Как помочь ребенку с задержкой речевого развития: 6 действенных советов специалистов
Задержка речевого развития (ЗРР) считается довольно частой проблемой. Ее причины кроются не только в возможных неврологических проблемах, но и в воспитании или окружении, поэтому отклонения могут проявляться даже у полностью здоровых детей. Хорошая новость в том, что при своевременном обнаружении и правильных действиях, задержки успешно поддаются коррекции. Делимся профессиональными рекомендациями, которые помогут «разговорить» детей вовремя.
Норма речевого развития и признаки его задержки
Речь – один из основных факторов, определяющих развитие ребенка. Она помогает общаться с людьми, оживлять свои мысли, фантазировать, контролировать поведение и формировать собственную личность. Как у детей, так и у взрослых, речь включает в себя 2 составляющих:
- Пассивная – понимание чужой устной или письменной речи.
- Активная – собственная способность выражать мысли в словах.
Вначале дети учатся понимать окружающих. Например, малыш может по просьбе взрослого принести мячик или другой предмет, так как понимает, о чем он говорит. Затем, по ходу развития речевого аппарата, он учится разговаривать самостоятельно. Возраст до трех лет – самый важный для формирования базовых речевых и социальных навыков, но и последующие годы важно использовать с пользой, чтобы детские способности вышли на один уровень со взрослыми.
Задержки речевого развития случаются примерно у 20% детей. Не всегда они свидетельствуют о наличии патологий: часто проблемы носят временный характер, и дополнительные занятия способны выправить ситуацию. Но в некоторых случаях ЗРР – это симптом, который сигнализирует о плохом слухе, задержках психологического развития или других расстройствах. Попросите у наших специалистов проверить способности вашего ребенка, если они значительно отстают от возрастной нормы. По итогам наблюдения за детьми специалисты составили усредненные показатели нормального развития речи:
Речь ребенка развивается как надо или немного отстает? Проверить это можно в нашем бесплатном telegram-боте. Там же Вы найдете эффективные упражнения по развитию речи:)
- 0-1 год. К наступлению годовалого возраста малыши узнают свое имя, различают обозначения предметов, выполняют простые просьбы. Они могут вести несложные диалоги с помощью лепета, вкладывать интонацию в свои «реплики». Более того, к году детки часто уже произносят 5-7 простых слов.
- 1-1,5 года. Активный словарный запас расширяется примерно до 10 слов. С их помощью дети уже могут объяснять свои желания. К словам уже применяется интонация, что помогает понять цель сказанного (вопрос, утверждение, требование). Появляется внимание к речи родителей, попытки копировать их высказывания.
- 1,5-2 года. В речи малыш уже способен использовать десятки слов, а его запас постоянно пополняется. Слова складываются в простые, пусть и поначалу неправильные, словосочетания. Они используются не просто для выражения желаний, но и для общения, в том числе со сверстниками.
- 2-3 года. Речевые навыки переживают самый активный рост. Словарный запас исчисляется сотнями, слова складываются в небольшие предложения. Ребенок уже даже может запоминать песенки или стишки. Главный показатель развития – появление новых используемых слов.
Развитие детей происходит индивидуально, поэтому могут быть небольшие отступления от приведенного плана, но в случае заметных симптомов все равно нужно обратиться к специалисту. Например, в годовалом возрасте сигналом служит отсутствие реакции ребенка на общение с ним и молчание. К двум годам отсутствие простых слов считается значительной ЗРР, а в трехлетнем возрасте – простых фраз. Если ребенок уже освоил определенные слова, но все равно предпочитает им жесты и мимику, это также свидетельствует о проблеме.
Практические советы по преодолению задержки речевого развития
Если вы заметили у своего малыша задержку в речевом развитии, к этому нужно отнестись серьезно, но без паники. Следующие практические советы дадут вам возможность определить причину возникшей проблемы, а также помогут ребенку справится с последствиями и нагнать сверстников.
- Посетите специалиста. Важно убедиться, что у задержки в речи нет сторонних причин. Бывает, что родители даже не подозревают, что присутствуют проблемы со слухом или неврологией. Если все в порядке, посетите логопеда-дефектолога, чтобы выяснить причину ЗРР.
- Проанализируйте образ жизни ребенка и воспитание. К примеру, постоянное «залипание» в гаджетах, отсутствие развивающих игр или общения с родителями – прямой путь к проблемам с речью, так как без поощрения малыш не будет говорить.
- Правильно разговаривайте с ребенком. Это может показаться фантастикой, но на самом деле он действительно привыкает к интонации и тону речи родителей еще с утробы.
Поэтому старайтесь говорить с использованием обычного тембра: как бы вы ни умилялись, не стоит сюсюкать, так как ребенок начнет воспроизводить именно эти, неправильные звуки. - Говорите как можно больше. Чтобы малыш произносил слова, они должны сначала попасть в его пассивный словарный запас. Озвучивайте ему все свои действия, подробно рассказывайте, что сейчас происходит. Проговаривайте детали, например, цвет или форму предметов. К слову, так ребенок быстрее и лучше начнет понимать вас.
- Контролируйте время, проводимое с гаджетами. Не давайте им заменять общение, развивающие игры или другую «живую» деятельность. Установите время для просмотра мультиков и не выходите за него, даже если малыш капризничает.
- Занимайтесь играми на развитие мелкой моторики. Эти навыки тесно связаны с речью, поэтому помогут развить внимательность когнитивные навыки и даже саму речь.
Конечно, случаются трудности или ситуации, в которых родители не знают, с чего начать. В такие моменты вам поможет профессиональный логопед-дефектолог и другие врачи, которые знают, как устранять задержки речевого развития, вызванные детскими особенностями, ошибками при воспитании или патологиями. Наши специалисты составят программу, которая устранит возникшую ЗРР и поможет ребенку развиваться без задержек.
Дата публикации: 15.07.2024. Последнее изменение: 15.07.2024.