8 (499) 372-08-76
(многоканальная линия)
Ежедневно с 8.00 до 22.00
Перезвонить Вам?
  • г.Москва, м.Бабушкинская, м.Свиблово:
  • ул.Летчика Бабушкина, 32к3;
  • г.Мытищи, ул.Юбилейная, 24А
  • Как проехать

Как научить ребенка читать в 5 лет? – 2 проверенных способа и много важных советов

Ищете логопеда для ребенка в Москве или Мытищах?Чтение и письмо – это очень сложные навыки, которые формируются в течение длительного времени. Детские психологи и логопеды советуют начинать обучение письменной речи не раньше, чем ребенку исполнится 4-5 лет, поскольку только к этому возрасту созревают структуры мозга, отвечающие за моторику, память, речь, внимание.
О том, что ребенок готов к тому, чтобы научиться читать, говорят следующие признаки:

  • он хорошо произносит все или почти все звуки и может различать их на слух, например, парные согласные, то есть имеет развитый фонематический слух;
  • отлично знает все буквы;
  • правильно употребляет падежи, единственное и множественное число;
  • его речь связная, состоит из распространенных предложений;
  • без проблем ориентируется в пространстве, различает право и лево;
  • на его рисунках много деталей;
  • он хорошо собирает разрезные картинки (не паззлы), то есть понимает, где часть, а где целое;
  • нет серьезных логопедических проблем.

Подготовку к обучению следует начинать задолго до начала занятий. Педагоги рекомендуют с раннего детства малыша уделять как можно больше времени развитию фонематического слуха и изучению букв. Что можно сделать для этого?

  • Не препоручайте пение колыбельных и рассказывание сказок «умным» гаджетам, к сожалению, такое «общение» не научит ребенка различать фонемы.
  • Больше разговаривайте с малышом, начиная с первых дней жизни.
  • Повесьте в детской плакат с крупно напечатанными буквами, в такой ненавязчивой форме ребенок их легче запомнит и научится различать. По крайне мере, они станут привычными графическими символами.
  • Изучайте буквы в игре. Их можно рисовать, раскрашивать, лепить из пластилина, чертить палочкой на песке, выкладывать из камешков и ракушек – словом, делайте все, лишь бы ребенок научился автоматически опознавать буквы, независимо от шрифта, цвета, размера.

Книга в любом виде должна присутствовать в жизни малыша с младенчества, пусть даже она будет тряпочная с тремя-четырьмя страницами. Читайте сказки по книжке с яркими большими картинками. Старайтесь, чтобы ребенок часто видел, как вы сами читаете и получаете удовольствие от этого занятия. Тогда желание поскорее научиться складывать буквы в слова появится у него само собой.

Общие принципы обучения чтению

  • Не называйте букву так, как она звучит в алфавите: «эс», «эль», «ка». Это он выучит в школе. Называйте букву звуком, обозначающим ее, особенно это касается согласных.
  • Начинайте с гласных. Они даются ребенку проще всего, их можно петь, тянуть. Постепенно присоединяйте к ним согласные. Педагоги рекомендуют взять для начала букву М. Из А и М уже можно составить три слова, прекрасно знакомых малышу: «ам», «ма», «мама».
  • Занимайтесь регулярно, лучше каждый день по 10-15 минут. Во время прогулок ищите знакомые буквы и слоги на вывесках, объявлениях. При чтении сказок просите ребенка найти их на книжной странице.
  • Не торопите своего маленького ученика. Учиться читать – это сложно. Сначала нужно выделить конкретный звук, потом связать его с буквой, составить слог и связно прочитать. Двигайтесь вперед, только когда убедитесь, что ребенок хорошо усвоил предыдущий материал.

Популярные методики

Для обучения чтению детей 5 лет рекомендуется использовать методики, основанные на слоговом принципе. Рассмотрим пособия, которые проверены временем и позволяют избежать проблем с дальнейшим освоением письменной речи.

1. Букварь Надежды Жуковой

Пособие соединяет в себе традиционную и оригинальную методику. Сначала ребенок изучает гласные, затем сонорные, потом переходит к глухим согласным, шипящим и свистящим. Каждое занятие повторяет пройденный материал.

С помощью мальчика, бегущего от одной буквы к другой, значительно легче научиться складывать слоги в букваре. Автор советует растягивать первый слог до того момента, как малыш доведет пальчик по дорожке, соединяющей буквы: П-П-П-А-А-А. Получится слитный слог. Такой алгоритм понятен ребенку, вскоре он хорошо усвоит, как образуются слоги. Сначала нужно научиться читать простые слоги, потом перейти к сложным, с глухими и шипящими согласными. После усвоения открытых слогов, изучайте закрытые.

Переход от простых заданий к сложным очень плавный, и вскоре ребенок начнет читать простые слова из двух-трех слогов. Здесь важно следить за четким произношением окончаний, постановкой пауз между словами и предложениями. Объясните, как нужно выделять голосом точки, запятые, восклицательный и вопросительный знаки.Так, начав с простейшего соединения букв в слоги, ребенок постепенно перейдет к несложным текстам и правильно освоит важнейшие принципы чтения.

К каждому занятию в букваре (на той же странице) прописаны методические рекомендации, изложенные доступным языком, поэтому вы не останетесь один на один с учебником и сможете провести полноценный урок.

2. Методика Елены Бахтиной «Живая азбука»

Букварь Елены Бахтиной задействует ассоциативное мышление ребенка. Каждой букве соответствует определенный образ, например, Т – это молоток, который стучит тук-тук, а Ф – это яркий фонарь, Б – смешной бегемот с большим животом и т. д. Картинки очень яркие, многоцветные, как такие, какие нравится рассматривать детям. Так, зрительный образ легко связывается с речевым.

Буквы располагаются в алфавитном порядке. Затем, когда малыш хорошо освоил буквы и бегло их узнает, автор предлагает перейти к изучению слогов, односложных и двусложных слов.

В начале букваря находятся подробные методические рекомендации для родителей, поэтому с этим пособием справится человек и без педагогического образования.

3. Слоговые таблицы

Слоговые таблицы предназначены для детей, которые уже более-менее знают, как образуется слог, и помогают им отработать до автоматизма навык слогослияния. Таблицы построены по следующему принципу:

  • в верхней строчке – гласные;
  • в крайнем левом столбике – согласные;
  • на пересечении горизонтальных и вертикальных строчек – слоги. Сначала идут простые закрытые, затем более сложные открытые, и только потом – слоги со стечением согласных;
  • точки и дуги помогают понять, как читать слог: дуга – читаем слитно, точка – делаем остановку.

Таблица удобна тем, что по ней можно читать двумя способами: по вертикали сочетания разных согласных с одной и то же гласной, по горизонтали – одну и ту же согласную со всеми гласными.

Ребенок видит всю таблицу сразу, и она должна находиться перед глазами в течение всего обучения чтению. Так малыш быстрее привыкает к графическому изображению букв и слогов и лучше их запоминает.

Поначалу чтение таблицы дается трудно, но постепенно ребенок сможет с легкостью читать слова любой сложности, ведь он освоит звукобуквенную структуру слога и научится воспроизводить его как единое целое. После освоения одной таблицы переходят к следующей, к более сложной, где есть односложные и двусложные слова.

В магазине вам предложат всевозможные кубики с готовыми складами и «складушки», но для детей 5 лет они мало подходят. Они предназначены для малышей 3-4 лет, но, как мы уже указывали, начинать обучение в столь раннем возрасте нецелесообразно.

Распространенные ошибки при обучении чтению

  • Начинать слишком рано. В 3-4 года невозможно научить читать никакого ребенка, разве что вундеркинда. Трехлетка в состоянии механически запомнить, как читается слово, если вы его произнесете, и даже повторит его вам, но именно прочитать не сможет. Торопить биологическое созревание ни в коем случае нельзя. Кроме слез и истерики, ничего добиться не удастся.
  • Всевозможные кубики с готовыми складами (не слогами!) при всей простоте и доступности методики не так уж и эффективны и далеко не безобидны. Ребенок будет читать, не сомневайтесь, но так и не научится видеть слоговую структуру слова, границы морфем, поэтому в школе неизбежно возникнут очень серьезные проблемы с русским языком. Спросите любого учителя.
  • Говорящие азбуки нравятся детям, но совершенно бесполезны и стоят немало. Максимум ребенок научится говорить что-то вроде: «А-арбуз», «Чэ – чайка», потому что эти фразы он слышит, прикасаясь к кнопке с буквой А или Ч. Лучше эти деньги потратить на красивый плакат с алфавитом, слоговую таблицу или интересную книжку с крупным шрифтом и картинками.
  • Продолжать занятие, когда чувствуете, что закипаете. Если ребенок «затупил», лучше прерваться и продолжить позже. Скорее всего, он тоже уже устал.

И самая большая ошибка – кричать на ребенка, когда у него не получается научиться читать так быстро, как вы этого желаете. Во-первых, выбранная методика может ему не подходить. Во-вторых, начинать обучение в 5 лет – условная рекомендация, возможно, мозговые структуры еще не успели дозреть и стоит подождать до 6–6,5 лет. В-третьих, вы сами могли где-то допустить ошибку, и ребенок запомнил ее как норму.
Запаситесь терпением, и все обязательно получится!

Запишитесь на консультацию!
Записаться на консультацию
Перезвоним Вам
 
Отправить комментарий
Нажимая "Добавить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных