Заторможенная, замедленная речь после коронавируса
Как показывает практика дети, переболевшие КОВИДом даже в легкой форме, подвержены осложнениям той или иной степени тяжести. А если говорить о тех, кто в процессе болезни был госпитализирован, не выходят из больниц абсолютно здоровыми.
Причем в одних случаях это процессы внутри организма, такие как фиброз легких, но помимо них существует ряд психологических проблем. Они могут привести к отставанию в процессе развития детей, а также стать причиной заторможенной речи. Сегодня врачи сходятся в том, что самым частым предметом внимания после выздоровления от КОВИДа, становятся нарушения в работе нервной системы. Что подтверждено крупными исследованиями во Франции и Китае. Расстроить работу нервной системы вирус может как косвенно, путем чрезмерной активизации иммунной системы, так и напрямую.
Врачи предупреждают о том, что реабилитация после коронавируса необходима каждому переболевшему вне зависимости от степени тяжести заболевания. В случае если ребенок переболел среднетяжелой или тяжелой формой болезни, то ему необходима комплексная реабилитация.
Почему это происходит?
Не секрет, что человеческий организм – сложная взаимосвязанная система, в которой нет лишних «деталей», к примеру, нервная и иммунная системы имеют тесную связь. Вместе они образуют единый механизм, который зависим от множества, как внешних, так и внутренних факторов.
При коронавирусной инфекции главная причина психологического дисбаланса, и как следствие проблемы с речью, становится переизбыток цитокинов. Они приводят нервную систему в состояние подавленности, появляется мышечная слабость. Добавить сюда психо-эмоциональные расстройства, и мы получаем идеальные условия для развития даже не свойственных ранее патологий и задержек в речи.
Читайте также: Развитие ребенка после перенесенного КОВИДа
Речь ребенка развивается как надо или немного отстает? Проверить это можно в нашем бесплатном telegram-боте. Там же Вы найдете эффективные упражнения по развитию речи:)
Кроме того, вирус способен проникать и напрямую в головной мозг. Такая перспектива не без основания пугающая, ведь он может спровоцировать целый ряд осложнений, нарушив нормальную работу практически любого органа.
К каким проблемам с речью это приводит?
Помимо врожденных состояний, когда требуется поддержка врача-логопеда, дети и даже взрослые могут столкнуться с приобретенными проблемами. Они могут быть вызваны вирусом, перенесенным стрессом и повышенным напряжением нервной системы. Так, после локдауна в 2020 году было зафиксировано множество проблем с речью, в том числе и заиканий даже у подростков 15 лет.
- Афазия – относится к приобретенным нарушениям уже сформировавшейся речи. Состояние развивается из-за поражения различных участков коры головного мозга, отвечающих за регуляцию работы мышц речевого аппарата, распознавание речи.
- Дизартрия – возникает по тем же причинам, а именно, вследствие поражения головного мозга и нервной системы. Расстройство затрагивает артикуляцию, за счет чего происходит нарушение в работе мышц речевого аппарата, их тонуса и координированной работы.
- Дисфония – изменение звучности голоса проявляется в качестве очень тихого голоса или его осиплости. Причины такого состояния могут скрываться как вследствие поражения голосовых связок во время болезни, так и нервных расстройствах.
- Существует и ряд других состояний, характеризующихся нарушениями темпа и ритма речи. К ним относятся тахилалия, при которой речь становится быстрой и зачастую невнятной и брадилалия – состояние с обратным эффектом, ребенок начинает говорить медленно, «спотыкаться» во время разговора. Отдельной проблемой выделяют также заикание.
Справиться с этими и другими состояниями – реально, и чем быстрее будет оказана вся необходимая помощь, тем меньший урон получит ребенок, а его речь сохранит богатство и звучность. При первых тревожных признаках важно обратиться к опытному врачу-логопеду, который сможет оценить ситуацию и составить дальнейшие инструкции.
Читайте также: Ребенок перестал разговаривать: возможные причины и что делать
Обычно многие нарушения можно исправить путем систематических занятий и консультаций, но в данное время мы говорим о вирусной природе нарушения. Поэтому помимо логопеда и невролога может потребоваться постоянный контроль со стороны терапевта. Благодаря этому картина выздоровления будет отслеживаться сразу с нескольких профессиональных точек зрения, что гарантирует успех.
Главное, не затягивать с принятием решений и лечением, так как подобные состояния не проходят самостоятельно и требуют тщательной проработки. А отсутствие логопеда может привести к дополнительному стрессу и ухудшению состояния вплоть до развития немоты или мутизма – расстройства инициации речи, которое проявляется полным молчанием.
Не откладывайте здоровье своего ребенка на потом и обращайтесь за профессиональной помощью врачей-логопедов при появлении даже незначительных изменениях в речи малыша!
Дата публикации: 29.11.2021. Последнее изменение: 28.08.2023.