(многоканальная линия)
Ежедневно с 8.00 до 22.00
  • г.Москва, м.Бабушкинская, м.Свиблово:
  • ул.Летчика Бабушкина, 32к3;
  • Как проехать

Развитие мотивации как одно из направлений коррекции

Запишитесь на консультацию к логопеду-дефектологу со скидкой 30%. Записаться>>

развитие мотивацииПоложительная мотивация — залог успеха любого начинания. В логопедической работе с речевыми нарушениями эта проблема стоит особенно остро. Основной вид деятельности у детей — это игра, однако коррекционная работа представляет собой необходимость выполнять различные задания и упражнения, порой однотипные и требующие усилий.

Однако дошкольники и младшие школьники (именно они представляют собой основной контингент занимающихся у логопедов) пока еще не готовы к смене игровой деятельности на классический учебный формат. Даже при общем положительном отношении к школе, их мотивация именно к «учебе» довольно низкая.

Актуальность проблеме придает еще и тот факт, что довольно часто нарушениям речи сопутствует и определенное отставание высших психических функций. Несформированность эмоционально-волевой сферы не позволяет ребенку достаточное время удерживать внимание, стремиться к получению результата.

Результативным обучение становится только в том случае, когда дети сами проявляют познавательную активность. Поэтому одной из важных задач коррекционной работы является поиск методов для развития мотивации у детей.

Читайте также: Взаимосвязь мелкой моторики с умственным и речевым развитием

Методы и приемы стимулирования мотивации в логопедических занятиях

Особенностью детей с нарушениями речи является их отношение к самой проблеме. В ряде случаев ребенок сам не осознает своего дефекта, а значит и не ощущает необходимости в его исправлении. Привлечение его внимания к проблеме может привести к стрессу и психологическому дискомфорту. Значит, необходимо искать другие пути стимулирования интереса к занятиям.

В других случаях дети, особенно с тяжелыми нарушениями речи, могут проявлять речевой негативизм. Эта проблема также требует внимательности и поиска не травмирующих приемов вовлечения ребенка в процесс занятий.

Дидактические игры

Задания, относящиеся к данному типу, следует выбирать очень внимательно. Далеко не каждое из них содержит собственно игровой элемент. Часто обучающая часть превалирует над развлекательной. Однако для детей, особенно с нарушением мотивации, просто выполнять учебное задание педагога является трудным делом, вызывающим быструю потерю интереса и внимания.

При этом подключение эмоций, стремления играть — и выигрывать — побуждает ребёнка прикладывать усилия, а значит добиваться результата. Игры по знакомым сказкам или мультфильмам, сюрпризные и «волшебные» моменты поддерживают интерес и внимание к условиям заданий.

Театральная деятельность

Этот прием позволяет педагогу активно вовлекать детей в занятия. Кроме того, участвуя в ролевых действиях, ребенок развивает речь, осознает необходимость говорить четче и правильнее. Заучивание роли стимулирует память и произвольное внимание.

Использование в работе образов любимых детских героев привносит радостное настроение, положительный настрой на выполнение заданий.

Соревновательные элементы

Чтобы увлечь детей, заинтересовать их процессом достижения цели, используется элемент соревнования. Однако очень важно, чтобы ребенок реально был способен добиться успеха. Часто удачным вариантом становится состязание «с самим собой». Педагог предлагает определенные способы отметок личных достижений каждого — от тривиальных наклеек и флажков до системы наград, выстраивания игрового плана «покорения вершин».

Задания и упражнения, направленные на выявление одного победителя, должны использоваться очень аккуратно, с учетом возможностей всех участников. Важно, чтобы каждый ребенок мог почувствовать свои способности, нашел свою зону успеха. Именно от чувства собственной победы растет мотивация и стимул заниматься.

Использование планшетов или ПК как элемента занятий

Все шире используются возможности компьютерной техники на уроках. Для детей выполнение заданий становится более увлекательным, повышается интерес, желание выполнять задание.

Компьютерные тренажеры имеют массу положительных опций, стимулирующих личную мотивацию детей и полезных педагогу. Например, возможность сделать запись ответов учащегося. Таким образом, ребенок может наглядно видеть свои успехи по сравнению с началом занятий, что стимулирует к дальнейшей работе.

Визуализация каждого упражнения, возможность самооценки и общий интерес к такому виду учебы повышает результативность занятий, делает их более привлекательными для детей.

Чередование видов деятельности

Смена типов заданий в рамках одного занятия позволяет педагогу удерживать внимание детей, создавать у них положительный настрой. Интерес к занятию является одним из эффективных способов развить мотивацию, желание работать и добиваться успеха.

Читайте также: Заучивание скороговорок — мнемотаблицы Вам в помощь

В работе логопеда одним из важнейших составляющих становится мотивационное направление. В отсутствии желания заниматься, практически невозможно добиться значимых результатов. Индивидуальный подход к каждому ребенку позволяет выявить его сильные и слабые стороны, повысить самооценку и тем самым стимулировать его интерес к занятиям.

Дата публикации: 15.10.2017. Последнее изменение: 30.08.2023.

Запишитесь на консультацию !

    Записаться на консультацию
    Перезвоним Вам

    Отправить комментарий
    Нажимая "Добавить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных