8 (499) 372-08-76
(многоканальная линия)
Ежедневно с 8.00 до 22.00
Перезвонить Вам?
  • г.Москва, м.Бабушкинская, м.Свиблово:
  • ул.Летчика Бабушкина, 32к3;
  • г.Мытищи, ул.Юбилейная, 24А
  • Как проехать

Задержка речевого развития (ЗРР) у детей 2-3 лет

Учим говорить при ЗРР в 3 годаДиагноз задержка речевого развития ставится детям в возрасте до 4 лет. Он означает тот печальный факт, что речь ребенка формируется в более замедленном темпе по сравнению с нормами. Малыш не говорит в 2-3 года или говорит, но его активный словарь очень скуден и отличается от бойкой речи сверстников.
Родителям всегда трудно признать, что с их ребенком что-то не так. Тем более сложно определить задержку развития речи, ведь к 2-3 годам дети только-только начинают разговаривать и еще так недавно вполне привычным было милое лепетание и слоговое общение!

Однако задержка речевого развития — проблема, которую очень важно заметить как можно раньше. Своевременная коррекция позволит избежать такой неприятности, как общее отставание в развитии, ведь психическое и эмоциональное формирование детей неразрывно связано с общением. В отсутствии сформированной связной речи у ребенка нарушается развитие памяти, познавательной активности, внимания, эмоциональных переживаний. Со временем ЗРР может перейти в задержку психического развития и ОНР — общее недоразвитие речи.

Как проявляется задержка развития речи

Внимательные родители смогут понять, что формирование связной речи у их ребенка задерживается, по следующим признакам:

  • У ребенка небольшой словарный запас. В активе всего 2-3 десятка слов, многие из которых еще не являются по-настоящему словами, а представляют собой скорее устойчивые звуки или слоги («ба» — бабушка, «куп» — купаться).
  • Пассивный запас слов также невелик. Ребенок не может показать названные предметы и сам не знает названий частей своего тела и предметов домашнего обихода. Не может выполнить простые просьбы (принести, унести).
  • Речь состоит только из перечислений предметов и каких-либо действий. Слова при этом не связываются в предложения.
  • Произношение невнятно, а значимых слов так мало, что понять малыша могут только близкие или иногда только мама.

Как правило, в 3 года дети уже довольно активно строят предложения из нескольких слов, хорошо знают названия различных предметов и охотно беседуют на различные темы. С интересом играют в игры, выполняют несложные просьбы и, радостно узнавая знакомые строки стишков или сказок, договаривают их за взрослыми.

Если у ребенка имеются признаки ЗРР, необходимо обязательно показать его специалисту. Чем раньше начнется лечение, тем быстрее будут преодолены проблемы. Не следует слушать мнения, что до 4-5 лет к логопеду обращаться еще рано. Возможно, не все специалисты берутся за лечение двухлеток, однако вы обязательно сможете найти такого. К примеру, в нашем центре занятия проводятся с совсем маленькими детишками — от полутора лет.

Причины ЗРР

Формирование речи у детей могут тормозить причины как физиологического, так и психологического характера.

Перечислим основные из них:

  • Нарушения слуха. Слабослышащий ребенок не может воспроизводить речь.
  • Физиологические особенности строения или недоразвитость артикуляционного аппарата.
  • Особенности созревания нервной системы. Дети, рожденные после сложной беременности или тяжелых родов, перенесшие черепно-мозговые травмы (ЧМТ), часто болеющие нередко имеют неврологические проблемы, которые влияют на формирования связей между полушариями мозга и, следовательно, задерживают формирование речи.
  • Психологические причины — стресс, депривация, неблагоприятная обстановка дома или чрезмерное давление на ребенка, требования родителей говорить.
  • Социальные факторы. К ним относится отсутствие стимулирующих речь факторов дома — недостаточное общение с ребенком, а иногда даже обратная ситуация, когда малышу просто «незачем» ничего говорить, все его желания предвосхищаются излишне опекающими родителями.
  • Не последнее место занимает и наследственность. Если кто-то из родственников заговорил позже нормы, это означает, что ваш ребенок в группе риска. К сожалению, ЗРР от поколения к поколению усиливается.

Найти причину, тормозящую процессы формирования речи, очень сложно. Именно поэтому важно обратиться к специалистам, которые смогут обследовать ребенка и назначить правильные коррекционные мероприятия.

Что делать, если ребенок плохо говорит?

Во-первых, принять ситуацию как данность. Не стоит обижаться на факты. Чем быстрее будет оказана помощь, тем выше шансы у ребенка к школе догнать сверстников.
Во-вторых, пройти обследование. Ребенка должны осмотреть:

  • ЛОР;
  • логопед-дефектолог;
  • невролог;
  • психолог.

Возможно, некоторые специалисты порекомендуют пройти дополнительные обследования. Это необходимо сделать, чтобы понять, что именно мешает ребенку развиваться в соответствии с нормами, и назначить корректное лечение.

Что поможет при задержке речевого развития

Коррекционное воздействие подбирается каждому ребенку индивидуально, в зависимости от причин задержки и ее степени.

Как правило, практически всем назначаются лекарственные препараты, стимулирующие работу функций головного мозга — ноотропы. Однако от приема одних лишь лекарств речь волшебным образом не появится. Тем более хотелось бы предостеречь родителей от самостоятельного медикаментозного лечения ребенка, потому что «у соседки Вася пил когиутм и ему помогло».

Во-первых, Вася принимал лекарство, которое ему выписал врач на основе проведенных обследований. А во-вторых, наверняка Васе было назначено что-то еще — исправление ЗРР всегда проводится совместно с максимальным вовлечением в процесс коррекционных педагогов и родителей.

Исключительно медикаментозное лечение не принесет результатов. Назначения всегда идут в комплексе, включающим активную работу дефектолога и нередко нейропсихолога. Для того чтобы «запустить» процессы формирования речи, необходимо развивать память, внимание, стимулировать мелкую моторику. Также большое внимание уделяется дидактическим играм для улучшения концентрации внимания, расширению пассивного и активного словаря.

Только при регулярных занятиях наблюдаются улучшения. Кроме того, родители должны создавать благоприятную речевую среду, выполняя рекомендации логопеда-дефектолога по работе с ребенком дома.

Чем раньше вы примете правильные меры, тем быстрее и проще будет достигнут результат. Поэтому специалисты настойчиво рекомендуют не ждать, пока ребенок заговорит «сам» или достижения определенного возраста (4-5 лет). Ведь такое ожидание может привести к появлению сопутствующих проблем, например, с психикой.

Обратитесь к специалистам и пройдите обследование. За будущее ребенка отвечаете только вы!

Комментарии (29)
  1. Здравствуйте! Скажите, мой внук 2 года 9 месяцев говорит только около 15 слов, все остальное на своем языке.Это задержка речи? Или он начнет говорить просто чуть позже? Меня это немного беспокоит

    • Норма в вашем возрасте около 700 слов. Конечно, каждый ребенок индивидуален, допускаются отклонения от нормы. Но 15 слов в 2,9 — это действительно очень мало, имеет место задержка речевого развития

  2. Здравствуйте! Моей дочурке 2,10.Она разговаривает много, говорит предложения, знает пару стишков, но многие слова не чёткие, точнее некоторые буквы мы плохо произносим. Наши сверстники не все конечно, но разговаривают намного лучше. Подскажите пожалуйста это пройдёт, мы сами выговоримся или придётся обращаться к логопеду.Спасибо!

    • Если есть опасения, конечно, лучше обратиться на очную консультацию к логопеду. Но обычно произношение становится более четким к 3-м годам.

  3. Ребенок 2.8 месяцев.все понимает, умственно не отстает, но повторять слова не хочет и знает только слов 30. Надо ли обращаться к невропатологу или логопеду?

    • Здравствуйте! Да, следует сходить к неврологу и логопеду. Словарный запас в этом возрасте должен быть гораздо больше, ребенок уже должен уметь строить фразы.

  4. Ребёнку 3 года и 3 месяца. Слова перекраивает на свой лад

    • Здравствуйте! Лучше обратиться к логопеду для консультации. В этом возрасте ребенок должен говорить уже более 700-1000 слов и произносить их достаточно четко

  5. Здравствуйте. Моим близнецам 2 года 2 мяс., они хорошо все понимают, повторяют, мама, папа, нана(сестра), пока, вода говорят, но не хотят говорить. Даже если говорю что то повторите, то смотрят друг на друга и отвечают нет. Еще одна проблема, что мы дома говорим на двух языках и они оба языка понимают. Что мне делать? Заранее Спасибо.

    • Администратор

      1. Дома нужно стараться говорить на одном языке
      2. Нужно обратиться за консультацией к неврологу и логопеду-дефектологу

  6. Здравствуйте.Малышу 2.3.он не говорит.Понимает все прекрасно. Детский врач сказала что рано ему к логопеду

    • Администратор

      Виктория, нет, самое время обратиться к логопеду-дефектологу. Хотя бы просто за консультацией, т.к. за развитие речи отвечает именно логопед-дефектолога, а не детский врач.

  7. ДОбрый день! Нам требуется логопед. Мальчик 4г.7мес. второй уровень задержки развития речи

  8. Здравствуйте!
    Меня зовут Александр.
    У моего среднего сына Владика большие проблемы с речью ввиду ЗРР и ЗПР. Возможно присутствует и нарушение тонуса, тк свои руки, например, при беге, он неестественно отводит назад, и видно что они в принципе как-то напряжены, и это затрудняет процесс держания вилки/ложки/ручки. Трудности с вниманием на каком-то одном предмете, т.е. он постоянно крутит головой в разные стороны, когда рисует или когда сидит ест (не смотрит в тарелку). Наш местный невропатолог в дет.поликлинике ничего особого не видит в нём (или не хочет видеть… не знаю). Она в курсе этих проблем, выписывала то успокаивающие, то для речи что-то… Владика сейчас молчуном тоже не назовешь. Хотя год назад картина была совсем другая, в отличие от сегодняшней. Он много слов и коротких предложений говорит, но бОльшую часть слов каверкает (звуки и буквы).
    Согласен, что лучше чем лично при встрече не расскажешь и не увидите… Поэтому и пишу Вам в надежде на встречу в ближайшем будущем, возможно и на следующей неделе.. Ему 5 лет и 4 месяца почти. Скоро подготовка к школе начнется… А у нас такие проблемы…

  9. Здравствуйте! Моему мальчику 2.8.Говорит очень мало(около 20слов).В основном общается звуками.Много конечно проводит времени за просмотром мультиков(в этом конечно моя огромная вина)Хотела бы узнать возможно исправить проблему в домашних условиях или пора к врачу?Спасибо!

    • Администратор

      Нужно ограничить просмотр мультиков до 15 минут в день. В 2.8 Вам уже понадобится помощь специалистов, проблема не исчезнет — речь не появится сама по себе.

  10. Здравствуйте, хотела записать ребенка 6.5 лет к логопеду.
    У ребенка ЗРР, много невыговариваемых звуков, речь только не так давно появилась, отдельными словами и небольшими фразами

  11. Добрый день. Хотела записать дочку к вам на консультацию. Ей в сентябре будет 3 года. Очень мало разговаривает. Остальные навыки и развитие выше нормы. Хотим с вашей помощью «запустить речь».

    • Администратор

      Олеся, добрый день! Написали Вам на почту. Занятия по запуску речи у нас проходят 2 раза в неделю или, при необходимости, чаще

  12. Здравствуйте!
    Сыну 1 год и 8 мес., говорит одним слогом или удвоенным слогом (например, коко — котик), слов 50. При этом понимает и показывает очень много слов и действий. Надо ли показать его логопеду или рано беспокоиться?

    • Администратор

      Здравствуйте! Исходя из того, как Вы описываете, беспокоиться рано, у ребенка всё по возрастной норме

  13. Добрый день!сыну 4 года 3 месяца.Лечимся у невролога …сейчас отдыхает от лечения…ставят онр и сдвг…мало говорит…гипперактивный,есть поведенческие нарушения…помогите,волнуюсь…

    • Администратор

      В таких ситуациях обычно помогает комплексный подход — медикаментозное лечение и занятия с логопедом-дефектологом

  14. У моего внука задержка речи, он не говорит и не произносит ни одного слова. не понимает «принеси»-«унеси». Посоветуете к кому обратиться?

  15. Добрый день!

    Ребенку 1 год и 11 месяцев. активно издает различные слоги «ттт, ае, улюлю», много понимает. Едва ли говорит мама и папа — говорит только, когда сильно расстроится и зовет маму. Когда сильно что-то не нравится кричит «ненене». Вопрос — можно еще ждать или уже начинать переживать?

    • Администратор

      Обычно в этот период 1.11-2 года у ребенка сильно расширяется словарный запас, появляется много новых слов. Стоит немного подождать, а потом уже решать — если ситуация не изменится, то обратиться за помощью к логопеду-дефектологу

Отправить комментарий
Нажимая "Добавить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных
Записаться на консультацию
Записаться на консультацию
Перезвоним Вам
Задать вопрос
Полезные материалы