8 (499) 372-08-76
(многоканальная линия)
Ежедневно с 8.00 до 22.00
Перезвонить Вам?
  • г.Москва, м.Бабушкинская, м.Свиблово:
  • ул.Летчика Бабушкина, 32к3;
  • г.Мытищи, ул.Юбилейная, 24А
  • Как проехать

Семантическая дислексия: сущность и причины

Семантическая дислексия: сущность и причиныДислексия представляет собой обобщенное название группы заболеваний, которые вызывают проблемы с чтением и пониманием печатной информации. Возникает отклонение на фоне нормального умственного, неврологического и психологического состояния человека. Данное заболевание проявляется в нескольких формах, одной из которых является семантическая дислексия.

В чем заключается семантическая дислексия?

Данный вид нарушений в усвоении навыков чтения состоит в непонимании прочитанных слов, словосочетаний и в целом информации в печатном виде. Такой тип патологии еще называют механическим чтением, так как технически ребенок озвучивает информацию совершенно правильно, но вот суть прочитанного передать или пересказать не может.

В основу семантической дислексии положены:

  • сложности звукового и слогового анализа, то есть, неспособность ребенка мысленно соединять сочетания звуков в их комплексы (слова, словосочетания) и, соответственно, воспринимать их значение;
  • непонимание синтаксических связей – каждое слово в ходе прочтения информации воспринимается как отдельная единица, никоим образом не связанная с другими членами предложения.

Почему возникает семантическая дислексия у детей?

В основе формирования дислексии лежат нейробиологические причины. Возникает патология в следствие слабого развития или нарушения функционирования различных мозговых структур. Исследования показывают, что у дислексиков задняя часть левой средней височной извилины менее активна, нежели у людей, которые не испытывают сложностей с чтением.

В целом, причинами формирования семантической дислексии могут стать:

  • наследственные факторы – мутация определенных генов приводит к неправильному развитию нейронов в отдельных мозговых зонах и, как следствие, вызывает дислексию (ключевой фактор формирования патологии практически у 70% дислексиков);
  • неполноценное взаимодействие мозговых полушарий, в результате которого чтение или письмо вызывают непреодолимые сложности;
  • нехватка прослушивания прочитанного, обучения и самостоятельного чтения в дошкольные годы, которая приводит к слабому развитию связей между нейронами в речевом центре мозга;
  • физические повреждения головного мозга и родовые травмы;
  • сбои внутриутробного развития;
  • различного рода инфекционные поражения (корь, краснуха, тяжелые формы гриппа);
  • педагогическая запущенность;
  • ранние психотравмы.

Признаки семантической дислексии

Семантическая дислексия имеет ряд достаточно характерных симптомов, заметив которые родители могут заподозрить наличие данной патологии у ребенка, а именно:

  • невозможность после прочтения слов, словосочетаний или предложений понять смысл озвученного;
  • сложности при пересказе прочитанной информации;
  • механический характер чтения;
  • отсутствие осмысленности при озвучивании печатной информации;
  • преимущественно чтение по слогам;
  • частые паузы между буквами и слогами;
  • угадывание слов во время чтения.

Важным остается тот факт, что ребенок может нормально читать, выговаривает звуки и буквы, и даже правильно расставляет интонации. Однако, эти обстоятельства зависят от умственных способностей малыша и общей подготовки. При наличии данной патологии сложность заключается именно в понимании смысла материала, а не на воспроизведении печатных символов.

Дополнительными симптомами, характерными практически для всех дислексиков, являются:

  • синдром дефицита внимания;
  • дезориентация;
  • гиперактивность;
  • повышенная возбудимость;
  • яркие эмоциональные реакции;
  • плохая организованность, рассеянность;
  • неуклюжесть и плохая координация;
  • раздражительность.

Как распознать семантическую дислексию у ребенка?

Распознавание дислексии – крайне сложная задача, которую необходимо доверить специалистам. Работу с ребенком должны провести логопед, дефектолог и психолог. Только эксперт сможет отличить патологию от схожих с ней состояний педагогической запущенности, нарушений мозговой деятельности и проч.

Работа с ребенком, у которого подозревается наличие дислексии, проводится в игровой форме. Крайне важно, чтобы малыш чувствовал себя комфортно. Специалист предлагает различные тесты, которые помогают определить уровень владения навыками чтения, а также выдвигает ряд задач на выявление психологического и общего эмоционального состояния.

Вторым этапом обнаружения семантической дислексии является медицинское обследование, так как данное нарушение крайне часто провоцируется различного рода травмами и заболеваниями. Ребенку необходимо пройти консультацию у детского невролога, а также ряд инструментальных обследований (эхоэнцефалографию, электроэнцефалограмму, позитронно-эмиссионную томографию, функциональную магнитно-резонансную томографию и др.), которые позволят изучить работу мозга на уровне электрических волн, выявить функциональную активность, определить плотность тканей височных долей и проч.

Диагноз «семантическая дислексия» устанавливается исключительно на основе логопедического тестирования и медицинских заключений. Только комплексный диагностический подход позволит определить, присутствует ли у ребенка данная патология, выявить степень ее запущенности и разработать правильные подходы дальнейшей коррекции. Не стоит бояться данного диагноза, ведь дислексия – это не критичный дефект и не умственная отсталость, и при правильном подходе поддается успешному лечению.

Отправить комментарий
Нажимая "Добавить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных
Записаться на консультацию
Записаться на консультацию
Перезвоним Вам
Полезные материалы