чувства и эмоции.

Клад, или горячо/холодно

Игра, которая увлекает всех детей дошкольного возраста, развивает понимание речи, мышление и решение задач. Аналог пряток, в котором нужно найти клад с сокровищами (вкусняшку или предмет, ценный для ребенка), ориентируясь по получаемым подсказкам.

Предмет прячется в доступном для ребенка месте, чтобы его было не слишком тяжело найти. Затем нужно сообщить ему, что в комнате есть клад, и его нужно найти. В процессе поисков следует давать подсказки словами «Горячо» или «Холодно» (предварительно объяснив, что они означают). После обнаружения сокровища игру можно продолжать с тем же или другим предметом. Также можно поменяться местами с ребенком, пусть он подсказывает.

Мешочек с сюрпризом

Игра расширяет пассивный словарный запас. Для нее нужно подготовить красивый мешочек и игрушки, которые в него помещаются.

Игра заключается в том, что взрослый достает по одной игрушке, называет ее, а затем отдает ребенку, и так по очереди. После рассмотрения игрушек нужно предложить ему спрятать их обратно. Взрослый называет, а малыш должен положить правильную игрушку.

Угадай, в какой руке

Игра поможет развить коммуникативные навыки, терпение и внимательность. Для нее нужно подготовить игрушку или вкусняшку, которая помещается в зажатой ладони.

Взрослый показывает игрушку малышу, чтобы вызвать его интерес. Потом предлагает спрятать его, чтобы ребенок угадал, в какой он руке. Играть можно до тех пор, пока интерес не будет потерян. При этом нужно максимально подробно описывать действия и то, что ожидается от ребенка.

Робот

Игра развивает в ребенке внимательность, учит подражать взрослым, а также расширяет пассивный словарный запас. Чтобы подготовиться к игре, нужно в ходе общения и игр показывать ребенку какие-либо действия (прыжки, движения руками, приседы и т.д.) и называть их, чтобы он мог запомнить обозначение..

Предложите ребенку поиграть в робота: вы будете давать команду на действие, а он ее выполнять. Можно комбинировать несколько простых действий. Не забывайте искренне хвалить малыша. Если игра дается легко, ее можно усложнить: пусть ребенок дает команду вам словами или жестами, а вы охотно ее выполняйте.

Детские особенности и развитие речи

Часто бывает, что в группе детей-однолеток навыки коммуникации и речи кардинально различаются. При этом все они могут находиться в пределах нормы. К примеру, одни дети – говоруны, которые сразу начинают много говорить, а другие – молчуны, которые долго смотрят, слушают и учатся, но их речь сразу становится четкой. Играйте в речевые игры, и развитие станет активным.

Однако есть важный критерий: речь ребенка не должна отставать от его мышления и восприятия. Если он без труда понимает, чего хотят взрослые, но не может сформулировать свою мысль в простую фразу, это может свидетельствовать о проблеме. Не стоит преждевременно бить тревогу и «диагностировать» задержку развития. Проконсультируйтесь с нашими специалистами, и они определят основные особенности ребенка, а также дадут советы, которые помогут в дальнейшем развитие его коммуникативных навыков.

Дата публикации: 05.12.2023. Последнее изменение: 05.12.2023.

Запишитесь на консультацию !

    Записаться на консультацию
    Перезвоним Вам

    Отправить комментарий
    Нажимая "Добавить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных