(многоканальная линия)
Ежедневно с 8.00 до 22.00
  • г.Москва, м.Бабушкинская, м.Свиблово:
  • ул.Летчика Бабушкина, 32к3;
  • Как проехать

Ребенок не запоминает буквы: причины и как с этим справиться?

Запишитесь на консультацию к логопеду-дефектологу со скидкой 30%. Записаться>>

Ребенок не запоминает буквы. Причины и как с этим справитьсяДля большинства людей отличить букву «А» от «Т» не составляет большой проблемы, но для начала подобным навыком необходимо овладеть. Ведь то, что кажется само собой разумеющимся, на самом деле, результат тренировки и слаженной работы мозга на разных уровнях.

Почему ребенку сложно запомнить буквы?

Буква – это символьное изображение, которое имеет определенный визуальный образ. При этом на начальных этапах знакомства с алфавитом ребенок может с легкостью путать похожие по написанию символы, к примеру, статистически гласные усваиваются быстрее согласных.

При достаточно развитых когнитивных способностях, даже редко используемые буквы, усваиваются быстро. А систематическое повторение и игровая форма подачи материала позволяет ежедневно закреплять полученные знания. Однако на практике столкнуться с проблемами при изучении букв может практически каждый ребенок.

Причиной для этого могут стать:

  • Недостаточный уровень получаемой зрительной информации. В данном случае мозгу сложно проанализировать форму самой буквы, разбить ее на составляющие элементы (вертикальные, горизонтальные черточки) и определить их положение относительно друг друга. Подобное состояние проявляется тем, что ребенок в попытках запомнить буквы, постоянно путается. Буква «И» становится похожа на «Н» и так далее.
  • Низкое развитие зрительной памяти. В данном случае мозг может не испытывать проблем с анализом построения самой буквы, но ему не хватает ресурса долгосрочной памяти для автоматического распознавания. В таком случае буква просто запоминается, а ребенок вынужден анализировать каждую букву снова и снова, так как будто видит ее впервые. Без внимания к проблеме малыш так и не сможет запомнить алфавит либо ему потребуется значительное количество времени.
  • Низкий показатель нейродинамических процессов. В данном случае можно говорить о низкой концентрации и недостаточном объеме внимания. На бытовом уровне это проявляется как быстрое исчезновение интереса и «витание в облаках». При этом даже в момент концентрации можно наблюдать затруднения, связанные с анализом поступающей информации.

Даже если вы обнаружили у своего ребенка проблемы с запоминанием букв, важно не ставить диагнозы, а обратиться к специалисту. Он не только определит основные причины низкого результата обучения, но и поможет скорректировать процесс с учетом индивидуальных потребностей. Это позволит улучшить работу мозга в целом, а не только заучить требуемые символы.

Читайте также: Почему чаще выбирают занятия с логопедом не в группе, а индивидуально?

Как можно помочь ребенку?

Важно понимать, что изучение алфавита не просто запоминание, а сложный процесс, который состоит из нескольких основополагающих моментов. Именно поэтому первое знакомства ребенка с буквами происходит задолго до чтения и письма.

  1. Важно создать устойчивый тактильный образ каждой буквы. Любое распознавание образа в младшем возрасте строится на восприятии объекта, что можно потрогать и ощутить. Именно в этот момент образ буквы становится устойчивым и узнаваемым, запускается процесс мысленного представления. Для этого необходимо:
    • Проработать ассоциативный ряд ребенка. Например, буква «б» очень похожа на белочку с хвостиком, а «Ж» – это веселый жук с лапками. Зачастую такие образы используются не только в книгах, но и на игрушках, что облегчает процесс.
    • Следующий этап знакомства с буквой – это ее лепка, вырезание, сгибание из проволоки и пр. Тут важно тактильное понимание формы и умение ее повторить. Подойдет и выкладывание букв камушками, фасолью и другими подходящими для этого предметами.
    • После можно переходить к написанию, пусть это будет рисование мелками, письмо по манке или песку пальцем, обводка контура. Если ребенку трудно, на первоначальном этапе можно облегчить задачу, давая лишь достраивать уже частично нарисованные буквы.
    • Теперь малыш готов искать буквы в окружающем мире. Вывески витрин, красочные флаеры, любые тексты, привлекающие внимание сгодятся для систематического повторения материала.
  2. Развитие зрительного восприятия нацелено на тренировку навыка в целом, поэтому в данном случае не стоит ограничиваться только алфавитом.
    • Важна практика угадывания предметов по описанию, причем во время игры родители должны загадывать образ, реально окружающих ребенка вещей. После достижения определенных успехов можно усложнить задачу, описывая предметы, сохранившиеся в памяти малыша.
    • Отличным тренажером станут игры «Найди по тени» или силуэту, «Найди 5-10 отличий», «Где спряталась ошибка» и пр.
    • Отдельно стоит выделить пазлы. Если ребенок еще мал или ему плохо дается подобное развлечение, то стоит начать с крупных фрагментов разрезанного изображения на простые геометрические фигуры.
    • Необходима тренировка зрительной памяти. Она позволит не только быстро запомнить буквы, но и пригодится в дальнейшем обучении ребенка на протяжении всей его жизни.
    • Для этого подойдет большое количество уже знакомых ребенку игр, как например, повторить фигуру, в данном случае букву, сложенную из счетных палочек.
    • Разложенные перед ребенком предметы, после того как он отвернется, меняют местами или убирают. После этого малыш должен рассказать, что именно изменилось на столе. Можно усложнить игру, перенеся наблюдение со стола на внешность, после того как ребенок запомнил ваш внешний вид, снимите или добавьте пару аксессуаров.
    • Описание увиденных изображений – отличный способ улучшить зрительную память. Ребенок внимательно изучил все детали сюжета? Замечательно, теперь картинка убирается или отдается взрослому и наступает время вопросов, например, «Есть ли там мышка?», «В каком углу стоит стол?», «А что было нарисовано в центре?» и прочее.

    Читайте также: Детский логопед и дефектолог

    Помимо этого важно тренировать и зрительно пространственные функции. Постоянное закрепление понятий «право», «лево», «верх», «низ» позволяет переносить полученный опыт и на письмо. При достаточной усидчивости эффективны и графические диктанты, где ребенок ведет линию согласно заданию взрослых.

    Только гармоничное развитие высших когнитивных функций обеспечит ребенку не только легкое запоминание букв, но и облегчит все дальнейшее обучение. Если вы столкнулись с подобными проблемами лучше не надеяться на чудо, а записаться в наш развивающий центр и при помощи специалистов скорректировать имеющийся план развития.

    Дата публикации: 16.11.2022. Последнее изменение: 31.03.2024.

Запишитесь на консультацию !

    Записаться на консультацию
    Перезвоним Вам

    Отправить комментарий
    Нажимая "Добавить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных