Индивидуальные занятия по подготовке к школе
Когда отдавать ребенка в школу? Готов ли он к учебе? Обязательно ли ходить на подготовительные курсы? Эти вопросы волнуют многих родителей, ведь школа – длительный серьезный период в жизни ребенка, и от того, насколько он готов к первому классу, зависит очень многое: успеваемость, поведение, отношение к занятиям, общение с одноклассниками. Сегодня мы об этом и поговорим.
Как определить, что ребенок подготовлен к занятиям в школе?
Без должного уровня сформированности определенных умственных, эмоциональных и физических качеств ребенка, невозможно добиться его успешного обучения. Нужна общая информированность дошкольника об окружающем мире, его речевое развитие, но самое главное, чтобы ребенок был психологически готов к смене основной деятельности.
Подготовка к школе – это комплекс занятий, цель которых – сформирование вышеуказанных качеств и настройка малыша на правильное отношение к учебе, поведение в коллективе.
Какие направления включает в себя стандартная подготовительная программа?
Развитие речи:
- умение называть предметы, их назначение и признаки;
- из данных слов составить предложение;
- создавать новые словосочетания,
- кратко описывать предмет, и его действия;
- составлять небольшой рассказ (по сюжетным картинкам или личного опыта);
- выразительно читать стихотворения;
- правильно использовать слова, простые пары антонимов;
- отгадывать загадки,
- понимать некоторые пословицы;
- продолжать начатую фразу или текст.
Введение в математику:
- счет до 20 и обратно;
- восстановление числового ряда;
- находить соседние числа до 20;
- уменьшение/увеличение количества предметов;
- по количеству предметов делать равные или неравные группы;
- понимание, что такое «больше», «меньше», «поровну»;
- сравнение предметов по форме и размеру;
- знание основных геометрических фигур;
- графических обозначений;
- умение решать простые задачи (в пределах счета до 10).
Читайте также: Дислалия у детей: симптомы и лечение
Развитие мелкой моторики и творческих способностей:
- рисунок;
- аппликация;
- пальчиковые игры;
- лепка и другие развивающие занятия.
Ознакомление с окружающим миром:
- название города, региона, страны, столицы, планеты;
- различение основных профессий;
- знание дней неделей, месяцев, времени суток, времен года;
- различение домашних и диких, травоядных и хищных животных, места их обитания, правильные названия животных и их детенышей;
- различение основных деревьев, кустарников, цветов, названия явлений природы, умение определять время по часам;
- ориентироваться в календаре;
- знание видов транспорта.
Общие представления:
- знание своей фамилии, имени, отчества;
- как зовут родителей, где и кем они работают;
- своего возраста, даты рождения, адреса;
- умение различать основные цвета и направления (вверх – вниз, право – лево, назад – вперед);
- знание основных правил дорожного движения;
- правил этикета;
- умение ориентироваться на листе бумаги (вверху, в центре, в углу и т. д.)
Грамота и чтение:
- алфавит;
- умение писать печатными буквами;
- правильная артикуляция звуков;
- деление на слоги;
- ударение;
- различение гласных и согласных звуков;
- чтение по слогам.
Подготовка руки к письму:
- умение пользоваться письменными принадлежностями;
- проводить непрерывные линии;
- обводить по контуру рисунки без отрыва от листа;
- умение рисовать по клеточкам и точкам;
- восстанавливать симметричное изображение;
- рисовать геометрические фигуры;
- штриховать рисунок;
- писать печатные цифры и буквы;
- умение пользоваться ножницами.
Также педагог знакомит ребенка с правилами поведения в школе, с распорядком дня. Ребенок должен обязательно знать, когда он пойдет в школу, зачем это нужно.
Что значит быть психологически готовым?
Дошкольник может прекрасно считать и читать, но притом совершенно неготовым психологически к первому классу. Это непременно скажется в дальнейшем: начнутся проблемы с поведением, самооценкой, исчезнет желание учиться.
Быть готовым к школьному обучению, по мнению психолога Л. А. Венгера, это не только умение читать, считать, писать и т.д. Это значит быть готовым всему этому научиться. Успех в школе определяется, прежде всего,способностью к учебе:
- развитые память, фонематический слух, логика, воображение;
- умение сосредотачиваться, контролировать свои эмоции и поведение;
- способность ставить цели и достигать их, контролировать свои действия, проявлять настойчивость в достижении нужного результата;
- понимание своего нового статуса как школьника, что в школе дети учатся, а не играют, обязательность выполнения всех заданий;
- познавательный интерес к учебе;
- умение общаться с взрослыми и сверстниками, вести себя в коллективе;
- умение выражать свои мысли и слушать собеседника.
Кому нужна индивидуальная подготовка к школе?
В подготовительных группах детского сада ведутся занятия, помогающие овладеть необходимыми навыками и знаниями. Можно готовиться к школе самостоятельно в домашних условиях . Однако в ряде случаев педагоги все же настаивают на индивидуальной подготовке.
Читайте также: Ищете логопеда для ребенка в Москве или Мытищах?
Это необходимо в следующих случаях:
- ребенок не посещал детский сад;
- малышу недостаточно подготовительных занятий в детском саду;
- есть проблемы с речевым развитием;
- малыш с трудом концентрируется, у него плохая память, например, он не в состоянии запомнить сюжет небольшого рассказа, пересказать текст;
- испытывает явные трудности в общении со сверстниками и взрослыми, не умеет вести себя в коллективе;
- часто выказывает непослушание, неусидчивый, у него низкая самооценка, он не умеет справляться с неудачами, боится провала, не умеет ставить цели, а если и ставит, то редко добивается какого-либо результата;
- имеет слабое здоровье, перенес черепно-мозговую травму или операцию;
- пережил психологическую травму или сильный стресс;
- имеет неврологические проблемы, минимальные мозговые дисфункции, гиперактивность, задержку психического развития;
- у родителей нет возможности организовать самостоятельные регулярные занятия.
Когда начинать подготовку к школе?
Психологи и педагоги рекомендуют придерживаться принципа постепенного и медленного освоения материала, ведь то, что взрослому кажется элементарным, для малыша – серьезное и трудное дело. Оптимальный возраст начала подготовки 5 лет, то есть за 1-2 года до поступления в школу. Первым делом ребенку нужно освоить математику, чтение, письмо. Для общего развития представлений о мире важно насыщать жизнь ребенка, как можно большим количеством впечатлений.
Если вы сомневаетесь, готов ли ваш ребенок к школе, советуем пройти психолого-педагогическую экспертизу (диагностику). Ее результаты объективны и покажут, какие именно подготовительные занятия нужны будущему первокласснику в данный момент больше всего.
Дата публикации: 14.04.2020. Последнее изменение: 30.08.2023.