(многоканальная линия)
Ежедневно с 8.00 до 22.00
  • г.Москва, м.Бабушкинская, м.Свиблово:
  • ул.Летчика Бабушкина, 32к3;
  • Как проехать

Ринолалия у детей: что это, причины, симптомы и лечение

Запишитесь на консультацию к логопеду-дефектологу Денисовой Н.Е. (руководитель Центра Речи «Каркуша», м.Бабушкинская) со скидкой 30% до 15 октября 2024. Записаться>>

Ринолалия у детей: что это, причины, симптомы и лечение
Ринолалия у детей — это состояние, при котором звукопроизношение и тембр голоса изменяются вследствие неправильного взаимодействия носоглотки и ротовой полости. Ринолалию иначе называют гнусавостью, и она действительно имеет такую характерную особенность как произношение слов и звуков «в нос». Однако произношение при этом состоянии нарушается очень грубо, сильно отличаясь от носового звучания как при насморке. При этом ринолалия имеет еще и вторичные искажения, касающиеся как звукопроизношения, так и освоения грамматических форм слов и расширения словарного запаса.

В норме во время произношения абсолютно всех звуков (кроме носовых) должно происходить периодическое разделение отдела носоглотки от ротовой и глоточной полостей. Ринолалия же характеризуется искажением именно этого процесса, небно-глоточное соединение при этом состоянии не происходит.

Классификация видов ринолалии

  • Открытая — в этом случае воздух всегда идет через нос и рот, независимо от того, какой звук произносится. И согласные, и гласные звуки произносятся «в нос».
  • Закрытая — струя воздуха идет исключительно через ротовую полость. Как следствие возникает понижение тембра, нарушается артикуляция, изменяется звучание носовых звуков.
  • Встречается также ринолалия так называемого смешанного типа, характеризующаяся сочетанием разных признаков.

Причины возникновения ринолалии

Наиболее частыми причинами появления ринолалии у детей становятся врожденные повреждения, возникающие вследствие нарушения формирования носоглотки:

  • «Волчья пасть» — расщелина, образовавшаяся в мягком и твердом небе;
  • «Заячья губа» с характерным расщеплением;
  • Несформированный или раздвоенный маленький язычок;
  • Слишком короткое мягкое нёбо.

Эти дефекты появляются ещё в период внутриутробного развития ребенка при неблагоприятных условиях протекания беременности:

  • употребление никотина и алкоголя матерью в первом триместре беременности,
  • воздействие ядохимикатов на беременную,
  • тяжелые заболевания, перенесенные матерью на ранних сроках гестации (краснуха, корь, свинка, токсоплазмоз, грипп со сложным течением),
  • стрессовое состояние.

Ринолалия приобретенного характера может сформироваться вследствие:

  • неудачного удаления аденоидов;
  • возникновения новообразований в носоглотке;
  • искривленной перегородки в носу;
  • разрастания носовых полипов и аденоидов;
  • неврологических заболеваний.

Как определить ринолалию — симптомы

Ринолалия открытого типа, если она имеет врожденный характер, заметна уже с рождения. Физическое нарушение заметно внешне. Кроме того, у таких детей нарушены процессы дыхания и приема пищи. В связи с тем, что вдыхаемый воздух не встречает на своем пути никаких преград, он не нагревается и ребенок становится подвержен частым болезням, таким как бронхит, пневмония, отит и т.п.

Среди симптомов можно выделить несколько наиболее значимых:

  • Отсутствие лепета в раннем возрасте.
  • Отставание в развитии речи.
  • Невнятность произносимых слов и звуков.
  • Небольшой словарный запас.
  • Ротовое дыхание.
  • Неврологические отклонения — отпущение верхнего века, нистагм глаз, усиление рефлексов.
  • Нарушения психической деятельности — раздражительность, замкнутость, нестабильность настроения.

Для диагностики ринолалии необходимо обратиться к нескольким специалистам, потому что только комплексные мероприятия помогут привести речь в норму.
Ортодонт, отоларинголог, лицевой хирург, хирург-стоматолог смогут исправить физиологическое нарушение. Однако впоследствии необходима упорная работа дефектологов и логопедов, неврологов и нейропсихологов для того, чтобы скорректировать отклонения в речевом и психическом развитии ребенка.

Комплексная коррекция ринолалии

Лечить ринолалию следует начинать как можно раньше. От общего состояния ребенка, от наличия сопутствующих заболеваний во многом зависит результат.

  • Хирургическое вмешательство требуется для исправления физиологических дефектов. Раннее решение этой проблемы способствует более правильному формированию речи у ребенка, а значит его успешному развитию.
  • В некоторых ситуациях коррекционные меры предпринимают ортодонты.
  • В других — отоларингологи.
  • С неврологическими нарушениями должен работать также узкий специалист.

Однако эта работа является лишь помощью по восстановлению и подготовке речевого аппарата. А вот пользоваться им как инструментом, настроить его, будет намного сложнее.
Еще до проведения операции должны начаться логопедические занятия по подготовке правильный работы всех органов речи. Это необходимо также и для того, чтобы сама операция прошла успешно.
Специалист работает над формированием правильного выдоха, укреплению мышц губ и мягкого неба. Хирург лишь создает условия для постановки речи.

После восстановление органических нарушений активная логопедическая и педагогическая работа продолжается:

  • Восстановление правильного носового дыхания.
  • Работа по формирования правильной артикуляции.
  • Постановка звукопроизношения.
  • Устранение «неправильного» носового, гнусавого произношения.
  • Работа по развитию словарного запаса и фонематического восприятия речи.
  • Снятие стресса, психических и психологических нарушений в состоянии ребенка, развитие его социальных навыков.
  • Дидактические занятия по развитию речи.

Как правило, коррекция ринолалии проходит успешно. Важно начать работу как можно раньше, чтобы у ребенка могла формироваться чистая речь и правильное ее понимание. Ведь отставание в ее развитии может повлечь за собой дисграфию, дислексию, возможные психологические стрессы.

Дети в состоянии ринолалии часто испытывают большие трудности при общении со сверстниками, поэтому восстановительный период должен обязательно включать консультации психолога.

Дата публикации: 14.06.2016. Последнее изменение: 30.08.2023.

Запишитесь на консультацию !

    Записаться на консультацию
    Перезвоним Вам

    Комментарии (8)
    1. Светлана Викторовна

      Скажите, когда нужно начать заниматься — до проведения операция (пластики) или после?

    2. Добрый день. работаете ли Вы с детьми, у которых врожденный дефект — расщелина губы и нёба? операции сделаны, также 2 месяца назад сделана операция по реконструкции свода черепа. ребенку 3 года. буквенных звуков очень мало, М, А, Э, грязное В и Н. буквенные слова только МАМА. звуковых обозначений предметов много. ребенок поет, выводит мелодии. не умеет выдыхать ртом, сосать. плохо работает верхняя губа.

      • Да, работаем с такими детьми. В Вашем случае скорее всего потребуется на занятия больше времени, чем обычно при ринолалии. Более точно сможем сказать после первичного обследования

    3. Здравствуйте,нужна ваша помощь ,с детства гнусавость-«дефект речи»,врожденный.Была операция но она мало что дала,деффект продолжает существовать. Согласен на еще одну операцию,много отказов по работе.Хочется изменить голос.Если можете помочь мне напишите пожалуйста на эмаил,могу скинуть медицинские документы

    4. Здравствуйте , сколько стоит дефектологу на час? Мы из Кыргызстана, у него заячая губа, волчья пасть. Сделали операции 3 раза. Говорит непонятно, понимаю слово только мама

    Отправить комментарий
    Нажимая "Добавить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных