8 (499) 372-08-76
(многоканальная линия)
Ежедневно с 8.00 до 22.00
Перезвонить Вам?
  • г.Москва, м.Бабушкинская, м.Свиблово:
  • ул.Летчика Бабушкина, 32к3;
  • г.Мытищи, ул.Юбилейная, 24А
  • Как проехать

Развитие навыков слогового анализа и синтеза

Развитие навыков слогового анализаОдна из основных сложностей в школьном обучении — нарушения письменной речи. Навык слогового анализа является одним из необходимых факторов для успешного преодоления дисграфии, а также освоения грамотного письма и чтения у учащихся начальной школы.

Слоговой анализ для развития письменной речи

Слоговой анализ предполагает разделение слов на отдельные слоги, умение определять количество слогов в слове и их правильную последовательность. Слоговой синтез — умение составлять из слогов слова. Даже для детей, не имеющих речевых нарушений, переход к этапу обучения чтению и письму проходит не очень гладко. Поэтому дополнительные занятия для освоения данного навыка будут полезны не только детям с дисграфией, но и всем первоклассникам, чтобы заложить основы успешной учебы.

Этапы формирования навыка слогового анализа и синтеза у детей

Как правило, у детей с нормальным уровнем речевого развития эта ступень формирования письменной речи не вызывает затруднений. Однако наличие каких-либо речевых нарушений делает этот процесс довольно затруднительным.

Своевременные коррекционные занятия помогут ребенку успешно освоить слоговой анализ и синтез. Важно только вовремя заметить проблему и грамотно составить программу упражнений.

В процессе развития навыка слогового анализа и синтеза занятия строятся по возрастающему принципу сложности:

  • Первый этап предполагает опору на внешние действия, помогающие ребенку.
  • На втором этапе помощь оказывает речевое действие.
  • На третьем — процесс анализа происходит на внутреннем уровне с переносом на слуховое и произносительное представление.

Кроме того, важно учитывать, что сложность процесса напрямую зависит от типа слога. Значительно проще даются детям слоги открытого типа, поэтому на первом уровне занятий предлагаются упражнения именно на них. И лишь, когда навык закреплен, педагог вводит более сложные для восприятия слоги закрытого и обратного типа.

Упражнения для развития навыков слогового анализа и синтеза

  1. «Поймай слог». Детям предлагает при произнесении слова приложить к нижней челюсти под подбородком ладонь. Проговаривание гласных звуков (а именно они образуют очередной слог) сопровождается более сильным открыванием рта, значит ребенок сможет легко «поймать слог», то есть почувствовать его. Задание — произнести слово и определить, сколько в нем слогов.
  2. «Покажи флажок». Для того, чтобы закрепить у ребенка понятие о гласных и согласных звуков педагог повторяет «теорию» (гласный звук произносится голосом, его можно тянуть и петь). Затем произносит по отдельности звуки, попросив ребенка показаться синий флажок (гласный звук) или красный (согласный).
  3. «Найди гласный звук». Детям предлагаются различные по типу слоги (начиная с открытого). Задача — назвать гласный звук в слоге, показать карточку с буквой, обозначающую звук, написать букву и т. д.
  4. «Соедини слоги». Из нескольких карточек с разными слогами, детям предлагается собрать слова. Кто больше собрал — тот победитель.
  5. «Считаем слоги». Карточки со словами, состоящими из разного количества слогов, необходимо разложить по группам. В первой группе — односложные, в другой — двусложные и т. д.
  6. «Кто больше?» На слух необходимо определить, в каком слове из пары, предлагаемой педагогом, больше слогов. Например, «сапог» — «сапожок», «кот» — «котенок».
  7. «Сколько букв? Сколько слогов?». Очень важно, чтобы дети понимали, что слова с одинаковым количеством букв могут иметь разное количество слогов. Делим карточки на группы. Например, «кот» — «мяу».
  8. «Что лишнее?». Из набора карточек со слогами необходимо собрать как можно больше слов. Какая карточка не подойдет ни для какого слова?
  9. «Необычный диктант». Из слов, которые прочитает учитель, ребенок должен записать только гласные в нужной последовательности.
  10. «Путаница». Для этого задания дети получают карточки с деформированными словами (к примеру, «мо-ко-ло», «до-га-ро»). Нужно поставить слоги в правильном порядке.

Переход до дошкольного возраста к обучению — сложный этап для детей. Поэтому занятия лучше проводить в игровой форме. Кроме того, некоторые элементы помогут ребенку лучше справиться с заданием. Можно играть в мяч — на каждом слоге ударяя по нему, или отсылать телеграммы — каждый слог сопровождается хлопком ладони по столу.

Читайте также: Ребенок не говорит «мама». Как научить?

Для успешного овладения навыком слогового анализа и синтеза, необходимо развивать у детей фонематический слух,  логическое мышление, внимание. Поэтому в занятия можно включать дополнительные упражнения для укрепления этих умений и навыков.

Отправить комментарий
Нажимая "Добавить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных
Записаться на консультацию
Записаться на консультацию
Перезвоним Вам
Задать вопрос
Полезные материалы