Слого-буквенные схемы для профилактики и коррекции дисграфии
Неспособность к овладению навыками письма — дисграфия — довольно часто встречается у детей с нарушениями речи. Специалистами выделяется несколько видов дисграфии. Одни из них встречаются не очень часто, другие распространены довольно широко. В частности, дисграфия, основанная на трудностях в различении фонем и нарушении фонемного анализа и синтеза.
Возникновение данных форм дисграфии основано на имеющихся у детей речевых проблемах. Проявляются они в смешении букв и слогов на письме, пропусках и замене букв, «потере» гласных. Если не заняться коррекцией вовремя, «сама собой» эта проблема никуда не денется. Дело в том, что такие ошибки свойственны детям с нарушением восприятия порядка и фонематического слуха.
Возможна ли профилактика дисграфии?
Некоторые родители, у которых дети имеют какие-либо нарушения речи, заранее настраиваются на сложности с обучением в школе. Другие, наоборот, не подозревают о такой связи между устной и письменной речью, и в результате оказываются перед плачевным результатом уже в начальной школе.
Специалисты утверждают, что именно в профилактике дисграфии есть огромный смысл. Проще заранее научить ребенка правильно воспринимать звуки, слоги и слова, нежели впоследствии исправлять ошибки. Однако и при обнаружившейся дисграфии не стоит опускать руки.
Трудности с написанием текста, пропуском или смешением букв на письме возникают в связи с тем, что ребенок плохо воспринимает на слух фонемы в составе слова. На помощь приходит теория. Обучение правописанию базируется на фонетике, уверенному владению навыком звуко-буквенного разбора. Однако прежде ребенок должен хорошо усвоить понятия «слог», «гласный и согласный звук», «ударный и безударный». Именно над этим ведется коррекционная работа с потенциальными и явными дисграфиками.
Читайте также: Развитие навыков слогового анализа и синтеза
Что такое слого-буквенная схема слова
В рамках коррекционной работы широко используются упражнения со слого-буквенными схемами слов. Такой постепенный и наглядный анализ помогает детям разобраться со всеми сложностями и свести к минимуму возможные дисграфические ошибки.
- Слово, с которым ребенок работает, сначала необходимо разделить на слоги. Для этого каждый слог сначала «отхлопывается» руками. Можно предложить ребенку поиграть в дирижера — делать движение рукой в воздухе на каждый слог.
- Теперь эта часть работы переносится на бумагу. По количеству слогов в тетради изображается нужное число дуг или горизонтальных черточек. В начале работы педагоги предлагают рисовать дуги, обозначающие нагляднее разделение слова на слоги.
- Следующий этап — вычленение слогообразующего звука. Проговариваем каждый слог медленно вслух. Нужно поставить точки, обозначающие количество букв в каждом слоге. Затем «ищем» гласный. Ребенок определяет звук и называет букву, которая его обозначает. Ее нужно записать над соответствующей чертой или дугой.
- Далее определяется ударный слог и над нужной гласной ставится знак ударения.
- Следующий «ход» — составление схемы в виде нескольких квадратов по количеству звуков. Гласные обозначаются красным цветом, согласные зеленым (мягкий звук) или синим (твердый).
Как работать со слого-буквенными схемами
Главный принцип в работе — постепенность. Нельзя переходить к следующему шагу, пока ребенок полностью не освоил предыдущие.
- «Узнавание» гласных и согласных. Упражнения типа — подними красный кружок, если услышишь гласный, синий, если звучит согласный.
- Определение места фонемы в слове. Задания с карточками-схемами слов. Ребенок должен разместить кружок, обозначающий гласный звук, в соответствующий квадратик. Разложить карточки в столбики по образцу: гласный в начале слова, в середине, в конце.
Составление слого-буквенной схемы слов:
- для начала используются односложные слова, затем двух- и трехсложные;
- в начале работы для заданий берутся только открытые слоги;
- слово пишется также, как и слышится,
- постепенно типы слогов и звуков становятся сложнее — вводятся односложные слова со стечением согласных, затем двусложные разной звуковой структуры.
Одним механическим составлением схем упражнения не ограничиваются. Для закрепления материала и сохранения мотивации и интереса у детей следует предлагать разные типы заданий:
- подобрать слово под предложенную педагогом схему;
- вписать слово по буквам в схему;
- подобрать слово (картинки) с соответствующими схеме гласными;
- «найти» первый слог в выложенных в определенном порядке картинках, записать слоги. Составить из них слово;
- составить схему слова и обозначить в ней только гласные;
- отметить в схеме только мягкий (твердый) согласный;
- вычленить из диктанта и записать в тетрадь только те слова, которые подходят к нарисованной схеме.
Такие упражнения помогают детям наглядно увидеть, какие звуки есть в слове, какие буквы из обозначают. В результате это положительно скажется на грамотности письма. На начальных этапах вся работа должна происходить с опорой на наглядные стимулы и проговаривание звуков и слогов. Однако по мере освоения материала, «опоры» необходимо постепенно убирать. Именно умственный анализ и синтез слова должен стать целью работы.
Читайте также: Современные способы автоматизации звуков
Усвоив правила взаимосвязи восприятия слова на слух и его звуко-буквенного обозначения, ребенок научиться писать грамотно. На основе этих умений уже можно переходить к отработке письма предложений.
Дата публикации: 15.10.2017. Последнее изменение: 30.08.2023.