Задержка речевого развития (ЗРР): симптомы и лечение, что делать
Диагноз задержка речевого развития ставится детям в возрасте до 4 лет. Он означает тот печальный факт, что речь ребенка формируется в более замедленном темпе по сравнению с нормами. Малыш не говорит в 2-3 года или говорит, но его активный словарь очень скуден и отличается от бойкой речи сверстников.
Родителям всегда трудно признать, что с их ребенком что-то не так. Тем более сложно определить задержку развития речи, ведь к 2-3 годам дети только-только начинают разговаривать и еще так недавно вполне привычным было милое лепетание и слоговое общение!
Однако задержка речевого развития — проблема, которую очень важно заметить как можно раньше. Своевременная коррекция позволит избежать такой неприятности, как общее отставание в развитии, ведь психическое и эмоциональное формирование детей неразрывно связано с общением. В отсутствии сформированной связной речи у ребенка нарушается развитие памяти, познавательной активности, внимания, эмоциональных переживаний. Со временем ЗРР может перейти в задержку психического развития и ОНР — общее недоразвитие речи.
Как проявляется задержка развития речи
Внимательные родители смогут понять, что формирование связной речи у их ребенка задерживается, по следующим признакам:
- У ребенка небольшой словарный запас. В активе всего 2-3 десятка слов, многие из которых еще не являются по-настоящему словами, а представляют собой скорее устойчивые звуки или слоги («ба» — бабушка, «куп» — купаться).
- Пассивный запас слов также невелик. Ребенок не может показать названные предметы и сам не знает названий частей своего тела и предметов домашнего обихода. Не может выполнить простые просьбы (принести, унести).
- Речь состоит только из перечислений предметов и каких-либо действий. Слова при этом не связываются в предложения.
- Произношение невнятно, а значимых слов так мало, что понять малыша могут только близкие или иногда только мама.
Как правило, в 3 года дети уже довольно активно строят предложения из нескольких слов, хорошо знают названия различных предметов и охотно беседуют на различные темы. С интересом играют в игры, выполняют несложные просьбы и, радостно узнавая знакомые строки стишков или сказок, договаривают их за взрослыми.
Если у ребенка есть признаки ЗРР, необходимо обязательно показать его специалисту. Чем раньше начнется лечение, тем быстрее будут преодолены проблемы. Не следует слушать мнения, что до 4-5 лет к логопеду обращаться рано. Возможно, не все специалисты берутся за лечение двухлеток, однако вы обязательно сможете найти такого. К примеру, в нашем центре занятия проводятся с совсем маленькими детишками — от полутора лет.
Причины ЗРР
Формирование речи у детей могут тормозить причины как физиологического, так и психологического характера.
Перечислим основные из них:
- Нарушения слуха. Слабослышащий ребенок не может воспроизводить речь.
- Физиологические особенности строения или недоразвитость артикуляционного аппарата.
- Особенности созревания нервной системы. Дети, рожденные после сложной беременности или тяжелых родов, перенесшие черепно-мозговые травмы (ЧМТ), часто болеющие нередко имеют неврологические проблемы, которые влияют на формирования связей между полушариями мозга и, следовательно, задерживают формирование речи.
- Психологические причины — стресс, депривация, неблагоприятная обстановка дома или чрезмерное давление на ребенка, требования родителей говорить.
- Социальные факторы. К ним относится отсутствие стимулирующих речь факторов дома — недостаточное общение с ребенком, а иногда даже обратная ситуация, когда малышу просто «незачем» ничего говорить, все его желания предвосхищаются излишне опекающими родителями.
- Не последнее место занимает и наследственность. Если кто-то из родственников заговорил позже нормы, это означает, что ваш ребенок в группе риска. К сожалению, ЗРР от поколения к поколению усиливается.
Найти причину, тормозящую процессы формирования речи, очень сложно. Именно поэтому важно обратиться к специалистам, которые смогут обследовать ребенка и назначить правильные коррекционные мероприятия.
Что делать, если ребенок плохо говорит?
Во-первых, принять ситуацию как данность. Не стоит обижаться на факты. Чем быстрее будет оказана помощь, тем выше шансы у ребенка к школе догнать сверстников.
Во-вторых, пройти обследование. Ребенка должны осмотреть:
- ЛОР;
- логопед-дефектолог;
- невролог;
- психолог.
Возможно, некоторые специалисты порекомендуют пройти дополнительные обследования. Это необходимо сделать, чтобы понять, что именно мешает ребенку развиваться в соответствии с нормами, и назначить корректное лечение.
Что поможет при задержке речевого развития
Коррекционное воздействие подбирается каждому ребенку индивидуально, в зависимости от причин задержки и ее степени.
Как правило, практически всем назначаются лекарственные препараты, стимулирующие работу функций головного мозга — ноотропы. Однако от приема одних лишь лекарств речь волшебным образом не появится. Тем более хотелось бы предостеречь родителей от самостоятельного медикаментозного лечения ребенка, потому что «у соседки Вася пил когиутм и ему помогло».
Во-первых, Вася принимал лекарство, которое ему выписал врач на основе проведенных обследований. А во-вторых, наверняка Васе было назначено что-то еще — исправление ЗРР всегда проводится совместно с максимальным вовлечением в процесс коррекционных педагогов и родителей.
Исключительно медикаментозное лечение не принесет результатов. Назначения всегда идут в комплексе, включающим активную работу дефектолога и нередко нейропсихолога. Чтобы «запустить» процессы формирования речи, необходимо развивать память, внимание, стимулировать мелкую моторику. Также большое внимание уделяется дидактическим играм для улучшения концентрации внимания, расширению пассивного и активного словаря.
Только при регулярных занятиях наблюдаются улучшения. Кроме того, родители должны создавать благоприятную речевую среду, выполняя рекомендации логопеда-дефектолога по работе с ребенком дома.
Чем раньше вы примете правильные меры, тем быстрее и проще будет достигнут результат. Поэтому специалисты настойчиво рекомендуют не ждать, пока ребенок заговорит «сам» или достижения определенного возраста (4-5 лет). Ведь такое ожидание может привести к появлению сопутствующих проблем, например, с психикой.
Обратитесь к специалистам и пройдите обследование. За будущее ребенка отвечаете только вы.
Дата публикации: 07.06.2016. Последнее изменение: 23.08.2023.
Здравствуйте! Скажите, мой внук 2 года 9 месяцев говорит только около 15 слов, все остальное на своем языке.Это задержка речи? Или он начнет говорить просто чуть позже? Меня это немного беспокоит
Норма в вашем возрасте около 700 слов. Конечно, каждый ребенок индивидуален, допускаются отклонения от нормы. Но 15 слов в 2,9 — это действительно очень мало, имеет место задержка речевого развития
Здравствуйте! Моей дочурке 2,10.Она разговаривает много, говорит предложения, знает пару стишков, но многие слова не чёткие, точнее некоторые буквы мы плохо произносим. Наши сверстники не все конечно, но разговаривают намного лучше. Подскажите пожалуйста это пройдёт, мы сами выговоримся или придётся обращаться к логопеду.Спасибо!
Если есть опасения, конечно, лучше обратиться на очную консультацию к логопеду. Но обычно произношение становится более четким к 3-м годам.
Здравствуйте, сыну 2.3 разговаривать не хочет! Произносит звуки животных и частично некоторые буквы когда играем — изучаем ! На этом все! Стоит ли бить панику и идти ко врачам ?
Да, нужно показать ребенка логопеду
Ребенок 2.8 месяцев.все понимает, умственно не отстает, но повторять слова не хочет и знает только слов 30. Надо ли обращаться к невропатологу или логопеду?
Здравствуйте! Да, следует сходить к неврологу и логопеду. Словарный запас в этом возрасте должен быть гораздо больше, ребенок уже должен уметь строить фразы.
