8 (499) 372-08-76
(многоканальная линия)
Ежедневно с 8.00 до 22.00
Перезвонить Вам?
  • г.Москва, м.Бабушкинская, м.Свиблово:
  • ул.Летчика Бабушкина, 32к3;
  • г.Мытищи, ул.Юбилейная, 24А
  • Как проехать

Аутизм у детей: симптомы и лечение речевых нарушений

Занятия дефектолога при аутизмеАутизм имеет массу характерных симптомов, по которым «человек дождя» достаточно заметен среди других людей. К наиболее типичным признакам можно отнести отсутствие социальной адаптации, нарушения речевой функции, нестандартность психического развития.

По данным исследований количество детей с чертами аутизма растет в большой прогрессии. К каждым годом выявляется все больше аутистов. При ранней диагностике значительную часть симптомов можно откорректировать, однако именно в первые месяцы и годы жизни ребенка имеются сложности с точностью постановки диагноза.

Симптомы аутизма

Аутизм характеризуется противоречивостью проявлений. При отсутствии навыков социализации, бытового самообслуживания, отставаниях в развитии речи ребенок может проявлять признаки высокого интеллекта, замечательных способностей в творчестве и отдельных областях познания. Довольно часто аутисты имеют высокий коэффициент интеллектуального развития, однако при этом их интерес затрагивает только ограниченную область. Характерной чертой является полное отсутствие интереса к окружающей жизни.

Внутренний мир, в котором живет аутист, довольно жестко удерживает его в своих рамках. Любые изменения приводят его в состояние возбуждения и могут привести даже к агрессии и самоагрессии.

К основным симптомам можно отнести:

  • Отсутствие социального развития, видимой привязанности к близким, даже родителям.
  • Нежелание поддерживать зрительный контакт.
  • Частой особенностью является превалирование периферического зрения, благодаря чему аутист не смотрит на объект прямо.
  • Нестабильность психической сферы, отрицание любых изменений в привычном образе жизни.
  • Внезапное проявление приступов агрессии и самоагрессии.
  • Отсутствие социальных контактов — ребенок с аутизмом не тянется к родителям на руки, не играет с другими детьми, предпочитая уединение и одиночество.
  • Приверженность к стереотипам, привычному образу жизни и повторяющихся действий.
  • Речевые нарушения, заключающиеся либо в полном отсутствии речи, либо отставании развития речевых функций.

Проблемы семьи

Тот факт, что аутизм проявляется у детей не сразу — в силу своего развития ребенок не может с самого рождения продемонстрировать характерные черты своего состояния — родители сталкиваются с большим стрессом. До какого-то времени они могли не замечать неладное.

Отсутствие зрительного контакта и отклонения в социализации компенсировались умным взглядом ребенка, его спокойствием и явными признаками ненарушенного интеллекта.

Но вдруг возникает диагноз, который рушит все семейные планы и жизнь родителей в целом. Однако чем раньше выявлено нарушение, тем больше шансов провести адаптационные мероприятия.

На что обращать внимание:

  • Младенец не просится на руки, не тянется к родителям.
  • Не смотрит в глаза окружающим.
  • Нет реакции на звук, что может вызывать подозрения в нарушении слуха.
  • Ребенок не начинает «гулить» в раннем возрасте, отсутствуют лепетные слова.
  • Нет интереса к игрушкам. Игры могут быть нетипичными, в качестве игрушки выступают необычные предметы.
  • Привязанность к стереотипному поведению, ритуалам, отклонение от которых вызывает чрезмерно бурную реакцию.

Речевые нарушения при аутизме

Аутизм может выражаться у ребенка в различной степени. Однако нарушения в развитии речи имеются у каждого. Нет родителей, которые не обращались бы к специалистам именно с этой проблемой.

Несмотря на то, что степень проявления может быть разной, существуют типичные отличительные признаки речевых нарушений:

  • Отсутствие коммуникативной функции. То есть ребенок не только не хочет общаться, но и не принимает окружающего мира и его речь является автономной, не ситуативной. Очень поздно в речи появляется местоимение «Я».
  • Речь ребенка с аутизмом стереотипна, может характеризоваться эхолалией (повторением слышанных фраз к месту и не к месту).
  • При нарушении коммуникативной формы речи ребенок может увлекаться словотворчеством, петь, читать наизусть стихи, но в бытовой речи ограничиваться очень скудным набором фраз.
  • Речь характеризуется нарушением звукопроизношения, отклонениями в темпе и плавности.
  • Встречаются варианты полного отсутствия речи или минимального ее употребления. Однако в любом случае речь ребенка характеризуется стереотипностью — он «выбирает» для себя однообразные слова и фразы, используемые в любых состояниях.
  • При любых степенях нарушения ребенок проявляет недостаточное понимание, осознанность речи.

Возможна ли коррекция речи?

Крайне важно как можно раньше начать коррекционные мероприятия. Специалисты проводят активную работу по адаптации детей с аутизмом, помогая им приспособиться к миру и научиться выражать свои чувства и мысли.

Адаптация в быту, прививание навыков, необходимых для повседневной жизни и, конечно, коррекция речевого развития — вот основные точки приложения для работы специалистов и родителей.
Медикаментозные назначения не являются единственным способом коррекции. Лекарства назначаются лишь для снятия агрессивности, депрессий и прочих психических отклонений. Основная работа осуществляется логопедами-дефектологами и психологами.

Коррекционная работа по развитию речи строится исходя из особенностей каждого ребенка и направлена на улучшение понятийности речи, звукопроизношения, формирование спонтанной речи в бытовых условиях.
Занятия строятся на игровых формах деятельности и обязательно предваряются налаживанием контакта с ребенком. Для аутиста важно, чтобы работа проходила в спокойной обстановке, не вызывая стресса.

Коррекционные мероприятия по развитию речи у детей-аутистов довольно длительна и требуется большого напряжения, однако грамотный специалист способен помочь самому ребенку и его семье.

Комментарии (9)
  1. Олеся Витальевна

    У вас проводятся занятия по ABA-терапии?

  2. добрый вечер. ребенок аутист , не говорит, нереагирует, «полевое поведение» и т.д. Помогите построить план работы по развитию речи

    • Здравствуйте! План коррекционной работы можно построить только после первичного обследования ребенка

  3. Здравствуйте! Расскажите пожалуйста по подробней как проходит aba—терапия , с какими супервизорами вы работаете ,
    с чего начинается работа. И есть ли такая услуга как ава -терапия на дом. Спасибо.

  4. Добрый день.У Вас нет групповых занятий для детей с аутичными чертами.3-4 ребенка в группе

    • Администратор

      Здравствуйте! Для детей с аутичными чертами у нас проводятся только индивидуальные занятия

  5. Добрый день, подскажите пожалуйста стоимость сеанса ABA-терапии

Отправить комментарий
Нажимая "Добавить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных
Записаться на консультацию
Записаться на консультацию
Перезвоним Вам
Задать вопрос
Полезные материалы