(многоканальная линия)
Ежедневно с 8.00 до 22.00
  • г.Москва, м.Бабушкинская, м.Свиблово:
  • ул.Летчика Бабушкина, 32к3;
  • Как проехать

Реджио подход в развитии и воспитании ребенка

Реджио подход в развитии и воспитании ребенкаЛичность, образ мыслей и социальная адаптация человека напрямую зависят от того, какое воспитание было заложено в детстве. Педагоги, психологи и целые школы разрабатывают разные методики по работе с детьми, чтобы помочь им становиться самостоятельными, уверенными в себе людьми по ходу взросления. Рассказываем, что такое реджио подход в детском развитии, откуда появилась и в чем заключается эта методика, а также чем она поможет детям.

Происхождение реджио подхода

Методика зародилась в итальянском городе Реджио Эмилия, в котором находится много детских садов. В одном из них работал педагог Лорис Малагуцци, основавший прогрессивный подход по работе с детьми. Разработанная им методика опирается на наработки Марии Монтессори, Льва Выготского и других специалистов. Новый подход показал высокую эффективность в дошкольных детских заведениях, так как предусматривает сотрудничество педагога с ребенком. Основные приемы и принципы могут использоваться не только в детских садах, но и в ежедневном домашнем общении.

Принципы методики и их влияние на ребенка

Выросшие в СССР и на постсоветском пространстве дети часто сталкивались с большим количеством ограничений. Эти барьеры касались поведения, коммуникации и даже образа мышлений. Так как каждый ребенок индивидуален, это становилось причиной личностных конфликтов и даже психологических травм. Реджио подход избавит от такого риска, так как может адаптироваться под детскую индивидуальность.

Основная мысль Лориса Малагуцци звучит так: «Предоставьте ребенку возможности для развития, и вы удивитесь, сколько потенциала заложено в нем». Другими словами, в каждом ребенке есть сотни возможностей для самовыражения, и цель взрослого – не ограничивать, а помочь правильно их использовать. Для этого педагоги, психологи и родители применяют 6 основных инструментов, или подходов.

1. Уважение, зрительный контакт

«Тихо, взрослые разговаривают», «вырастешь – поймешь» … фразы, оказывают давление на ребенка и заставляют его почувствовать себя хуже или незначительнее взрослых. Все люди равны, независимо от возраста, и самое главное в реджио-подходе – показать это детям. Не стоит даже подсознательно использовать фразу «опуститься до ребенка». Педагог скорее должен «подняться к нему» – приложить усилия, чтобы быть с детьми на равных.

На практике ничего сложного нет. Помимо исключения из обихода вышеупомянутых и родственных им фраз стоит уделить внимание тому, как проходит общение с детьми. Взрослые должны находиться на одном уровне с ребенком в буквальном смысле слова. Во время общения или игр садитесь рядом с детьми на полу или детском стуле, смотрите в глаза. Если это невозможно (например, при просмотре передач или произведений искусства), нужно физически поднять ребенка на соответствующий уровень, чтобы он не чувствовал себя ущемленным.

2. Объясняйте правила, задавайте вопросы

Дети не обладают телепатическими способностями: ограничения или правила нуждаются в объяснении. Мало просто сказать, что перебивать других некрасиво, – нужно объяснить, почему. Вместе с этим нужно предоставлять ребенку доступные инструменты для разрешения ситуации.

Любому объяснению должны предшествовать вопросы, цель которых разобраться, что дети знают по этой теме. При этом вопросы формулируйте так, чтобы на них нельзя было ответить «да» или «нет». Пусть дети думают, строят свою версию и делятся ею с вами. Тогда вы не будете повторять ребенку то, что он и так знает, чтобы не потерять нить его интереса.

3. «По-другому», а не «неправильно»

Если вы вдруг услышите от ребенка, что самолет машет крыльями, как птица, не спешите его переубеждать. Не стоит прерывать поток фантазии детей словами «это неправильно» и «такого не бывает». Пусть ребенок продолжит размышлять и фантазировать, чтобы самостоятельно прийти к правильному выбору.

Особенно важен этот инструмент при формировании правил и модели поведения. «Делай как я» или «это плохо» – недостаточный аргумент для взрослого человека, а ведь именно такого вы хотите вырастить. Пусть ребенок поймет, что мысли и дела людей могут различаться. Но в то же время задавайте наводящие вопросы, чтобы он сам пришел к правильному выводу, на основании личного исследования, а не навязанной информации.

4. Предлагайте выбор, не спешите

Каждый ребенок сталкивается с массой проблем, незначительных для взрослых, но критичных для него. Учите его, что в жизни всегда есть выбор, даже в самых простых ситуациях. Вот лишь несколько примеров:

  • Готовя еду, предлагайте несколько вариантов; наливая чай, давайте возможность выбрать, сладкий он будет или нет.
  • Пусть ребенок выбирает из нескольких вариантов одежды.
  • Если ситуация поменялась (к примеру, предыдущая одежда не подходит), предложите новый выбор и аргументируйте, почему.

Главная ошибка – лишать ребенка выбора, потому что вы спешите. Планируйте время так, чтобы у него была возможность воспользоваться правом выбирать. Если вы не успеваете предложить ему варианты одежды утром, займитесь этим с вечера.

Конечно, количество ситуаций, в которых вы будете предлагать выбор, зависит от возраста: чем младше дети, тем меньше опций. Однако у них не должно быть ощущения, что все решено за них.

5. Учиться можно всегда

Пока ребенок имеет тягу к знаниям, не лишайте его возможности учиться. Не ограничивайте получение знаний определенным временем. Задавайте детям побуждающие подумать вопросы в любой ситуации: за едой – из чего она приготовлена, на прогулке – чем заняты птички или другие животные, и т.д. При этом не забывайте предыдущие советы: вопрос должен быть поставлен так, чтобы ребенок сам рассуждал, наблюдал и ставил опыты.

6. Фантазия – главная наука

Многие родители ставят цель поскорее научить ребенка читать, писать или считать. Бесспорно, это важные навыки, но как же часто мы встречаем взрослых людей без малейших способностей к размышлению, аргументации и творчеству! Не упустите шанс помочь ребенку в развитии творческого мышления, которое поможет ему во взрослой жизни.

В дошкольном возрасте образное мышление не ограничивается логическими аргументами и прочими барьерами. Чтобы логика не задавила все задатки творчества, важно развить его в раннем возрасте. Пусть ребенок проявляет любознательность, занимается творчеством (естественно, тем, которое нравится ему, а не родителям или окружающим) и исследует мир вокруг себя.

Важность системного подхода

Конечно, чтобы реджио подход был успешным, его должны постоянно применять все члены семьи. Кроме того, при выборе методики воспитания важно учитывать особенности развития и личности ребенка, а также его возраст. Специалисты нашего центра помогут определить основные черты детей и дадут советы, применение которых повысит эффективность реджио подхода и поможет воспитывать ребенка созидательной и творческой личностью с правом осознанного выбора.

Дата публикации: 17.10.2023. Последнее изменение: 17.10.2023.

Запишитесь на консультацию !

    Записаться на консультацию
    Перезвоним Вам

    Отправить комментарий
    Нажимая "Добавить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных