8 (499) 372-08-76
(многоканальная линия)
Ежедневно с 8.00 до 22.00
Перезвонить Вам?
  • г.Москва, м.Бабушкинская, м.Свиблово:
  • ул.Летчика Бабушкина, 32к3;
  • г.Мытищи, ул.Юбилейная, 24А
  • Как проехать

Ребенок все понимает, но не говорит. В чем причина?

Ребенок все понимает, но не говорит. Что делать?Проблема своевременного формирования речи всегда беспокоит родителей. Даже если бабушка пытается утешить, мол, ничего, папа поздно заговорил, и у вашего все в порядке. Иногда, действительно, ребенок просто развивается в своем темпе и со временем начинает болтать не хуже сверстников.

Однако проблемы задержки речи могут быть намного глубже и очень важно вовремя обратить на них внимание. Ведь чем раньше начнется коррекция, тем больших результатов можно добиться.

Расстройство экспрессивной речи

«Все понимает, но не говорит» — одна из самых больших ловушек. Родители искренне недоумевают, почему их ребенок отстает в развитии речи, ведь он явно хорошо понимает обращенную к нему речь и вполне развит интеллектуально. Иногда этот факт не позволяет заметить явные проблемы с речью.

Отсутствие или нарушение речи при полном понимании обращенных к ребенку фраз называется расстройством экспрессивной речи. Как правило, родители начинают обращать внимание и бить тревогу, когда к 3 годам их чадо так и не разговорилось.

Чем характеризуется такое состояние:

  1. Ребенок совсем не говорит.
  2. В речи присутствуют лепетные слова, слоговые формы слов, звукоподражания.
  3. После трехлетнего возраста ребенок не строит предложения из слов, ограничиваясь небольшим словарным запасом. Возможно, наличие у ребенка дизартрии.

При этом очень важно отметить другие важные признаки:

  1. Интеллект у ребенка полностью сохранен. Он хорошо понимает слова и просьбы, без труда выполняет их.
  2. Как физиологическое, так и психическое развитие соответствует норме.
  3. Ребенок способен поддерживать контакт, у него нет признаков аутизма.
  4. В наличии активное жестовое общение, адекватная мимика и т. п.
  5. Нет проблем со слухом.

Почему он не говорит?

Так почему же ребенок, абсолютно понимающий, все, о чем с ним говорят, отстает в речевом развитии? Если процесс не «тормозят» ни интеллектуальная, ни психическая составляющая, в чем же дело?

Специалисты выделяют два вида причин, способных вызвать проблемы в экспрессивной (обращенной) речи:

  1. Социальные.
  2. Физиологические.

Причины внешние:

  1. Отсутствие у ребенка мотивации. Может быть, это звучит странно, однако чрезмерная забота и внимание отнюдь не стимулируют у детей стремления выразить свои потребности при помощи речи. Если абсолютно все желания предвосхищаются, а жестовая «азбука» схватывается любящими родственниками на лету, то зачем напрягаться?
  2. Отсутствие примера. Дети в социально неблагополучных семьях часто имеют проблемы с развитием речи, так как общение и занятия с ребенком там сводится к минимуму. Однако и вполне «положительные» родители иногда считают, что малышу требуется лишь уход и обеспечение физиологических требований. Все специалисты бьют тревогу — детей подчас окружают лишь голоса, звучащие из телевизора и современных гаджетов.
  3. Двуязычие. Если в семье разговаривают одновременно на двух языках, ребенку трудно вычленить лексемы одного из них. По этой причине дети-билингвы начинают говорить позже своих сверстников, растущих в семье одноязычной. При этом они могут хорошо понимать речь родителей.
  4. Излишняя требовательность. Ребенок может отказаться говорить, если родители слишком настойчиво этого от него требуют. Ситуация, когда малыш едва попробовав какое-то слово, постоянно подвергается просьбам говорить его еще и еще, встречается довольно часто. Будет лучше, если в семье постараются создать мотивацию для общения, а не давление на ребенка.

На заметку родителям: Процесс формирования речи у детей базируется на естественной способности ребенка к обучению на примере окружения. Именно поэтому так важно регулярное общение даже с самым маленьким ребенком. Однако мамы и папы должны принять к сведению, что речь из телевизора и других источников не может научить малыша говорить, воспринимаясь как шум до тех пор, пока он не освоит родной язык.

Причины внутренние:

  1. Наследственность. Генетический фактор исключать нельзя. Если кто-то из родителей заговорил позже срока, то очень может быть, что и ребенок повторит его историю. Однако специалисты рекомендуют в этом случае быть настороже. Дело в том, что с каждым следующим поколением ситуация может усложняться.
  2. Неврологические проблемы. Довольно часто в основе задержки речи лежит поражение речевых зон коры головного мозга. Спусковым механизмом может стать внутриутробная гипоксия, сложные роды, травмы и тяжелые заболевания, перенесенные ребенком в раннем возрасте.
  3. Нарушения работы органов артикуляции. Короткая уздечка языка, сниженный тонус мышц лица и артикуляционных органов и т.д. приводят к невозможности произносить звуки, а значит задерживают и развитие речи.

Если ребенок не говорит, хорошо помогают занятия по методу Томатиса

Что делать, если ребенок все понимает, но не говорит?

В первую очередь родители должны обязательно обратить на это внимание. Не стоит расслабляться и ждать, пока чадо вступит в беседу самостоятельно. Задержка речи может повлечь за собой и другие проблемы включая отставание в психическом и интеллектуальном развитии.

Тот факт, что ребенок хорошо воспринимает речь окружающих и выполняет все просьбы, может притупить бдительность — слава богу, интеллектуально он достаточно развит! Однако если проблемы имеют место после достижения трехлетнего возраста, нужно обязательно принять меры.

К кому обратиться:

  • Начните со своего педиатра. Он направит вас к нужному специалисту.
  • Посетите невролога. Если причиной задержки речи являются нарушения, относящиеся к его компетенции, врач назначит подходящее лечение.
  • Не откладывайте визит к логопеду-дефектологу! Своевременно принятые меры и регулярные занятия помогут ребенку догнать ровесников и успешно подготовиться к будущему.
Комментарии (42)
  1. Нам 4 года, мы не разговариваем. Прошли всех врачей — говорят, что нужно ждать и он сам заговорит

  2. Здравствуйте) малышу 22 месяца говорит пару слогов ,произносит чисто,это все. Все наши усилия и стимулирование его к речи пока не привели к речи.Укает на все))) правда мы сосем соску и отказаться от нее ну никак

  3. Здравствуйте. моей дочери 4.4 года. В 2 года начинала говорить, составлять словосочетания, а через пол года замкнулась в себе и не разговаривает. Только простые слова мама ,папа. Ходили по всем врачам все в порядке, никаких отклонений не выявлено. Подскажите, что делать?

    • Администратор

      Ребенок не говорит в 4 года — это и есть отклонение. Вам нужно срочно обратиться к логопеду-дефектологу и неврологу, если у него еще не были.

  4. Добрый день! Нам 2-го июля исполнилось 2 года. Малыш всё понимает, но говорит несколько слов. Подскажите, пожалуйста, что то нужно делать или подождать?

    • Администратор

      Алена, словарный запас в этом возрасте должен быть больше. Нужно обратиться за консультацией к логопеду и неврологу

  5. Моя дочка нехорошо говорит, что мне делать, но она все понимает

    • Администратор

      Какой возраст ребенка? Нужно обратиться к специалистам — логопеду-дефектологу и неврологу

      • Нам ровно три года, всё понимаем, вроде всё хорошо со здоровьем. Играется, всё что не попросишь всё сделает, но говорит всего лишь пять слов папа, мама, дом, там, отдай. Подскажите, что это может быть ?

        • Администратор

          Это задержка в развитии речи

        • Я смотрю, что комментарии с прошлого года, и мне интересно — сейчас ваши детки уже говорят? Мой ребенок 2 годика, не говорит, мама, папа, вода. Нас понимает хорошо, играет, на своем языке много бормочит, мы лучше начали его понимать, пальцем показывает или жесты, если совсем не понимаем его за ручку берет нас, чтоб идти куда ему надо. Интеллект вроде нормальный: лего делает точно так, как показываем, пазлы лепит сложные, машинки собирает, животные показывает правильно, но их звуки не повторяет, цвета ставит в правильную коробку. Я в Англии сейчас, и вот они мне сказали только наблюдать пока. И интересно в вашем случай что изменилось ?

  6. Нам 1 и 10 мес лепетная речь, ни мама ни папа не говорит, обращенную речь понимает. Были у невролога, на просьбу показать часы, сын не отреагировал(он не знает что такое), нам поставили РАС. Ребенок ласковый, любит родителей, в глаза смотрит. Что делать, если не согласен с неврологом?

    • Администратор

      Рекомендуем Вам обратиться к другому неврологу, а также посетить логопеда-дефектолога для понимания ситуации.
      РАС часто ставят ошибочно, когда ребенок быстро не пошел на контакт с врачом. Чаще всего это проблема врача (в том, что он не нашел подхода), а не ребенка.

    • РАС в возрасте 1 год 10 месяцев? Или ваш невролог гений, или просто-напросто непрофессионал. Обратитесь к кому-нибудь другому.

  7. Здравствуйте! Сыну 8 мес. Не говорит ма-па-ба,на,дай .и не поддается простому учению.кривляясь иногда что то типа и баба -папа выдает и то редко . Стоит ли обращаться к врачу.Существуют ли какие то методики,что бы сына хоть чему то научить и не допустить дальнейшей задержки .Спасибо.

    • Администратор

      Здравствуйте! Можно показаться логопеду для консультации. Но обычно ждут до 1,5 лет. Если речь не появится, тогда уже точно нужно будет обратиться к логопеду и неврологу.

  8. Здравствуйте! Сыну 3 года. Он Еще не говорит только:*мама, папа,баба, би-би, тетя, дядя.Что ему скажешь сделать все понимает и делает. В два года обращались к неврологу прописал нам припарат пантогам

    • Администратор

      Вам срочно нужны занятия с логопедом-дефектологом, чтобы не появились задержка в психическом развитии

  9. Ребенку 1 год и 8 мес. Говорит: «мама», «баба», «на», «да», «бах». Больше ничего не говорит. Все понимает. Выполняет все просьбы.

  10. Нужно ли медикаменты при лечении?

  11. Здравствуйте ребёнку 8 лет все понимает но не говорит ,говорит но с трудностями.

  12. Ребенку 4 года 6 месяцев. Мы разговариваем фактически фразами из мультиков . Связать слова в предположение не может. До 4 говорили все врачи, что она заговорит. В 4,3 пошли по врачам, они ставят задержку речи. Прописали Пантогам пить. Но ребенок не понимает иногда, что от него хотят, а что уж говорить о запрете нельзя. Начинается такая истерика, что делать? она постоянно стоит на своем

  13. Сыну скоро год, не говорит совсем и даже не лепечет, иногда отдельные звуки «а» «м» .очень переживаю из-за этого. В год конечно же пойдем к неврологу

  14. Здравствуйте. Нашему мальчику 4:6 месяца, он все слышит, но не говорит, даже не пытается повторить те слова, которые ему говорят, Мы были у врача, а он вообще нас напугал и сказал, что у нас ребёнок не слышит. К кому нам обратиться и что надо делать? Заранее спасибо!

  15. Здравствуйте! Сыну 3 года. Он Еще не говорит только:*мама, папа,баба,няня би-би, тетя, дядя.Что ему скажешь сдеать все понимает и делает.Так же он говорит первые слога слов . В два года обращались к неврологу прописал нам препарат пантогам

  16. Ребёнку 2,7 (мальчик) понимает все может найти на ютубе свой любимый мультфильм перемотать переключить понимает запреты и разрешения различает цифры на просьбу показать цифру пять показывает на часах или где либо очень любит игры на логику одним словом полное восприятие того что должно быть в его возрасте, есть огромное но не одного слова не говорит может изредка на «тарабарском» что то произнести. Стоит ли переживать ? