(многоканальная линия)
Ежедневно с 8.00 до 22.00
  • г.Москва, м.Бабушкинская, м.Свиблово:
  • ул.Летчика Бабушкина, 32к3;
  • Как проехать

Сравнение метода Томатис с другими коррекционными методиками

Сравнение метода Томатис с другими коррекционными методикамиСовременная практика оказания нейропсихологической помощи в России представляет собой междисциплинарную область, объединяющую знания в области психологии, медицины, педагогики и нейронаук. В рамках данной статьи будет рассмотрен метод Томатис — один из альтернативных методов коррекции, применяемых в детской и взрослой практике, — и проведено его сравнение с другими, более традиционными и признанными подходами, применяемыми в отечественной нейропсихологии.

Общие положения

Прежде чем приступить к сравнению методов, важно очертить контекст, в котором осуществляется нейропсихологическая помощь. В России деятельность нейропсихолога регулируется рядом нормативных документов и профессиональных стандартов:

  • Федеральный закон No 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ»;
  • Федеральный закон No 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» — в случае оказания помощи в образовательных учреждениях;
  • Этический кодекс психолога РФ, разработанный РПО;
  • Профессиональный стандарт «Психолог (в том числе клинический психолог)», утвержденный Минтрудом России;
  • Методические рекомендации Минздрава РФ и РПО касательно ведения коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ и нейропсихологическими дефицитами.

В рамках этих нормативов подчеркивается важность применения научно обоснованных, валидных, этически приемлемых и клинически апробированных методик.

Метод Томатис: краткое описание

Метод Томатис (Alfred Tomatis Method) представляет собой аудиотренинговую программу, направленную на стимуляцию слухового восприятия и нейропластичности мозга посредством специально обработанной музыки (чаще — произведений Моцарта) с определёнными частотными и временными характеристиками. Основная идея метода — влияние слухового восприятия на когнитивную, эмоциональную и речевую сферы.

Метод основан на ряде постулатов Альфреда Томатиса, в частности:

  • Слух влияет на голос и речь (первый закон Томатиса);
  • Изменения в слуховом восприятии могут изменить поведенческие и когнитивные функции;
  • Стимуляция определённых частот (особенно высоких) активирует корковые структуры и способствует когнитивному развитию.

Метод применяется в центрах, использующих аудиооборудование, прошедшее сертификацию по международным стандартам (в частности, система «TalksUp»). Сеансы, как правило, проводятся без активного участия специалиста, в форме прослушивания музыки через специальные наушники.

Сравнение с другими коррекционными методиками

Для корректного сравнения метод Томатис будет сопоставлен с тремя основными подходами, традиционно используемыми в отечественной нейропсихологии:

  • Классическая нейропсихологическая коррекция по Лурии/Семёновой/Хомской;
  • Сенсомоторная коррекция по А.Ю. Иванову и И.Н. Смирновой;
  • Программа развития функций внимания и исполнительных функций (напр., методика «Играем и развиваемся» И.Ю. Микляевой).

Методологическая основа

  • Метод Томатис базируется на частной теории аудиовокальной интеграции и слуховой стимуляции. Научная доказательная база ограничена и неоднозначна, хотя имеются отдельные исследования с положительными результатами.
  • Нейропсихологическая коррекция по Лурии — научно обоснованный подход, базирующийся на концепции системной динамической локализации высших психических функций. Является «золотым стандартом» в российской практике.
  • Сенсомоторная коррекция основана на представлении о тесной взаимосвязи сенсорных и моторных функций с когнитивными процессами. Методика подтверждена эмпирически.
  • Игровые когнитивные тренинги строятся на поведенческих и когнитивных парадигмах, прицельно развивают функции внимания, памяти, мышления и саморегуляции.

Объективизация результатов и диагностика

  • Метод Томатис не предполагает нейропсихологической диагностики как обязательной части процесса. Эффект оценивается субъективно, по наблюдению за изменениями в поведении.
  • Традиционные методы (нейропсихологическая и сенсомоторная коррекция) предполагают обязательное проведение комплексной диагностики, включая луриевский нейропсихологический подход, что соответствует требованиям Профстандарта.
  • В когнитивных тренингах отслеживание динамики также возможно с помощью шкал (например, SNAP-IV, BRIEF, шкалы Векслера и др.).

Индивидуализация и клиническая релевантность

  • Метод Томатис — стандартизирован и мало адаптируем под индивидуальные особенности ребёнка. Используется как «фоновая» терапия.
  • Нейропсихологическая коррекция строго индивидуализирована, выстраивается на основе ведущего синдрома, нарушенной функциональной системы и зоны ближайшего развития.
  • Сенсомоторная и когнитивная коррекция также предполагают вариативность, учитывают возраст, уровень зрелости ЦНС, наличия СДВГ, ЗПР, РАС и др.

Участие специалиста и обратная связь

  • В методе Томатис участие специалиста минимально. Работа происходит пассивно, что снижает педагогический и терапевтический потенциал.
  • В традиционных методиках присутствует активное взаимодействие: коррекционные занятия, биологическая обратная связь, речевое и моторное сопровождение.

Этические и юридические аспекты

С точки зрения этики и законов РФ:

  • Метод Томатис не входит в перечень обязательных или рекомендуемых программ Минздрава или Минобрнауки РФ. Его применение требует отдельного информированного согласия родителей.
  • Психолог, применяющий метод, должен чётко разграничивать области своей компетенции и не допускать подмены диагностики и лечения коррекционным прослушиванием.
  • При применении методов Лурии, сенсомоторной коррекции или когнитивных программ, специалист действует в рамках утверждённых стандартов и профкомпетенций.

Клинические показания и ограничения

Метод Томатис наиболее часто применяется при:

  • речевых нарушениях (ЗРР, алалия, дисфазия);
  • СДВГ;
  • РАС;
  • тревожных расстройствах;
  • нарушениях сна и адаптации.

Однако важно понимать, что он не является лечением в клиническом смысле, а выступает как вспомогательный способ сенсорной стимуляции. Нет достоверных данных о его эффективности при тяжёлых формах речевой патологии, органическом поражении ЦНС или при когнитивной недостаточности.

Запишитесь на консультацию к логопеду-дефектологу Денисовой Н.Е. (руководитель Центра Речи «Каркуша», м.Бабушкинская) со скидкой 30% до Записаться>>

Нейропсихологическая коррекция эффективна при:

  • минимальной мозговой дисфункции;
  • локальных повреждениях мозга;
  • нарушении межполушарного взаимодействия;
  • СДВГ, ЗПР, школьной неуспешности;
  • посттравматических и послеоперационных когнитивных дефицитах.

Сенсомоторная коррекция — при моторной неловкости, дефиците телесной схемы, нарушении праксиса и зрительно-моторной координации.

Когнитивные тренинги — при СДВГ, тревожных расстройствах, астеническом синдроме, школьных трудностях.

Заключение: место метода Томатис в системе нейропсихологической помощи

Метод Томатис, несмотря на широкую популярность в некоторых кругах, не может считаться основной или универсальной методикой коррекции в рамках клинически обоснованной нейропсихологической практики. Он может быть рассмотрен как *дополнительный* компонент в индивидуальной реабилитационной программе, при условии, что:

  • проведена полноценная нейропсихологическая диагностика;
  • клиент (или родители) информированы о характере и научной доказанности метода;
  • работа сопровождается наблюдением специалиста;
  • -араллельно проводится основная коррекционная работа: когнитивная, речевая, сенсомоторная и др.

Таким образом, нейропсихолог в России, соблюдая профессиональные и этические нормы, может использовать метод Томатис лишь в качестве вспомогательного средства, не подменяя им научно обоснованные и апробированные методы. Главное — соблюдение принципов доказательной практики, этики, безопасности и индивидуализированного подхода, что является залогом эффективности и профессионализма в работе с детьми и взрослыми с нейропсихологическими нарушениями.

Дата создания: 12.05.2025   Последнее изменение: 12.05.2025


1226
Как Вы оцениваете развитие речи Вашего ребенка?

Анонимный опрос пользователей нашего сайта

You will be redirected

 

Запишитесь на консультацию !

    Записаться на консультацию
    Перезвоним Вам

    Отправить комментарий
    Нажимая "Добавить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных