8 (499) 372-08-76
(многоканальная линия)
Ежедневно с 8.00 до 22.00
Перезвонить Вам?
  • г.Москва, м.Бабушкинская, м.Свиблово:
  • ул.Летчика Бабушкина, 32к3;
  • г.Мытищи, ул.Юбилейная, 24А
  • Как проехать

Современные способы автоматизации звуков

Современные способы автоматизации звуковПроцесс автоматизации  звуков в речи является самым длительным среди этапов постановки правильного звукопроизношения. Сложность заключается в том, что ребенку необходимо отвыкнуть от закрепленного уже в памяти неправильного произнесения звуков и выработать привычное автоматическое использование чистой фонемы.

Работа по закреплению произношения ведется постепенно в определенной последовательности. Принцип от простого к сложному ведет через употребление звука:

  • в слоге;
  • в отдельных словах:
  • в предложениях:
  • в связной речи.

Цель работы логопеда — добиться самостоятельного свободного и чистого произнесения фонемы в спонтанной бытовой речи.
Очень важно определить нужное время для перехода к процессу автоматизации. Звук должен быть четко «поставлен» и хорошо звучать в изолированном виде. Задерживаться на этой стадии не стоит, так как это тормозит весь процесс. Но и торопиться, переходить к использованию трудной для ребенка фонемы в словах и фразах раньше времени, тоже не нужно. В этом случае неизбежны ошибки и закрепление неправильного произношения.

Читайте также: Занятия с нейропсихологом — методы и подходы

Виды подходов к  автоматизации звуков

Специалисты отмечают, что важным положительным фактором в логопедической работе является мотивация и заинтересованность ребенка. Классические занятия в виде урочной системы приводят к быстрой утомляемости и потере интереса к занятиям. Лучшим вариантом является построение сеанса в игровой форме с чередованием различных видов деятельности.

Игровые методы

Использование специальных пособий и дидактических игр наиболее эффективно при посещении сеансов логопеда. В домашних же условиях проще и удобнее использовать то, что в прямом смысле находится «под рукой».

Варианты игр:

  • «Выбери игрушку». Из ряда игрушек ребенок должен выбрать тех, название которых начинается на нужный звук.
  • «Кто выше». Для игры подойдут обычные кубики. Ставим один на другой, каждый раз называя слово на отрабатываемую букву.
  • «Выбор наоборот». А теперь нужно выбрать предметы или игрушки, которые содержат нужный звук или слог в середине (конце) слова.

Упражнения на развитие моторики

Установленным фактом является прямая связь между развитием мелкой моторики и речевыми функциями. Поэтому игры и упражнения, связанные со стимулированием мускулатуры кисти, очень полезно использовать в рамках работы по автоматизации звуков.

Классические игры со шнуровкой, нанизывание бусин можно совместить с произнесением нужной фонемы:

  • Надеть на нитку столько бусин, сколько раз изучаемый звук будет произнесен педагогом в различных словах.
  • Продевать шнурок в отверстие одновременно в повторением нужного слога или буквы. Хорошо выполнять в команде — тот, кто ошибется, не делает «хода», а значит игра приобретает характер соревнования. Кто первый закончит шнуровку?
  • Эффективное и наглядное упражнение для автоматизации звука в слогах — «Здравствуй, пальчик!». На пальцы ребенку надо надеть бумажные колпачки с написанными звуками — главными и согласными. По заданию педагога нужные пальчики должны встретиться, чтобы ребенок мог озвучить получившийся слог.

Автоматизация звуков при помощи скороговорок

Переходить к этому этапу следует в том случае, когда звук уже четко и уверенно произносится в отдельных слогах и словах. В рамках введения нового звука в фразовую речь используются не столько сами скороговорки, сколько их упрощенный вариант — чистоговорки.

На этой стадии ребенку не следует стараться повторить фразу как можно быстрее. В логопедии работа строится по другому принципу. Сначала ребенок заучивает нужную фразу, а затем старается повторить ее правильно в медленном темпе. Наращивать скорость не рекомендуется во избежание возникновения стойких ошибок.
Обязательно вначале четкое проговаривание чистоговорки педагогом или родителями, чтобы ребенок мог слышать правильное звучание и видеть артикуляцию.

Логоритмика для автоматизации звуков

О пользе занятий логоритмикой известно достаточно давно. Объединение определенных движений с речевым материалом не только стимулирует развитие речи, но и делает уроки живыми, интересными для учащихся. Кроме того, современные дети крайне нуждаются во включении здоровьесбергающих элементов во все виды занятий.

Речевые игры с мячом, ритмичные движения под музыку с заучиванием нужного лексического материала позволяют детям незаметно для себя формировать правильное произношение звука. Помимо этого, в процессе игры развиваются столь нужные качества как чувство ритма, правильное речевое дыхание и координация.

Читайте также: Особенности детей с задержкой психического развития

Занятия на персональном компьютере в рамках автоматизации звуков

Возможности, предоставляемые компьютерными технологиями, позволяют увеличить эффективность занятий. Заинтересованность ребенка, индивидуальный подход к каждому, наглядность заданий и активная работа детей в упражнениях дают хороший результат в работе над закреплением в речи поставленного звука.

Используются различные виды игр:

  • «Разложи слова по схемам». Ребенку требуется определить, в каком месте слова находится изучаемый звук или слог, и разместить его в нужном столбце.
  • Составление предложений с использованием нужных слов по предметным картинкам
  • Специальные программы для работы логопедов с детьми, имеющими различные нарушения речи.
  • Компьютерные игры для домашнего использования (будет лучше, если их порекомендует ваш логопед).

Для того, чтобы повысить эффективность занятий, улучшить мотивацию детей и стимулировать их речевую деятельность, специалистами используются как традиционные, так и инновационные способы работы. Широко применяются такие методы как:

  • сказкотерапия;
  • мнемотехники;
  • биоэнергопластика;
  • песочная терапия и др.

Однако при выборе методики на первом месте всегда находится ребенок. Индивидуальный подход, учет личных особенностей — главный залог успеха.

Комментарии (1)
  1. Повышает эффективность закрепления звуков и речевое окружение ребенка,степень включенности и заинтересованности его родителей,воспитателей.

Отправить комментарий
Нажимая "Добавить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных
Записаться на консультацию
Записаться на консультацию
Перезвоним Вам
Задать вопрос
Полезные материалы