(многоканальная линия)
Ежедневно с 8.00 до 22.00
  • г.Москва, м.Бабушкинская, м.Свиблово:
  • ул.Летчика Бабушкина, 32к3;
  • Как проехать

Как проходит развитие речи у малышей: от лепета к первым словам

Запишитесь на консультацию к логопеду-дефектологу со скидкой 30%. Записаться>>

Как проходит развитие речи у малышейКогда малыш произносит свое первое слово, это становится настоящим чудом, которое очень радует родителей. Но это только начало пути, на котором ребенку предстоит выучить множество слов, а также научиться делиться своими радостями и желаниями с родителями или другими детками. Узнайте, как происходит развитие детской речи на раннем этапе и стоит ли бояться задержек в произношении первых слов.

Ключевые этапы становления речи

Формирование речи ребенка начинается задолго до произношения первых слов. Этот удивительный процесс идет с самого рождения малыша и делится на разные этапы, в зависимости от развития голосовых связок, дыхания и других физиологических особенностей. Этапы имеют свои ориентировочные временные рамки, которые стоит воспринимать только как примерные ориентиры. Небольшие расхождения не говорят о патологии, поэтому беспокоиться стоит только при значительном смещении речевого развития.

4 первых этапа становления речи выглядят так:

  1. Крик, 1,5-2 месяца. Малыш издает только рефлекторные звуки, которым не придается какое-то значение. Это первый шаг в постановке дыхания: ребенок делает быстрый вдох, а на выдохе издает звуки.
  2. Гуление, 2-5 месяцев. ребенок уже учится придавать своим звукам эмоциональную или интонационную окраску, чтобы передать свои желания. Появляются новые звуки, которые могут звучать при общении с родителями или спонтанно. Так продолжает тренироваться речевое дыхание, а также голосовые связки. Ребенок осознает окружающих, улыбается тем, кто уделяет ему время, учится смеяться.
  3. Лепет, 6-11 месяцев. Лепет – это слогоподобные вокализации, предшествующие появлению настоящих слов. Ребенок может использовать лепет для выражения своих желаний, а также просто, слушая свои собственные звуки. Начинается лепет из простых слогов («ля», «па» и т.д.), а со временем переходит в цепочки слогов.
  4. Первые слова, конец первого года жизни. Лепет, который звучал раньше, ребенок начинает соотносить со смыслом слов, произносимых взрослыми. Слоговые цепочки превращаются в первые слова: «ма-ма», «па-па», «ля-ля». Причем эти слова произносятся не просто так, а осмысленно, когда ребенок обращается к родителям или просит игрушку.

На каждом этапе в той или иной степени происходит формирование пассивного словарного запаса – набора слов, значение которых ребенок понимает, но пока что не может произнести. Ближе к году малыш может показывать или подавать предметы, которые называют родители, а также осознанно реагировать на другие слова, которые слышит.

Помимо наименований предметов, ребенок понимает значение тех или иных действий. Например, он знает, что значит «кушать», «бежать» или «сидеть», а также может отвечать на просьбы родителей показать ему что-то или выполнить другое действие.

Читайте также: Логопед для ребенка с 2-х лет

Как выглядит норма речи

Внутри каждого этапа есть другие стадии, помогающие определить норму речевого развития и убедиться, что с малышом все в порядке:

  • 1,5 месяца. У ребенка появляются особые гласные звуки, которыми он выражает реакцию на обращение к нему взрослых. Он сосредоточен на говорящем, прислушивается к нему. В норме крик звучит только на выдохе, а не на вдохе.
  • 2-3 месяца. Малыш оживляется, видя родных людей (либо когда испытывает радость, интерес), сопровождая движениями и звуками. Часто он пристально наблюдает за источником речи или движущимся объектом.
  • 3-5 месяцев. Ребенок сам начинает контактировать с родителями глазами, мимикой или гулением. В норме гуление должно быть разнообразным и выразительным, а движения осознанными.
  • 6 месяцев. Появляется лепет, состоящий из простых слогов (согласный + гласный звуки). Хотя он еще не является полноценным общением, слоговые цепочки становятся похожими на модели простых слов.
  • 7-8 месяцев. В лепете значительных изменений нет, однако малыш впитывает информацию, которую будет воспроизводить в будущем. Он уже может отождествлять предмет с его словесным обозначением, может выполнить простейшее указание взрослого и иногда начинает подражать ему.
  • 9 месяцев. После этого возраста формируется активный словарный запас из слов, произошедших от лепета – «мама», «папа», «ляля», «биби». Малыш хорошо понимает обозначения предметов и действий.К году жизни здоровый ребенок делает речь своим основным средством коммуникации. Конечно, он еще может выражать какие-то желания жестами или невнятными звуками, однако они должны перемежаться словами. Если к году слов еще нет, есть основания для беспокойства.

Ускорение речевого развития

Как видно, развитие речи ребенка напрямую зависит от его коммуникации с родителями, другими взрослыми и окружающим миром. Поэтому можно сделать простой, но очень важный вывод: чтобы малыш заговорил раньше, важно самим общаться с ним, уделять время и играть.

Когда начинать общение с ребенком? Если вы думаете, что с первого дня, то вы уже опоздаете. Органы чувств и крошечный мозг воспринимают движения и слова матери еще в утробе, поэтому многие читают вслух, слушают музыку или общаются с младенцем.

Конечно, после рождения общение становится только больше. Если вы хотите ускорить речевое развитие, проговаривайте с ребенком ваши совместные действия, знакомьте малыша с предметами или явлениями вокруг него, не думая, что говорящие игрушки смогут полностью заменить родителей. Ловите хорошее настроение: занятия будут эффективны, только если ребенка ничто не беспокоит.

Читайте также: Ключевые нормы развития ребенка в период 1-2 года

Возможные отклонения

Иногда происходит задержка речевого развития. В группу риска попадают малыши с врожденными патологиями, а также те, кто недополучает родительского внимания. В первый год жизни тревожным звонком может стать:

  • Отсутствие концентрации на речи или движении
  • Отсутствие интереса к миру
  • Нет интонации в гулении или лепете
  • Спазмы языка или рта
  • Трудности с едой или питьем
  • Не появляется лепет (желания выражаются мычанием)
  • Ребенок не стремится к тому, чтобы взрослые его поняли
  • К году сохраняется только простейший лепет

Иногда даже наличие одного признака – не причина для паники, так как ребенок наверстает это при должном внимании, а в других случаях проблемой стоит заняться серьезнее. Обратитесь к нашим специалистам, которые помогут понять, есть ли задержка и какие меры принять для ускорения речевого развития.

Дата публикации: 16.01.2024. Последнее изменение: 31.03.2024.

Запишитесь на консультацию !

    Записаться на консультацию
    Перезвоним Вам

    Отправить комментарий
    Нажимая "Добавить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных