Возрастные периоды психического развития ребенка
Взросление включает в себя несколько периодов психологического развития, когда ребенок приобретает определенные психические навыки и особенности. Понимание этих периодов позволяет способствовать развитию ребенка, отслеживать темпы и заметить задержку на ранних стадиях проявления. Тогда родители и специалисты успеют принять соответствующие решения и скорректировать возможные проблемы. Существует несколько классификаций, которые описывают психологическое развитие ребенка. Однако все они сводятся к четкому пониманию происходящих процессов, начиная от младенчества и заканчивая 15-17 годами.
Младенчество
Протекает от минуты рождения до одного года и характеризуется приобретением опыта взаимодействия с мамой и папой. В процессе адаптации ребенок учится эффективному взаимодействию через выражение собственных желаний и реакции на внешние раздражители.
Грудничок имеет богатый выбор при контакте с окружающим миром:
- интонациями;
- Отдельные звуки, которые связываются с тем или иным состоянием;
- Жесты и мимика.
Внимательные родители замечают подобные тонкости в поведении своего малыша и эффективнее инициируют с ним. Главная задача взрослых не упускать ключевые моменты, позволяя малышу ухватить суть «общения», давая ему возможность влиять на окружающие обстоятельства. Такой подход полностью восполнит главную цель данного возрастного периода – познание отношений и взаимодействий.
Стоит понимать, что младенец не испытывает психологической нужды или сложных чувств. Все его общение с миром сводится к воде, еде, ощущению комфорта и базовой безопасности.
Читайте также: Ключевые нормы развития ребенка в 3, 4, 5 лет
Раннее детство
Период длится от одного года до трех лет. Здесь все внимание ребенка сосредоточивается на окружающих его предметах. Ему интересно взаимодействие с ними, их вкус, текстура. В этот период малыш активно «пробует» окружающий мир буквально, а все окружающие его предметы кусаются, разбираются и тщательно исследуются.
- Ребенок вовлекается в разговор с взрослыми, узнает название и много новых слов.
- Развивается речь и наглядно-действенное мышление. Малыш внимательно наблюдает за действиями старших, анализирует их и пытается повторить. Это обучает ребенка играм.
- Формируется собственное «Я» и происходит закладка самооценки, ребенок начинает показывать характер и желания.
- Появляется независимость в действиях, теперь ему не нужен постоянный пример в лице взрослых, формируется потребность в самостоятельности.
Отличительной чертой периода становится кризис 3х лет, который ознаменован тотальным непослушанием.
Дошкольный возраст
К этому этапу относят возраст от трех до семи лет. Теперь ребенок проявляет интерес к социальной стороне жизни, он становится зависим от общественной значимости и общей деятельности, как в кругу семьи, так и за ее пределами. Малыш стал более самостоятельным, его речь позволяет общаться с взрослыми, он отлично передвигается в пространстве.
- Основной инструмент для формирования новых знаний и навыков – игра. При этом из простого набора правил, она становится сюжетно-ролевой, что позволяет детям изучить тонкости общения и взаимодействия, а также познакомится с последствиями того или иного действия.
- Дошкольники активно ищут общения со сверстниками и новыми людьми. Оттачивает навыки знакомства и эффективного взаимодействия с ними.
Ближе к семи годам ребенок усваивает основные правила поведения, умеет отвечать за совершенные им поступки и находить удовольствие в общении с другими людьми.
Читайте также: Связь пальчиковых игр и развития речи детей
Младший школьный возраст
Данный возраст лежит в периоде от семи до одиннадцати лет и связан с серьезными изменениями в жизни малыша. Сильно меняется и психологическое состояние, ребенок начинает постигать самоконтроль, учится вырабатывать внутренний план действий и его произвольность.
- Это период активного развития интеллектуально-познавательной деятельности и знакомство с взрослым учебным процессом, пускай пока и с элементами игры.
- Теперь ребенок способен сосредоточиваться на занятии в течение длительного времени. Это необходимо для эффективного занятия за партой во время уроков.
- Выстраиваются границы доступных знаний, теперь ребенок понимает, какую задачу он может решить, а какую нет.
Для данного возраста закономерен дискомфорт связанный с пониженным количеством внимания. Теперь во многом ребенок ориентируется на учителя, который не может уделить то количество внимания, однако этот момент малыш должен успешно восстанавливать дома.
Подростковый возраст
Наступает в период от одиннадцати до пятнадцати лет. Главный вектор развития – это потребностно-мотивационная сфера психики, при которой происходит пугающий многих «переходный возраст». Сейчас ребенок фокусируется на себе, прорабатывая собственную самооценку.
- Период знаменуется конфликтом между тем, что хочется казаться взрослее, но сохранить детскую безнаказанность, избавиться от ответственности за поступки и действия.
- Переосмысливается система отношений между полами, выстраиваются собственные правила.
- Начинается бунт против каких-либо запретов, из-за чего постоянно пытается нарушить правила.
При этом подростковый период может быть перенесен и на более поздний период. Так дети могут отлично вовлекаться в учебу, быть послушными и прилежными, однако подобная трансформация наступит позднее, во время или после обучения в ВУЗе.
Юношеский возраст
Завершающий этап взросления приходится на пятнадцать – семнадцать лет. Несмотря на то, что большая часть взглядов и психологических особенностей сформировано, процесс становления взрослой личности все еще не завершен.
Это непростой период, который требует максимум концентрации. Теперь ребенок быстро взрослеет, становится более собранным, а поступки приобретаю взвешенный характер. Этот период совпадает со временем выбора профессии, поэтому он чаще задумывается о будущем.
Зная о ключевых этапах развития своего ребенка, родители смогут не только поддержать его, но и направить в нужное русло детскую энергию. Все это приводит к гармоничному развитию личности и формирует уравновешенный характер с четкими целями и приоритетами.
Дата публикации: 10.05.2023. Последнее изменение: 31.03.2024.