Здравствуйте! Моей сестре недавно исполнилось 3 года, но с речью проблемы… В последнее время появился прогресс, она начала говорить что-то похожее на предложения, но максимум из 3 слов, очень часто произносит слова неправильно и глатает окончания. Я насчитала у неё в активном использовании примерно 45-50 слов. Спрягать или использовать предлоги у неë не получается вовсе. Так же я обратила внимание, что полностью понимаем еë только я и мама. Мы с этим три раза обращались к логопеду в нашей поликлинике. В 1.5 , 2 и 2.5 года. От нас отмахнулись. Сказали не поднимать суету на пустом месте (это сказали два разных врача) поэтому мы теперь не понимаем, у неë ЗРР и надо бить тревогу или мы действительно зря волнуеволнуемся. Заранее спасибо за ответ))
Уже пора обратиться к логопеду
Ребёнку 3 года и 3 месяца. Слова перекраивает на свой лад
Здравствуйте! Лучше обратиться к логопеду для консультации. В этом возрасте ребенок должен говорить уже более 700-1000 слов и произносить их достаточно четко
Здравствуйте. Моим близнецам 2 года 2 мяс., они хорошо все понимают, повторяют, мама, папа, нана(сестра), пока, вода говорят, но не хотят говорить. Даже если говорю что то повторите, то смотрят друг на друга и отвечают нет. Еще одна проблема, что мы дома говорим на двух языках и они оба языка понимают. Что мне делать? Заранее Спасибо.
1. Дома нужно стараться говорить на одном языке
2. Нужно обратиться за консультацией к неврологу и логопеду-дефектологу
Девочке 3,3 года много говорит на своём языке и только 30 слов хорошо и небольшие фразы.
Невролог в поликлинике по м/ж предлогала в реабилитационный центр-боюсь, чтоб после него хуже не было.
В семье говорим только на русском (второй язык турецкий)
Доброго дня, увидела ваш вопрос по задержке речи у близнецов вы писали 2016 году на сайте Каркуша.су подскажите дети заговорили во сколько лет? Что для этого делали? Моим двойняшкам сейчас. 2.4 г и так же как у вас говорят слов 15 -20 и все…. Очень переживаю спасибо
Здравствуйте.Малышу 2.3.он не говорит.Понимает все прекрасно. Детский врач сказала что рано ему к логопеду
Виктория, нет, самое время обратиться к логопеду-дефектологу. Хотя бы просто за консультацией, т.к. за развитие речи отвечает именно логопед-дефектолога, а не детский врач.
ДОбрый день! Нам требуется логопед. Мальчик 4г.7мес. второй уровень задержки развития речи
Здравствуйте!
Меня зовут Александр.
У моего среднего сына Владика большие проблемы с речью ввиду ЗРР и ЗПР. Возможно присутствует и нарушение тонуса, тк свои руки, например, при беге, он неестественно отводит назад, и видно что они в принципе как-то напряжены, и это затрудняет процесс держания вилки/ложки/ручки. Трудности с вниманием на каком-то одном предмете, т.е. он постоянно крутит головой в разные стороны, когда рисует или когда сидит ест (не смотрит в тарелку). Наш местный невропатолог в дет.поликлинике ничего особого не видит в нём (или не хочет видеть… не знаю). Она в курсе этих проблем, выписывала то успокаивающие, то для речи что-то… Владика сейчас молчуном тоже не назовешь. Хотя год назад картина была совсем другая, в отличие от сегодняшней. Он много слов и коротких предложений говорит, но бОльшую часть слов каверкает (звуки и буквы).
Согласен, что лучше чем лично при встрече не расскажешь и не увидите… Поэтому и пишу Вам в надежде на встречу в ближайшем будущем, возможно и на следующей неделе.. Ему 5 лет и 4 месяца почти. Скоро подготовка к школе начнется… А у нас такие проблемы…
Здравствуйте! Запишитесь на консультацию по телефону 8 (499) 372-08-76
Здравствуйте! Моему мальчику 2.8.Говорит очень мало(около 20слов).В основном общается звуками.Много конечно проводит времени за просмотром мультиков(в этом конечно моя огромная вина)Хотела бы узнать возможно исправить проблему в домашних условиях или пора к врачу?Спасибо!
Нужно ограничить просмотр мультиков до 15 минут в день. В 2.8 Вам уже понадобится помощь специалистов, проблема не исчезнет — речь не появится сама по себе.
Здравствуйте, хотела записать ребенка 6.5 лет к логопеду.
У ребенка ЗРР, много невыговариваемых звуков, речь только не так давно появилась, отдельными словами и небольшими фразами
Здравствуйте! Связались с Вами
Добрый день. Хотела записать дочку к вам на консультацию. Ей в сентябре будет 3 года. Очень мало разговаривает. Остальные навыки и развитие выше нормы. Хотим с вашей помощью «запустить речь».
Олеся, добрый день! Написали Вам на почту. Занятия по запуску речи у нас проходят 2 раза в неделю или, при необходимости, чаще
Здравствуйте!
Сыну 1 год и 8 мес., говорит одним слогом или удвоенным слогом (например, коко — котик), слов 50. При этом понимает и показывает очень много слов и действий. Надо ли показать его логопеду или рано беспокоиться?
Здравствуйте! Исходя из того, как Вы описываете, беспокоиться рано, у ребенка всё по возрастной норме
Добрый день!сыну 4 года 3 месяца.Лечимся у невролога …сейчас отдыхает от лечения…ставят онр и сдвг…мало говорит…гипперактивный,есть поведенческие нарушения…помогите,волнуюсь…
В таких ситуациях обычно помогает комплексный подход — медикаментозное лечение и занятия с логопедом-дефектологом
У моего внука задержка речи, он не говорит и не произносит ни одного слова. не понимает «принеси»-«унеси». Посоветуете к кому обратиться?
Какой возраст ребенка?
Добрый день!
Ребенку 1 год и 11 месяцев. активно издает различные слоги «ттт, ае, улюлю», много понимает. Едва ли говорит мама и папа — говорит только, когда сильно расстроится и зовет маму. Когда сильно что-то не нравится кричит «ненене». Вопрос — можно еще ждать или уже начинать переживать?
Обычно в этот период 1.11-2 года у ребенка сильно расширяется словарный запас, появляется много новых слов. Стоит немного подождать, а потом уже решать — если ситуация не изменится, то обратиться за помощью к логопеду-дефектологу
Доброй ночи! Сын 2,6 начал говорить в 1,9 (например: Белка — Бе, Парк- Па, Альбом — Абом и всё в этом духе, ну кроме элементарного мама, папа, и т.д.), за всё это время словарный запас увеличился хорошо, но качество произношения слов не очень. В 2 года и 1 мес.были у логопеда сказала всё хорошо у нас. Прошло 5 мес. и предложения есть из 2,3 слов даже на днях из 6 слов появилось, но качества нет. Я его хорошо понимаю, другие тоже понимают, но не все. Что можете сказать есть у нас отклонения или ещё немного подождать? ЛОР, Логопед, Психиатр нас осматривал отклонений нет.
Можно еще подождать
Здравствуйте. Дочке 2.8г. Говорит только слова мама, папа, нанна(сестра), Ки(брат) и улица. Всё, больше никаких слов. Означает ли это ЗРР. Невролог сказал, что все хорошо и идти к логопеду пока рано. А старшие мои заговорили в возрасте 1.6 г.
А так, она всё понимает. Все предметы и живности знает…точнее спрашиваем, а она показывает. Принесет и унесет что надо.
Доброго времени суток. Сыну 1,11. В анамнезе ПЭП тяжёлой степени, 3 недели на ИВЛ. На данный момент около 40 слов, включая звукоподражания. Глотает первые согласные многих слов, другие коверкает, чисто звучат от силы 10. Активно в меру сил своих комментирует происходящее. Психическое развитие приближено к условно-возрастной норме, ставят ЗРР. Боюсь аутизма, но пока исключают. Неврологически — дистонический синдром, но уже на границе нормы. Не хочет жевать. Логопедический массаж не принял, до истерики и рвотного рефлекса. Стараюсь заниматься с ним дома, планшет только за едой и только карточки Домана с моими комментариями. Посоветуйте, пожалуйста, есть ли необходимость обращаться за профессиональной помощью.
P.S. Предложений нет.
Моему сыну 3 года и 4 месяца, до 2лет и 6 месяцев молчал, но после поездки на поезде начал произносить звуки поезда,животных, а в 3 года стал говорить на «своём языке», все что видеть во круг показывает пальчиком спрашивает на » своем языке»и ждёт,чтоб ему объяснили,что это? Если слышит какие-то новые звуки пытается повторять. Ребёнок все понимает, если у него что-нибудь спрашиваешь,объясняет жестами,или даёт предмет который нужно принести. Цифры от1 до 10 может показать, цвета,некоторые буквы (пытается повторить) ,если начинаю рассказывать сказку тут же несёт книгу или пазл, этой сказки. Подскажите, что нам делать, как помочь ребёнку заговорить
Добрый день. Сыну почти 2,3 мало говорит, знает слов 40, и то выучил их за последнюю неделю, так как я начала ходить за ним по пятам и все учить, повторяет за мной, но особо не употребляет. много говорит на своём языке. Ведёт себя не странно, только появился недавно скрежет зубами по вечерам. Подскажите , нам пора что то делать , или подождать ?
Здравствуйте! Скажите пожалуйста..стоит ли бить тревогу…ребенку 2.3..не разговаривает..мычит.. знает цифры до 10..цвета,животных.. .произносит звуки животных мычанием. Прнимает все..но редко когда выполняет просьбы.Нервопотолог поставила диагноз ЗРР
.
По Вашему описанию невролог права, нужны занятия по запуску речи
Добрый день, ребенку 1 год 8 мес. Говорит дай, мама, папа, дяди, кака, много звуков животных, и отдельные слоги, типа дидиди, татата, капке. При этом не пытается говорить сами слова сокращая их, слоги это просто лепет. Есть признаки зрр?
Нет, вас пока все хорошо!
Добрый день!У нас девочки близняшки, 2 года и 7 месяцев,родились недоношенные, на данный момент говорят очень мало, на своем почти всегда, как исключение есть слова пока,мама, папа и то когда только просишь и не с первого раза, слышат нормально, мячик приносят на вопросы где кошка,мяч и тд начинают искать глазами, посоветуйте что делать? у невролога были, препараты что прописывали, принимали, пока давали их так были не большие но сдвиги, курс прошли и снова отошли назад…
В таких ситуациях мы обычно рекомендуем занятия с логопедом-дефектологом по запуску речи + метод Томатиса
У ребенка эпилепсия, началась в 1год и 9 мес, сейчас нам 2,7, до болезни слова произносились чётче, чем сейчас, нам поставили зрр, из-за приема сильных препаратов происходит торможение в развитии, стоит ли нам обратится к логопеду? У невролога наблюдаемся
Да, конечно, логопеду ребенка обязательно нужно показать
Нам 1.10 говорит мама папа баба дай опа ай и некоторые звуки животных. Понимает все, что надо принести или куда что отнести, что сделать, показывает то, что спрашиваешь. Невролог прописал ноотропы, но диагноз пока не ставил. Ваше мнение?
Здравствуйте ребенку 3года говорит мама, чай отдай, дай, что это, вот,папа почему то перестал говорит,цвета в основном показывает пальцем как и многое другое,в основном жесты и мычание,разговаривает на своём тарабарском ,понимает обращенную к нему речь. Куда и к кому стоит обратиться?
Здравствуйте! Нужно показать ребенка логопеду-дефектологу
Здравствуйте, сыну 3 года и 2 мес, говорит только мама, папа, вместо слова «да» говорит «ха», все понимает, выполняет просьбы, все предметы на ассоциации, скорая и пожарная значит виу-виу, кошку увидит говорит мяу, дождь -кап-кап
Ребенку около двух лет не говорит приносит предметы плохо говорит мама, бабушка