Дислалия у детей — что это, симптомы, лечение
Дислалия – это речевое расстройство, при котором звуки искажаются, замещаются похожими или отсутствуют вообще в речи, при этом ребенок имеет нормальный слух, хорошо владеет грамматическим строем родного языка, его словарный запас соответствует возрастной норме. У дошкольников дислалия встречается довольно часто. Например, ребенок заменяет звук [р] на [л] или даже [в].
На развитие интеллекта, психики малыша дислалия не влияет, но она существенно затрудняет общение с другими детьми и взрослыми. Это приводит к тому, что ребенок замыкается, сторонится людей. Кроме того, в школьном возрасте заболевание нередко провоцирует развитие дисграфии и дислексии – нарушения овладения письменной речью. Резко падает успеваемость, ребенок постоянно находится в ситуации неуспеха, и это может наложить отпечаток на его личность. Именно поэтому дислалию нужно обязательно корректировать.
Как понять, что у ребенка дислалия?
О том, что у малыша развилась дислалия, свидетельствуют признаки:
- он пропускает звуки, причем в любой части слова;
- происходит замена одних звуков на близкие по месту или способу образования;
- ребенок произносит слово в искаженном виде, даже если давно и хорошо его знает.
В остальном речь ребенка правильная. Он без ошибок употребляет падежи, формы множественного и единственного числа, родовые окончания, не путается в значении хорошо знакомых слов.
Почему развивается дислалия?
Основная причина этого расстройства – неготовность мышц, которые участвуют в артикуляции звуков, к произвольным движениям. Иными словами, мышцы слишком слабые, и для того, чтобы все звуки оказались на своих местах и произносились правильно, нужно их натренировать.
Лечение дислалии
Если у вас появились подозрения, что у ребенка дислалия, следует немедленно обратиться за помощью к логопеду. Если малыш вялый, замкнутый, то необходима консультация невролога, чтобы исключить дизартрию.
Коррекция дислалии проходит в несколько этапов:
- подготовительный – развитие слуховой памяти и фонематического слуха,
- формирование первичных навыков звукопроизношения с помощью артикуляционных упражнений,
- автоматизация звуков в речи.
Регулярные занятия с логопедом – обязательное условие для успешного лечения заболевания, но продолжать тренироваться следует и в домашних условиях. Расскажем о нескольких основных упражнениях. Помните, что сначала все движения выполняет взрослый, чтобы ребенок понял, как и что он должен сделать.
Читайте также: Признаки и симптомы дислалии у детей 5-6 лет
Независимо от того, какие звуки нужно поставить, комплекс следует всегда начинать с двух упражнений.
1. Строим забор
Широко улыбнитесь, так, чтобы были видны плотно сомкнутые зубы обоих рядов (как будто вы произносите звук [и]). Старайтесь удержать в этом положении губы на 5 -10 сек. Если у малыша не получается удержать нижнюю губу, попросите его пальчиком опускать и поднимать только ее, держа рот закрытым.
2. Делаем трубочку
Вытяните округленные губы и удерживайте их в так в течение 5-10 сек. При этом рот должен быть закрыт, а зубы сомкнуты. Маленький совет: предложите малышу дотянуться до конфетки или кусочка фрукта и взять лакомство одними губами, держите угощение на расстоянии 1-2 см от рта.
Цель этих двух упражнений – научить контролировать движения губ и нижней челюсти и выполнять комплекс без их участия.
Для постановки [с], [з]и [ц] нужно отработать точные и сложные движения языком. Например, хорошо помогает следующее упражнение.
3. Забиваем гол
Положите на стол, перед которым вы сидите с ребенком, ватный шарик. Чуть дальше поставьте два кубика, это будут ворота. Вытяните губы и старайтесь как можно дольше дуть на «мячик», загоняя его в «ворота». Важно дуть непрерывно и следить, чтобы щеки во время выполнения не двигались.
Для артикуляции [ш], [щ], [ж]и [ч] нужно научиться выполнять языком множество тонких движений. Здесь пригодится такое упражнение.
4. Сладкое варенье
Со слегка приоткрытым ртом оближите верхнюю губу. Двигайте языком вверх-вниз. Распластайте его так широко, как можете, чтобы он боками касался уголков рта.
При артикуляции [л] и [р] работают сразу несколько частей языка: кончик, спинка и края. Одновременно все их задействовать помогает следующие упражнения.
5. Пароходный гудок
Произносите [ы] так долго, как сможете, подражая гудку парохода. При этом кончик языка опущен к низу рта, а его спинка поднята.
6. Лошадка
Улыбнитесь, покажите зубы, пощелкайте языком, подражая цоканью лошадиных копыт. Сначала щелкайте медленно, потом ускорьте темп.
Следующее упражнение поможет различать свистящие и шипящие.
Читайте также: Ищете логопеда для ребенка в Москве или Мытищах?
Свистим
Произнесите [с] долго, так, как будто из воздушного шарика выходит со свистом воздух. При этом губы сложены в улыбке, зубы сомкнуты, язык находится за ними, а выходящая воздушная струя холодная.
Шипим
Произнесите [ш] длительно, удерживая язык за задними зубами, при этом выходящая воздушная струя тёплая, а губы округлены.
На различение глухих и звонких следует выполнять такое упражнение.
Поезд
Несколько раз произнесите [т], сначала медленно, потом быстро, подражая стуку колес поезда. Приложите руку ребенка к шее, туда, где находятся голосовые связки. Он должен убедиться, что голосовые связки остаются неподвижными. Теперь произнесите [д], голосовые связки завибрируют. Поэкспериментируйте с другими согласными.
Мы перечислили только некоторые упражнения, которые помогут не потерять достигнутых навыков, если вы вынуждены сделать перерыв в занятиях с логопедом. Обязательно строго следуйте всем рекомендациям, которые вам дает педагог.
Прогноз при своевременной коррекции благоприятный. В подавляющем большинстве случаев звуки появляются и автоматизируются в течение 5-6 месяцев.
Дата публикации: 27.04.2020. Последнее изменение: 30.08.2023.