Признаки и симптомы дислалии у детей 5-6 лет
Дислалия – это расстройство речи, связанное с неверным произношением некоторых звуков при условии, что у ребенка нет проблем со слухом, мышлением, а его речевой аппарат полностью контролируется ЦНС. Обычно нарушение обнаруживается у детей в возрасте 3-6 лет, когда малыш активно осваивает речь.
Причины
- пороки и особенности развития речевых органов;
- педагогическая запущенность;
- нарушения механизмов восприятия, анализа и воспроизведения речи (в результате снижения слуха, травмы и т. д.);
- наличие в окружении ребенка человека, который плохо выговаривает отдельные звуки;
- злоупотребление родителями искаженными «детскими» псевдословами, типа «кися», «вава» и т. п.
- использование в семье двух и более языков.
Ребенок обычно правильно выговаривает большинство звуков и слогов, трудность для него представляют только звуки, схожие по месту и способу образования. Нарушение может проявляться как одним дефектом, так и их сочетанием.
Признаки
Понять, что у ребенка есть это расстройство, можно по следующим признакам:
- пропуск некоторых звуков в любой части слова,
- замена звуков на похожие, правда, иногда все же появляются и правильные звуки,
- искажение слова, хорошо знакомого малышу.
При этом грамматическая и лексическая стороны речи никак не страдают. Сохраняется слоговая структура слова, с возрастом словарный запас неуклонно растет, ребенок правильно употребляет падежи, различает множественное и единственное число, может построить связанное высказывание без логических ошибок.
Виды дислалии и их особенности
В зависимости от первопричины специалисты выделяют несколько видов нарушения.
- Органическая дислалия (ее также называют механической) возникает из-за анатомических особенностей речевых органов: короткая уздечка языка, порок челюстно-лицевого скелета, нёба, губ, языка. Здесь требуется сначала исправить недостаток хирургическим путем и только потом приступать к постановке звуков.
- Функциональная дислалия возникает либо из-за проблем с центром мозга, который управляет движением языка и губ (моторная форма), либо из-за нарушений работы слухоречевого анализатора. Отсутствие проблем с произносительным аппаратом – это сенсорная форма. Для лечения требуется помощь невролога и логопеда.
- При моторной форме ребенок произносит звуки очень нечетко, с помехами, призвуками, гнусавостью.
- При сенсорной форме путает похожие и парные звуки, например, твердые на мягкие, глухие на звонкие и т. д. Среди причин: нарушение слуховой функции, проблемы с фонематическим слухом, травмы, педагогическая запущенность.
Читайте также: Когда ребенок начинает понимать речь?
В функциональной дислалии также выделяют:
- артикуляционно-фонетическую форму – в речи звук присутствует, но при его произнесении речевые органы находятся в неправильном положении, поэтому он получается искаженным, но фонематический слух запоминает его как правильный;
- артикуляционно-фонематическую форму – подмена сложного по способу образованию звука более легким, для произнесения которого требуется меньше усилий;
- акустико-фонематическая форма объясняется тем, что ребенок не различает фонемы.
- Физиологическая (или возрастная дислалия) – здесь нечеткое, неправильное произношение связано с развитием артикуляционного аппарата. Патологий нет, просто речевые органы, скажем так, еще не готовы к артикуляции тех или иных звуков в силу возраста малыша. Расстройство обычно диагностируется у детей 5 лет и проходит к 6 годам самостоятельно.
Диагностика
Постановка диагноза возможна только после тщательного обследования у невролога и логопеда. Если ребенок вялый, проявляет мало интереса к окружающему миру, общению со сверстниками, необходимо подтвердить или исключить дизартрию.
В ходе обследования врач и логопед обязательно проверяют:
- развитие моторики;
- сохранность слуха, зрения;
- произносительную функцию речевых органов;
- устную речь;
- способность различать фонемы.
Как помочь ребенку?
При механической форме выполняют хирургическую коррекцию недостатков речевых органов. Наилучшее время для этого – возраст до 7 лет. После заживления тканей начинают занятия с логопедом.
При функциональной форме невролог назначает курс медикаментозного лечения, если это необходимо. Логопедическая помощь осуществляется в несколько этапов:
- развитие слуховой памяти, формирование умения различать фонемы, для этого назначается артикуляционная гимнастика, массаж, речевая моторика;
- постановка звуков, запоминание их ребенком. Упражнения основаны на принципе подражания;
- развитие навыков общения.
При возрастной форме особой помощи ребенку не требуется, однако родителям необходимо внимательно следить за развитием речи. Если после 6 лет ошибки в произношении звуков не исчезли, то это свидетельствует о серьезном нарушении, нужно срочно посетить логопеда!
Читайте также: Индивидуальные занятия по подготовке к школе
Прогноз
При своевременной и грамотной коррекции у 95% детей расстройство корректируется полностью в течение 4-6 месяцев. Главное условие успеха – регулярные занятия, строгое соблюдение рекомендаций врача и логопеда.
Опасна ли дислалия? К сожалению, некоторых родителей может даже умилять шепелявящее чадо, и они ждут, когда ребенок «перерастет» и волшебным образом сам справится с данной проблемой. Но нарушение опасно тем, что на его фоне легко развиваются более сложные смешанные дефекты речи, которые требуют трудной и длительной коррекции.
Дата публикации: 10.03.2020. Последнее изменение: 24.08.2023.