8 (499) 372-08-76
(многоканальная линия)
Ежедневно с 8.00 до 22.00
Перезвонить Вам?
  • г.Москва, м.Бабушкинская, м.Свиблово:
  • ул.Летчика Бабушкина, 32к3;
  • г.Мытищи, ул.Юбилейная, 24А
  • Как проехать

Упражнения для взрослых при дисграфии

Упражнения для взрослых при дисграфииНарушение письменной речи у взрослых чаще всего возникает в результате повреждения высших психических функций. Причины – прежде всего, связаны с травмами головы, операций на головном мозге, тяжелыми инфекциями, инсультами, а также кислородным голоданием клеток головного мозга.

Дисграфия развивается на фоне когнитивных расстройств, памяти, легкой отвлекаемости, сниженной работоспособности, временной и пространственной дезориентации, тяжелых социальных условий. Почерк становится неровным, человек, даже хорошо владея правилами языка, не может их применить, путается в написании букв, не в состоянии расположить слова в нужном порядке, пишет очень медленно.

Чем бы ни была вызвана дисграфия и в какой бы степени она ни проявлялась, коррекцию нарушения необходимо начинать заранее, как только появились проблемы с письменной речью.

Как происходит коррекция дисграфии?

Лечение дисграфии всегда комплексное и направлено в первую очередь на нормализацию процессов анализа и синтеза письменных элементов – от отдельных букв до целых предложений. Если просто исправлять ошибки, прорабатывать школьные сборники с грамматическими упражнениями, особого толка не будет. Каждое упражнение коррекционной программы должно быть нацелено на укрепление связей между мозговыми структурами и формированием новых, правильных, навыков:

  • постановка проблемных звуков;
  • расширение словарного запаса;
  • освоение грамматического строя;
  • улучшение связности устной речи, аналитических способностей, восприятия информации на слух.

Также коррекция дисграфии у взрослых должна сопровождаться процедурами и занятиями, улучшающими работу головного мозга, мелкой и крупной моторикой, например, массажем, плаванием, лечебной физкультурой.

Для достижения устойчивого положительного результата, помимо регулярных занятий с логопедом, необходимо выполнять самостоятельно специальные упражнения. Взрослые обычно имеют большую мотивацию, чем младшие школьники, однако и здесь нужно запастись терпением, ведь поначалу мало что будет получаться. Кроме того, коррекция дисграфии в любом возрасте требует немало времени.

Как заниматься самостоятельно?

Ниже мы приведем несколько упражнений, рекомендованных специалистами для самостоятельного выполнения. Для некоторых заданий вам потребуется помощник. Важно заниматься каждый день не менее одного-полутора часов. Если обстоятельства не позволяют, позанимайтесь, хотя бы 20-30 минут. Регулярность нагрузок – важное условие для улучшения мозговой деятельности.

Запоминаем слова и термины

Упражнение направлено на усвоение графического облика слова. Необходимо заранее разбить слова и термины на отдельные слоги. Их записывают вперемешку на листе или на карточках. Задача: правильно соединить части каждого слова. Чтобы улучшить понимание, можно использовать зрительные подсказки.

Головоломки со словами

Различные ребусы, кроссворды, филворды и другие головоломки, где нужно вписать побуквенно определенное слово или найти его среди других, хорошо помогают запомнить графический облик слова и его значение. Задействованы память, внимание, активизируются процессы анализа и синтеза информации. Начинать следует с простых заданий и слов, постепенно усложняя их.

Жужжащее чтение

При написании слов проговаривайте каждую букву: К-О-Р-О-В-А, М-О-Л-О-К-О и т.д. Орфографическое произношение помогает запомнить графический облик слова быстрее.

Занятия музыкой и спортом

Физкультурные и музыкальные упражнения требуют слаженной работы сразу нескольких отделов мозга, способствует укреплению межполушарных связей и улучшению мелкой и крупной моторики. Приобретите несложный музыкальный инструмент, где были бы задействованы обе руки, например гусли, разучите хотя бы несколько простых мелодий. Возьмите за правило каждое утро выполнять гимнастику, это уже принесет несомненную пользу.

Учим порядок слов

Для этого упражнения потребуются набор карточек с разными изображениями. Желательно, чтобы они не были конкретными, содержание должно напоминать картины сюрреалистов: корабль в пустыне, корова на велосипеде, крокодил в небе и т.д. Они есть в Интернете. Можно заниматься в одиночку, а лучше превратить это задание в настольную игру.

Ваша задача: описать картину как можно точнее в одной фразе, используя ассоциации, которые она вызывает. Начинайте с действия: кто и что делает на изображении? Например, корова летает. Следующий шаг: добавьте еще одно слово, например, корова летает на зонтике. Продолжайте до тех пор, пока, у вас получится предложение из шести слов. Следите за тем, чтобы предложение было построено по законам логики, без перестановки слов.

Учимся различать звуки

Смешивание парных звуков – частая проблема дисграфиков, устранить ее очень трудно. Логопеды рекомендуют выполнять такие упражнения, где надо вставить пропущенные буквы в слова.

Второе задание заключается в выписывании из текста только те слова, где есть определенные буквы.

Третье задание: составление связного рассказа по предложенным опорным словам, в которых наиболее часто используются конкретные буквы (например, Петя, прыгнул, перила, тропка, побежал, собака, погладил и пр.). Получившийся текст следует записать.

И еще: закончить слова, добавив один из предложенных слогов (типа ко + за или са).

Как улучшить синтез и слоговой анализ

Напишите слоги в беспорядке и составьте из них слова. Запишите их, подчеркните гласные, поставьте ударение. Например, ход-ро-па, ба-кол-са, воч-ки-де и т. д.

Еще одно хорошее упражнение: из заранее составленного списка слова с заданным количеством слогов.

Третье: следует записать максимум слов, начинающихся на определенный слог.

Четвертое упражнение: из букв, данных в произвольном порядке, составьте слова, вапример, зроетак, омлтоко, исир, олжак и т. д., и запишите результат. Гласные буквы выделите цветным карандашом.

Управление словами в предложении

Для формирования этого навыка полезно составлять предложения из набора слов. Для упрощения задачи их можно записать на отдельных карточках (например, стран из возвращаются ласточки тѐплых) и поместить вперемешку на столе. Слова должны уже стоять в нужной форме.

Еще один вариант: в уже готовом предложении нужно изменить по смыслу слова, данные в скобках в начальной форме.

Третье задание: определить границы предложений, поставить там, где нужно, точки и заглавные буквы, например, пришла зима трещат лютые морозы выпало много снегу реки, озера и пруды замерзли дети надели теплые шубки.

Мы привели только некоторые базовые упражнения и занятия, которые будут полезны при устранении дисграфии во взрослом возрасте. Тексты вы можете найти в Интернете, сборниках упражнений. Полный индивидуальный коррекционный комплекс подбирается логопедом на основе результатов предварительного исследования.

Желаем успехов!

Запишитесь на консультацию!
Записаться на консультацию
Перезвоним Вам
 
Отправить комментарий
Нажимая "Добавить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных