8 (499) 372-08-76
(многоканальная линия)
Ежедневно с 8.00 до 22.00
Перезвонить Вам?
  • г.Москва, м.Бабушкинская, м.Свиблово:
  • ул.Летчика Бабушкина, 32к3;
  • г.Мытищи, ул.Юбилейная, 24А
  • Как проехать

Ребенок все понимает, но не говорит. В чем причина?

Ребенок все понимает, но не говорит. Что делать?Проблема своевременного формирования речи всегда беспокоит родителей. Даже если бабушка пытается утешить, мол, ничего, папа поздно заговорил, и у вашего все в порядке. Иногда, действительно, ребенок просто развивается в своем темпе и со временем начинает болтать не хуже сверстников.

Однако проблемы задержки речи могут быть намного глубже и очень важно вовремя обратить на них внимание. Ведь чем раньше начнется коррекция, тем больших результатов можно добиться.

Расстройство экспрессивной речи

«Все понимает, но не говорит» — одна из самых больших ловушек. Родители искренне недоумевают, почему их ребенок отстает в развитии речи, ведь он явно хорошо понимает обращенную к нему речь и вполне развит интеллектуально. Иногда этот факт не позволяет заметить явные проблемы с речью.

Отсутствие или нарушение речи при полном понимании обращенных к ребенку фраз называется расстройством экспрессивной речи. Как правило, родители начинают обращать внимание и бить тревогу, когда к 3 годам их чадо так и не разговорилось.

Чем характеризуется такое состояние:

  1. Ребенок совсем не говорит.
  2. В речи присутствуют лепетные слова, слоговые формы слов, звукоподражания.
  3. После трехлетнего возраста ребенок не строит предложения из слов, ограничиваясь небольшим словарным запасом. Возможно, наличие у ребенка дизартрии.

При этом очень важно отметить другие важные признаки:

  1. Интеллект у ребенка полностью сохранен. Он хорошо понимает слова и просьбы, без труда выполняет их.
  2. Как физиологическое, так и психическое развитие соответствует норме.
  3. Ребенок способен поддерживать контакт, у него нет признаков аутизма.
  4. В наличии активное жестовое общение, адекватная мимика и т. п.
  5. Нет проблем со слухом.

Почему он не говорит?

Так почему же ребенок, абсолютно понимающий, все, о чем с ним говорят, отстает в речевом развитии? Если процесс не «тормозят» ни интеллектуальная, ни психическая составляющая, в чем же дело?

Специалисты выделяют два вида причин, способных вызвать проблемы в экспрессивной (обращенной) речи:

  1. Социальные.
  2. Физиологические.

Причины внешние:

  1. Отсутствие у ребенка мотивации. Может быть, это звучит странно, однако чрезмерная забота и внимание отнюдь не стимулируют у детей стремления выразить свои потребности при помощи речи. Если абсолютно все желания предвосхищаются, а жестовая «азбука» схватывается любящими родственниками на лету, то зачем напрягаться?
  2. Отсутствие примера. Дети в социально неблагополучных семьях часто имеют проблемы с развитием речи, так как общение и занятия с ребенком там сводится к минимуму. Однако и вполне «положительные» родители иногда считают, что малышу требуется лишь уход и обеспечение физиологических требований. Все специалисты бьют тревогу — детей подчас окружают лишь голоса, звучащие из телевизора и современных гаджетов.
  3. Двуязычие. Если в семье разговаривают одновременно на двух языках, ребенку трудно вычленить лексемы одного из них. По этой причине дети-билингвы начинают говорить позже своих сверстников, растущих в семье одноязычной. При этом они могут хорошо понимать речь родителей.
  4. Излишняя требовательность. Ребенок может отказаться говорить, если родители слишком настойчиво этого от него требуют. Ситуация, когда малыш едва попробовав какое-то слово, постоянно подвергается просьбам говорить его еще и еще, встречается довольно часто. Будет лучше, если в семье постараются создать мотивацию для общения, а не давление на ребенка.

На заметку родителям: Процесс формирования речи у детей базируется на естественной способности ребенка к обучению на примере окружения. Именно поэтому так важно регулярное общение даже с самым маленьким ребенком. Однако мамы и папы должны принять к сведению, что речь из телевизора и других источников не может научить малыша говорить, воспринимаясь как шум до тех пор, пока он не освоит родной язык.

Причины внутренние:

  1. Наследственность. Генетический фактор исключать нельзя. Если кто-то из родителей заговорил позже срока, то очень может быть, что и ребенок повторит его историю. Однако специалисты рекомендуют в этом случае быть настороже. Дело в том, что с каждым следующим поколением ситуация может усложняться.
  2. Неврологические проблемы. Довольно часто в основе задержки речи лежит поражение речевых зон коры головного мозга. Спусковым механизмом может стать внутриутробная гипоксия, сложные роды, травмы и тяжелые заболевания, перенесенные ребенком в раннем возрасте.
  3. Нарушения работы органов артикуляции. Короткая уздечка языка, сниженный тонус мышц лица и артикуляционных органов и т.д. приводят к невозможности произносить звуки, а значит задерживают и развитие речи.

Если ребенок не говорит, хорошо помогают занятия по методу Томатиса

Что делать, если ребенок все понимает, но не говорит?

В первую очередь родители должны обязательно обратить на это внимание. Не стоит расслабляться и ждать, пока чадо вступит в беседу самостоятельно. Задержка речи может повлечь за собой и другие проблемы включая отставание в психическом и интеллектуальном развитии.

Тот факт, что ребенок хорошо воспринимает речь окружающих и выполняет все просьбы, может притупить бдительность — слава богу, интеллектуально он достаточно развит! Однако если проблемы имеют место после достижения трехлетнего возраста, нужно обязательно принять меры.

К кому обратиться:

  • Начните со своего педиатра. Он направит вас к нужному специалисту.
  • Посетите невролога. Если причиной задержки речи являются нарушения, относящиеся к его компетенции, врач назначит подходящее лечение.
  • Не откладывайте визит к логопеду-дефектологу! Своевременно принятые меры и регулярные занятия помогут ребенку догнать ровесников и успешно подготовиться к будущему.

 

Комментарии (66)
  1. Нам 4 года, мы не разговариваем. Прошли всех врачей — говорят, что нужно ждать и он сам заговорит

    • Администратор

      В 4 года ждать уже нельзя, нужно срочно обратиться за помощью к логопеду-дефектологу

    • Вы что! /Бейте тревогу, сам не заговорит, срочно нужна помощь логопеда и дефектолога!!!!!!!!!!!

    • У нас такая же проблема,всё понимает, говорить именно не хочет.многие слова говорит.а если предложения, то,ны-ны,ны-ны.а вы заговорили?

  2. Здравствуйте) малышу 22 месяца говорит пару слогов ,произносит чисто,это все. Все наши усилия и стимулирование его к речи пока не привели к речи.Укает на все))) правда мы сосем соску и отказаться от нее ну никак

  3. Здравствуйте. моей дочери 4.4 года. В 2 года начинала говорить, составлять словосочетания, а через пол года замкнулась в себе и не разговаривает. Только простые слова мама ,папа. Ходили по всем врачам все в порядке, никаких отклонений не выявлено. Подскажите, что делать?

    • Администратор

      Ребенок не говорит в 4 года — это и есть отклонение. Вам нужно срочно обратиться к логопеду-дефектологу и неврологу, если у него еще не были.

  4. Добрый день! Нам 2-го июля исполнилось 2 года. Малыш всё понимает, но говорит несколько слов. Подскажите, пожалуйста, что то нужно делать или подождать?

    • Администратор

      Алена, словарный запас в этом возрасте должен быть больше. Нужно обратиться за консультацией к логопеду и неврологу

      • Здравствуйте, логопед не занимается в таком возрасте с детьми, только консультирует, с трёх лет она берут, а у неврологов одно лечение для всех — Пантогам+Магне б6, от которого ребёнок начинает сходить с ума, в смысле становится гиперактивным, плохо спать и т д, но речь не улучшается

        • Администратор

          Мы занимаемся с 1,5 лет. По поводу таблеток — мы тоже не их сторонники, принимать нужно только в крайнем случае.

  5. Моя дочка нехорошо говорит, что мне делать, но она все понимает

    • Администратор

      Какой возраст ребенка? Нужно обратиться к специалистам — логопеду-дефектологу и неврологу

      • Нам ровно три года, всё понимаем, вроде всё хорошо со здоровьем. Играется, всё что не попросишь всё сделает, но говорит всего лишь пять слов папа, мама, дом, там, отдай. Подскажите, что это может быть ?

        • Администратор

          Это задержка в развитии речи

        • Я смотрю, что комментарии с прошлого года, и мне интересно — сейчас ваши детки уже говорят? Мой ребенок 2 годика, не говорит, мама, папа, вода. Нас понимает хорошо, играет, на своем языке много бормочит, мы лучше начали его понимать, пальцем показывает или жесты, если совсем не понимаем его за ручку берет нас, чтоб идти куда ему надо. Интеллект вроде нормальный: лего делает точно так, как показываем, пазлы лепит сложные, машинки собирает, животные показывает правильно, но их звуки не повторяет, цвета ставит в правильную коробку. Я в Англии сейчас, и вот они мне сказали только наблюдать пока. И интересно в вашем случай что изменилось ?

          • У нас так же. Сейчас 2.9, что то меняется,новые свуки,слова. Явный прогресс речевого развития. Врачей прошли. По результатам эхо-эг всё в норме. В заключении нам врач сказала смотреть по меньше мультиков.

  6. Нам 1 и 10 мес лепетная речь, ни мама ни папа не говорит, обращенную речь понимает. Были у невролога, на просьбу показать часы, сын не отреагировал(он не знает что такое), нам поставили РАС. Ребенок ласковый, любит родителей, в глаза смотрит. Что делать, если не согласен с неврологом?

    • Администратор

      Рекомендуем Вам обратиться к другому неврологу, а также посетить логопеда-дефектолога для понимания ситуации.
      РАС часто ставят ошибочно, когда ребенок быстро не пошел на контакт с врачом. Чаще всего это проблема врача (в том, что он не нашел подхода), а не ребенка.

    • РАС в возрасте 1 год 10 месяцев? Или ваш невролог гений, или просто-напросто непрофессионал. Обратитесь к кому-нибудь другому.

  7. Здравствуйте! Сыну 8 мес. Не говорит ма-па-ба,на,дай .и не поддается простому учению.кривляясь иногда что то типа и баба -папа выдает и то редко . Стоит ли обращаться к врачу.Существуют ли какие то методики,что бы сына хоть чему то научить и не допустить дальнейшей задержки .Спасибо.

    • Администратор

      Здравствуйте! Можно показаться логопеду для консультации. Но обычно ждут до 1,5 лет. Если речь не появится, тогда уже точно нужно будет обратиться к логопеду и неврологу.

  8. Здравствуйте! Сыну 3 года. Он Еще не говорит только:*мама, папа,баба, би-би, тетя, дядя.Что ему скажешь сделать все понимает и делает. В два года обращались к неврологу прописал нам припарат пантогам

    • Администратор

      Вам срочно нужны занятия с логопедом-дефектологом, чтобы не появились задержка в психическом развитии

  9. Ребенку 1 год и 8 мес. Говорит: «мама», «баба», «на», «да», «бах». Больше ничего не говорит. Все понимает. Выполняет все просьбы.

  10. Нужно ли медикаменты при лечении?

  11. Здравствуйте ребёнку 8 лет все понимает но не говорит ,говорит но с трудностями.

  12. Ребенку 4 года 6 месяцев. Мы разговариваем фактически фразами из мультиков . Связать слова в предположение не может. До 4 говорили все врачи, что она заговорит. В 4,3 пошли по врачам, они ставят задержку речи. Прописали Пантогам пить. Но ребенок не понимает иногда, что от него хотят, а что уж говорить о запрете нельзя. Начинается такая истерика, что делать? она постоянно стоит на своем

  13. Сыну скоро год, не говорит совсем и даже не лепечет, иногда отдельные звуки «а» «м» .очень переживаю из-за этого. В год конечно же пойдем к неврологу

  14. Здравствуйте. Нашему мальчику 4:6 месяца, он все слышит, но не говорит, даже не пытается повторить те слова, которые ему говорят, Мы были у врача, а он вообще нас напугал и сказал, что у нас ребёнок не слышит. К кому нам обратиться и что надо делать? Заранее спасибо!

  15. Здравствуйте! Сыну 3 года. Он Еще не говорит только:*мама, папа,баба,няня би-би, тетя, дядя.Что ему скажешь сдеать все понимает и делает.Так же он говорит первые слога слов . В два года обращались к неврологу прописал нам препарат пантогам

  16. Ребёнку 2,7 (мальчик) понимает все может найти на ютубе свой любимый мультфильм перемотать переключить понимает запреты и разрешения различает цифры на просьбу показать цифру пять показывает на часах или где либо очень любит игры на логику одним словом полное восприятие того что должно быть в его возрасте, есть огромное но не одного слова не говорит может изредка на «тарабарском» что то произнести. Стоит ли переживать ? Если что делать.

    • Администратор

      Конечно, нужно обратиться к логопеду-дефектологу за помощью и ограничить просмотр мультиков на планшете или телефоне

  17. Zdravstvyite. Devochke 3,4 govorit otsili 10/15slov, a ostalnoe na svoem jazike. Ponimaet obrashenyu rech na 2-x jazikax, v sadike 3 jazik (angliiskii), vospitateli govoriat chto ne nyzno perezivat, oni vidiat chto rebenok razvit, ponimaet. Bili y spezialista logoped-neyrolog, doktor ne yvidel problemy, skazal chto razgovoritsia.

    • Администратор

      В идеале, конечно, ребенок должен учиться говорить на 1-ом языке. Даже взрослому тяжело учить три незнакомых языка сразу. Так что начните лучше с одного.
      Если в этом возрасте не увидели проблему, значит, плохо смотрели. Есть нормы, по которым ребенок в 3 года должен говорить больше 1000 слов. Отклонения возможны, но не такие значительные.

  18. Здравствуйте. Дочке 3 года говорит только легкие слова и говорит своим языком типа бичубичу. До 1 года гворила сложные слова в словарном запасе было почти 20 слов. К 1.3 все пропало даже на свое имя не реагировала. К 2 годам обращались к нервопатологу. Проверили слух все нормально.Назначил лечение. Прошли 3 курса лечение. Слава Богу все понимать стала повторять слова. Врач сказал до 3 лет отдыхаем если не разговаривает то обращайтесь. Не давно обращались назначил лечение и сказал со след. Месяца берем уроки логопеда.
    Беда в том что ребенок все время смотрит мультики и если попытаемся учить слова упрямо не хочет(иногда повторяет). Как учить ее словам или по ходу лечения и после обращения логопеду врач логопед сам научит?!

  19. здравствуйте! были на приеме у педиатра в 1 год и 3 месяца, она сказала что мы отстаем в развитии речи. Сын говорит «мама», «баба», «да», «нет», «дай», «бабах» если что-то падает. Врач сказала, что в таком возрасте мы должны знать 20 слов и строить предложения. так ли это? Малыш смышленый. Среди детей даже в 1 год и 5 месяцев выглядит более развитым (катается на самокате сам, помогаем мне в быту от полного цикла загрузки стирки до принеси-подай чего угодно без жестикуляции, делает все, что не покажешь в основном с первого раза, показывает животных на картинках, которых называю, но вот звуки не повторяет и слова тоже, когда прошу…посмотрит на меня пристально и пытается вовлечь в другое занятие, а иногда просто промычит или промамкает, чтобы отстала. Моторику с детства развивала крупами и пр., с этим у нас все в порядке…не пойму в чем дело и есть ли повод для паники? Спасибо за ответ

    • Администратор

      У Вас все хорошо. Предложения должны быть к 3-м года, словосочетания к 2-м. Словарный запас к двум годам сильно увеличится.

    • Ребёнок в возрасте 1 год и 3 месяца произносит 6 слов и отстаёт в развитии? Сомневаюсь в профессионализме вашего педиатра…

  20. Здравствуйте! Ребенку 2 года и 5 месяцев, мальчик. Ребенок все понимает но не разговаривает, говорит по 2-3 буквы из слова, говорит не много. Физически хорошо развит. Родился в 37-38 недель, экстренное кесарево, из за гипоксии, ребенок крупный, в тазовом предлежании был, по шкале апгра 7. Сел и пошел вовремя. У ребенка была кривошея, гипертонус, дисплазия. Проблем со сном и питанием нет. На физ развитие не жалуемся, ребенок понимает обращенную к нему речь и сложные предложения.сам ходит на горшок, одевается частично, кушает сам. В 5 месяцев делали узи головного мозга все в норме, отклонений не было. У меня вопрос стоит нам переживать? Могла ли гипоксия повлиять только на речь ребенка или должна была проявляться и в остальном развитии ребенка? Нам невролог ставит ОНР прописал ноофен и киндинорм, не знаю стоит ли ребенку давать эти препараты?

  21. Здравствуйте, нам 1.7, через 2 недели 1.8! Можно сказать не говорит , только звукоподражание нескольким животным, ам-ам было и да да да, дай оочень редко, фу раньше тоже было часто, я вот не пойму) все это говорил раньше, я думала вот он скачок и все начинается, но что-то нет( о занятиях я сейчас не думаю, он просто не будет сидеть заниматься, очень смышленый, правда, очень, понимаем все все все , стишки показывает ) как быть ) невролог в год сказала приходить в 2 года только. Вот жду 2-х лет, это же не критично…

    • Администратор

      Обычно словарный запас в 1.8 как раз сильно увеличивается. Действительно, нужно немного подождать

  22. Здравствуйте. Ребенку 3,2 года, многое понимает, но из речи повторяет только буквы алфавита и то не все, в основном любит сильно кричать. Что делать и к кому обращаться?

  23. Здравствуйте! Моей дочке 2 года 1 месяц. Называет только существительные типа папа, мама, тик-так, мишка, кубик, цветочки, йогрут,каша, сок. Всех животных называет но по их звукам, из мультиков говорит слова — Маша, патруль. Глаголов мало — открой, включи, пойдем, кататься.
    Повторяет слова редко. Интелект сохранный, невролог говорит, что все нормально. Стоит ли бить тревогу или подождать?

    • Администратор

      Юлия, для профилактики к логопеду можно обратиться, но скорее всего у Вашего ребенка все в норме.

  24. Здравствуйте, сыну 8 месяцев, лепечет, говорит «па», «ма», «дя», «ба» и тай-дай. Читаю ему книги, очень ими интересуется, развиваю мелкую моторику, телевизор смотрит очень мало и то мультики развивающие. Суть вопроса в том, что многие дети в его возрасте уже говорят папа, мама и так далее, очень переживаю все ли у него в порядке?

  25. Дочке 1,5 года. Она всё понимает. Показывает животных которых я называю. Понимает что от нее хочу. Но говорит только мама (чаще), папа, баба. И на своём лялякает. Это нужно куда-то обращаться или подождать?

  26. Ребёнку 1,6 говорит мама. Папа, баба — редко! Звуки некоторых животных, все понимает и просьбы выполняет! Что делать?

  27. Здравствуйте.Дочке 3,5 года и у нас нет диалога.Например, если я спрошу у нее:Хочешь кушать? Она побежит на кухню.Ни «да», ни «нет».Или если спросить:Что ты сегодня делала/кушала/во что играла/что делаешь/что рисуешь и т.д. -она не ответит. При этом вроде все понимает. Знает все цвета,даже самые сложные и выучила их еще до 2 лет, буквы алфавита знает все, считает до 20,формы и т.д. , выполняет все просьбы:принести, показать, найти, нарисовать и т.д. Но диалога нет.Не может рассказать где была, что видела.Задаешь вопрос-она говорит ерунду какую-нибудь не в тему (что в голове думает, то и говорит) или молчит.Звуки все выговаривает, речь достаточно чистая-все слова понятные. Отвечает только на вопросы «что это?», «кто это?» «Какого цвета?», показывает по просьбе части тела и называет их, показывает что где находится на картинке.Но вот какой-то осознанной речи нет. На запреты реагирует криком, «нельзя» понимает, иногда слушается иногда протестует. Например, если предложить ей то, что она не хочет, она либо оттолкнет, либо выдаст недовольный крик и типа становится понятно,что ец это не нравится.Иногда приходится угадывать, перебирать все, пока не поймешь что ей нужно.Память хорошая-запоминает песни, тексты из сказок(много читаю ей), стишки, фразы из мультиков.Очень много говорит фразами из мультиков-это очень беспокоит! И в тему и не в тему везде вставляет эти фразы, хотя мультики смотрит не часто.Но на чем заклинит будет много говорить, перебирать все известные ей фразы и словосочетания-и из мультов, и которые я говорю ей, и из стихов и из книг. Говорит заученными фразами.Увидит кошку: «Киса пришла», «Киса,брысь».По вечерам одна и та же фраза: «Папа придет и вкусное принесет», и т.д. Такие фразы, которые услышит так и будет повторять в подходящих ситуациях. Да и не в подходящих тоже.Что вспомнит в данную секунду из знакомых фраз, то и скажет. Бывает пою ей хорошо знакомую ей песенку и перепутаю слова-она сразу капризничает-типа не так спела.Споосишь: а как правильно? Не скажет. Начиталась про аутизм с жтими фразами из мультиков и переживаю.Любит подвижные игры, любит вместе играть, иногда просит:Достань мяч, нарисуй мишку, дай сок. Понимает прилагательные:мягкий, пушистый, горячий, холодный, красивый, милый и т.д. Говорит, когда ей больно. Выполняет просьбы. Указательный жест есть, в глаза смотрит, обнимашки любит, контактные игры какие-то любит, просится на руки, любит сидеть на коленях, обнимает, целоваться любит. Если кашляет, говорит, что это кашель, если плачу-говорит «мама плачет».Словарный запас пассивный большой очень.Активно только привычные слова, фразы и словосочетания.
    С чужими детьми на контакт особо не идет, будет стоять рядом -наблюдать,играть рядом.В семье очень контактна-со мной, с папой, с братом..то есть сама ищет контакта,просит поиграть, порисовать, любит щекотки всякие.Веселая, активная.Чужих не боится, но и не стремится с ними контачить.Просто наблюдает с интересом, может подойти, включиться в игру, но все равно играет как бы сама, просто рядом.
    Беспокоит отсутствие диалога, осознанной речи и эти заученные фразы.Запас этих фраз пополняется, но они бессмысленные какие-то.Просто знает их и говорит.

    К кому обращаться.Может ли это являться вариантом нормы в нашем возрасте (3,5 г), к кому обращаться в первую очередь? Как правильно действовать самим?

    Спасибо большое.

    • Здравствуйте, у нас похожая ситуация, вы у неврологов не были?

    • Здраствуйте Наталья! Как у вас дела? Есть сдвиги с дочей? У моей дочки тоже самое, очень переживаю, хотела бы узнать как у вас.

  28. Здравствуйте. Дочке 2 года и 7 мес, не говорит ничего. По своему лапочет…. До года были слова, мама, папа, баба, дай, а примерно в год и 1 мес замолчала и по сей день. Мама сейчас говорит, только когда плачет или что-то хочет, просит истерично. К какому врачу идти?

    • Вам срочно нужно идти к неврологу, по хорошему счету лечь в больницу на обследование. Это может быть последствия после перенесены заболеваний. Мы уже такое проходили. Благо выявили болезнь в самом начале.

  29. Здравствуйте, моему братишка 2 года 11 месяцев. В полтора года он говорил 5-6 слов, повторял за всеми, а потом резко перестал, говорит только мама и папа. Если что-то надо идет и делает сам чай пытается налить, на гаршок садиться, ТВ включает, нас обнимает и т.д. но говорить отказывается, только если с детьми дерется за игрушки кричит дай, отдай. Может это генетический? Я в 3,5 года первое слово сказала

  30. Здравствуйте моему сыну 1 год. Все понимает, что попросишь приносит, на имя оборачивается и откликается (МММ) сам если что то просит тоже показывает руками и опять (МММ) и все старается говорить Аф Аф но совсем не внятно. Ещё у нас короткая уздечка. Подскажите нужно бить тревогу мну уже или я тороплю события?

  31. Ребят, как мама ребёнка с глубоким нарушением речи. Скажу, если Ваш ребёнок говорил, а потом замолчал. Срочно бегите к врачу, если невролог. Говорит он меня понимает, меняйте врача. Тем более теперь можно настоять, чтобы врач отправил на обследование в больницу. Нам повезло синдром ДЭРД мы выявили, до момента эпилепсии. Сейчас наблюдаемся у невролога, деффектолога, психолога. Проходим раз в полгода обследование. Лучше выявить в три года болезнь, которую можно минимизировать, чем потом лечить последствия. Не болейте! Счастья Вам и Вашим деткам!

  32. Здраствуйте Мамаши.У нас Зпр и алалия.Но я сомневаюсь.Дочке 4 года исполнилась.Она на свое имя 70%не реагирует.Щась она в коррекционном детском садике.Работает логопеды,дефектология,психологи.Она на английском хорошо говорит думаю это с ютуба.На 3х языках знает цифры до 10.Знает на английском букву наизусть.Некоторые песни поют.Знает фигуры,цветы.Но гиперактивная(упрямая)говарит мама папа Ата аже и повторяет что говаришь.И то начела недавно.Что мне сделать ещё?

Отправить комментарий
Нажимая "Добавить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных
Записаться на консультацию
Записаться на консультацию
Перезвоним Вам
Полезные материалы