8 (499) 372-08-76
(многоканальная линия)
Ежедневно с 8.00 до 22.00
Перезвонить Вам?
  • г.Москва, м.Бабушкинская, м.Свиблово:
  • ул.Летчика Бабушкина, 32к3;
  • г.Мытищи, ул.Юбилейная, 24А
  • Как проехать

Сурдопедагог для детей с нарушением слуха

Дети с нарушением слуха - помощь сурдопедагогаПро такого специалиста по развитию речи как логопед знают все, а вот работа сурдопедагога знакома не каждому. Сразу скажем — и это хорошо, так как работает он с особыми детьми и взрослыми.

Область деятельности сурдопедагога — помощь глухим или слабослышащим в адаптации в обществе, формировании устной речи, разработка методик по обучению и воспитанию детей с нарушениями слуха.

Сурдопедагог — все-таки педагог или медик?

Образование сурдопедагоги получают в педагогических вузах. Однако их работа подразумевает хорошее знание всех особенностей формирования слуха и функционирования органов, отвечающих за этот процесс.

Одной из профессиональных обязанностей этих специалистов является диагностирование нарушения слуха и поиск причин эти нарушения вызвавших. Ведь именно от этого зависит, какие меры будут использованы при коррекции состояния.

Над чем работают сурдопедагоги?

  1. Проводят диагностику нарушений слуха, а также логопедический статус ребенка.
  2. Оказывают помощь в овладении устной речью детям, имеющим различные нарушения слуха, от тугоухости до полной глухоты.
  3. Проводят адаптацию ребенка к слуховому аппарату.
  4. Участвуют в реабилитации после кохлеарной имплантации.
  5. Ведут работу по развитию фонематического слуха, восприятию и различению звуков.
  6. Обучают языку жестов и дактильной азбуке, чтению по губам.
  7. В случае наличия остаточного слуха проводят коррекционную работу по восприятию и воспроизведению речи.

Важно отметить также, что даже незначительное отставание речи может привести к возникновению нарушений в работе высшей психической деятельности, ведь детство — период наиболее активного восприятия информации. Поэтому логопед-сурдопедагог работает также над развитием у детей интеллектуальных функций — внимания, памяти, мышления.

Почему ребенок плохо слышит?

Причины потери слуха могут быть различными:

  • Наследственность (передача гена тугоухости от мамы-папы или более дальних родственников).
  • Проблемы, возникшие в период внутриутробного развития (гипоксия, эндокринные нарушения у матери, инфицирование плода и токсическое поражение).
  • Родовые травмы, асфиксия в родах.
  • Заболевание в раннем возрасте менингитом.
  • Детские инфекционные болезни, заболевания уха — в частности, отиты.
  • Механические повреждения уха, черепно-мозговые травмы ребенка.
  • Применение некоторых лекарственных препаратов, имеющих в побочных действиях воздействие на органы слуха.

Все врачи однозначно говорят о важности ранней диагностики заболеваний. Нарушения слуха — не исключение. Конечно, не все проблемы можно решить и восстановить слух полностью. Однако найти способы коррекции состояния, помочь ребенку с адаптацией поможет логопед-сурдопедагог.

Как работает логопед-сурдопедагог?

Особенность работы логопеда-сурдопедагога заключается в использовании различных методов и способов коррекции в связи с типом поражения слуха у ребенка. Ведь их пациенты — очень разнородная группа. По сути своей это практически всегда индивидуальный подход и частное решение проблемы. Методика коррекционной работы логопеда-сурдопедагога зависит от:

  • Времени, когда был потерян слух (врожденное поражение или в результате какого-либо воздействия, когда ребенок уже слышал речь или умел говорить).
  • Степени нарушения слуха (от не ярко выраженного до полной глухоты)
  • Медицинского способа коррекции (использование слухового аппарата или кохлеарное имплантирование).
  • Отставания в психическом развитии.
  • Логопедического статуса и уровня сформированности речи.

Классические логопедические мероприятия не подходят для детей, имеющих проблемы со слухом. Поэтому логопед широкого профиля для этой работы не подходит. Только специалист может адаптировать слабо слышащих детей к жизни в обществе, помочь им сформировать речь и наладить процесс обучения. Занятия включают:

  • формирование произносительной стороны речи (восприятия и определения звуков, слогов и слов);
  • развитие фонематического слуха;
  • Мозжечковую стимуляцию;
  • корректирование ритма и интонации при говорении;
  • стимулирование формирования связной речи;
  • коррекцию звукопроизношения;
  • развитие письменной речи и чтения;
  • стимулирование функций ВПД.

Семья и школа

В настоящее время работа по адаптации слабослышащих детей проводится на государственном уровне. Для них созданы специальные школы и детские сады, где обучение проводится сурдопедагогами как по общеобразовательным программам, так и в виде специальных занятий, призванных помочь детям адаптироваться в социуме.

Кроме того есть психолого-педагогические логопедические центры, которые проводят работу по коррекции речи и ее восприятия у детей с нарушениями слуха. В связи с тем, что дошкольникам и детям младшего школьного возраста с такими проблемами показаны в первую очередь индивидуальные занятия, мы бы не советовали отдавать ребенка в такой детский сад.

Занятия, проведенные в индивидуальном порядке, имеют большие преимущества:

  • Учет особенностей нарушения слуха и состояния ребенка.
  • Возможность уделить максимальное внимание, а значит получить больший результат.
  • Наглядное отслеживание динамики состояния и гибкая коррекция направления занятий.
  • Проведение психологического сопровождения ребенка и семьи.
  • Работа с членами семьи.

Родители всегда могут получить полную информацию о состоянии ребенка, его диагнозе и особенностях развития. На любом этапе обучения, если необходимо, логопед-сурдопедагог может выдать официальное заключение-справку о состоянии речи ребенка — например, для садика или школы. Очень часто семье требуется поддерживающая помощь психолога и специалиста, который мог бы разъяснить им все происходящее, а также научить, как вести себя, как заниматься с сыном или дочерью в домашних условиях.

Помощь логопеда-сурдопедагога в адаптации и формировании речи неоценима, однако без правильной развивающей среды дома, результата можно ждать очень долго. Задача Центра — оказать поддержку семье в целом. Только совместными усилиями можно помочь ребенку справиться со своим состоянием.

Комментарии (3)
  1. Здравствуйте!!!! Моя дочь не слышит у неё 4 степень, ей сделали кохляную имплантацию,и нам нужен СУРДОПЕДАГОГ, имплант нам включат 4 января,но мы занимаемся дома, но этого мало, надо двигаться

  2. Добрый день! Хочу водить своего ребенка на Ваши занятия. Сколько стоит? У ребенка снижен слух.

    • Администратор

      Здравствуйте! Актуальные цены указаны в разделе «Цены» — стоимость индивидуального занятия с сурдопедагогом составляет 1700 руб/ 45 минут

Отправить комментарий
Нажимая "Добавить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных
Записаться на консультацию
Записаться на консультацию
Перезвоним Вам
Задать вопрос
Полезные материалы