(многоканальная линия)
Ежедневно с 8.00 до 22.00
  • г.Москва, м.Бабушкинская, м.Свиблово:
  • ул.Летчика Бабушкина, 32к3;
  • Как проехать

Влияние телевидения и гаджетов на развитие речи у детей

Запишитесь на консультацию к логопеду-дефектологу Денисовой Н.Е. (руководитель Центра Речи «Каркуша», м.Бабушкинская) со скидкой 30% до 15 октября 2024. Записаться>>

Влияние телевидения и гаджетов на развитие речи у детей
Если для нас электронные устройства стали неотъемлемой частью жизни, и без них тяжело даже провести несколько часов, то дети пошли еще дальше. Они будто родились со смартфоном в руках: гаджеты вызывают у них запредельный интерес, сами разбираются в электронике и уже начинают увлеченно переключать мультики или другие видеоролики. Вместе с тем, часто звучат заявления о негативном влиянии современных технологий на детский организм. Поговорим о том, как телевидение, смартфоны и другие гаджеты отражаются на развитии детской речи.

Феномен гаджетов: почему они притягивают детское внимание

Телевизоры, а в последние годы и смартфоны стали настоящей палочкой-выручалочкой для многих родителей. Когда ребенку скучно, он капризничает или расстроен, кажется, что ничто не улучшит детское настроение лучше, чем любимый мультик или телепрограмма на детском канале. Часто это срабатывает как по щелчку пальцев: малыши увлекаются настолько, что моментально забывают про свои беспокойства и даже про весь окружающий мир.

Интерес к электронным устройствам возникает не на пустом месте. В младшем возрасте дети активно познают мир, и фантазия становится их главным проводником. Яркие образы воспринимаются гораздо лучше, чем слова, именно поэтому малыши любят слушать сказки. А в мультфильмах или видео для детей эти образы сразу оживают и погружают маленького зрителя в незнакомый, но при этом очень похожий на настоящий мир. Мультики и песенки создаются специально для детей конкретного возраста, с учетом их интересов и степени восприятия. Поэтому они притягивают и удерживают внимание, а в некоторых случаях даже учат чему-то полезному.

У детской тяги к гаджетам есть и еще одна причина: с пультом или телефоном в руках они могут сами выбирать, что будут смотреть. Даже в двух- или трехлетнем возрасте увлеченно переключают видео, пропускают рекламу или листают детские каналы. Такое времяпровождение быстро становится для малышей более привлекательным, чем общение или игры с родителями, так как они смотрят то, что интересно им прямо сейчас.

Общие причины для настороженности

Даже у посторонних наблюдателей, никогда не исследовавших вопрос «дружбы» детей с электронными устройствами, вид малыша, засевшего с телефоном, может вызывать тревогу за его здоровье. И это вполне оправданные беспокойства. Когда ребенок смотрит видео или другие виды развлечений, он забывает обо всем на свете и может замереть в одной позе на несколько часов. Специалисты, работающие с детьми, обращают внимание на такие риски:

  • Проблемы с координацией и мелкой моторикой. Даже если малыш увлеченно тапает по экрану, сенсорная поверхность никак не развивает тактильные ощущения. Она не заменит игры с конструктором или другими «живыми» предметами.
  • Риск развития близорукости. Когда телефон длительное время находится близко к глазам, это портит зрение
  • Плохая осанка. Никто из детей не следит за тем, правильно ли он сидит.

Эти риски могут контролироваться родителями, поэтому при внимательном отношении вреда не будет. Однако есть еще один, гораздо более важный фактор – речевое развитие детей.

Гаджеты и развитие речи

Связь между электронными устройствами и детской речью действительно существует и, к сожалению, преимущественно такое влияние отрицательно. Установлено, что в случае неконтролируемого времяпровождения с телевизором или гаджетами часто наблюдается задержка в развитии речевых навыков или проблемы с произношением. Принимая решение об использовании гаджетов, родителям нужно учитывать ряд факторов, которые характеризуют большинство электронных развлечений.

Пассивное восприятие контента

Просмотр развлекательного контента не требует от детей никакого участия. Даже если в мультиках задаются вопросы, отвечать на них не обязательно. Поэтому дети при просмотре только воспринимают слова и приложения, но не используют их. В результате происходит расширение пассивного словарного запаса, при этом он не переходит в активный. Так как нет стимула выражать свои мысли словами, у ребенка нет никакого интереса в том, чтобы больше говорить. Следовательно, из-за отсутствия практики фонетические, грамматические и другие речевые навыки никак не развиваются.

Однообразный язык

В детских телепрограммах, мультиках или музыкальных видео речь состоит из ограниченного количества слов, которые складываются в простые предложения. С одной стороны, это упрощает восприятие информации, а с другой – лишает детей способности воспринимать более сложные выражения или речевые обороты. Отсюда появляется непонимание взрослой речи и сложности в выражении абстрактных мыслей.

Языковое однообразие оказывает свое влияние и на социальную составляющую детской жизни. Когда сверстники начинают опережать малыша в языковом разнообразии, происходит обоюдная потеря заинтересованности в общении. В итоге речевое развитие тормозится еще сильнее, что вызывает долгосрочные последствия, способные повлиять даже на взрослую жизнь.

Неправильное произношение

Для веселой рифмы или в других развлекательных целях авторы контента могут добавлять измененные слова или неправильное произношение. Дети охотно заимствуют такие высказывания и используют их вместо нормальных слов. Отучить от этого не так просто, а в итоге появляется недопонимание при общении со сверстниками или взрослыми. Более того, если такое произношение вызывает насмешки от других детей, может появиться плохая самооценка или комплексы.

Благоразумный подход к гаджетам – залог правильной речи

Использование телевизора, смартфона и других гаджетов для развлечения детей действительно способно негативно сказаться на развитии речи. Это происходит в том случае, когда электронные устройства заменяют живое общение или родительское воспитание. Конечно, полностью отказаться от таких развлечений вряд ли получится, поэтому учитывайте ряд рекомендаций, выполнение которых защитит от негативных последствий:

  • Не используйте гаджеты как «глушитель». Если малыш капризничает или плохо себя ведет, не стоит успокаивать его, вручая телефон. Это прямой путь к его осознанным манипуляциям, а контролировать свои эмоции он так и не научится.
  • Установите время и придерживайтесь его. Например, в 2-3 года безвредный просмотр составит не более 15-20 минут в день. Пусть ребенок привыкнет, что дольше гаджеты использовать нельзя, и он перестанет капризничать по этому поводу.
  • По возможности смотрите вместе. Так вы вовлечете детей, побуждать их высказываться или отвечать на вопросы из мультиков, а также следить за осанкой.
  • Развивайте речь живым общением и активностями. Для этого можно использовать игры для развития речевых способностей, а также поощрять обмен мыслями в семье и общение с другими детьми.

Если вы уже замечаете серьезные задержки речевого развития, вызванные гаджетами или другими причинами, обратитесь к нашим специалистам. Профессиональная помощь поможет догнать сверстников и избежать сложностей при взрослении.

Дата публикации: 03.07.2024. Последнее изменение: 03.07.2024.

Запишитесь на консультацию !

    Записаться на консультацию
    Перезвоним Вам

    Отправить комментарий
    Нажимая "Добавить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных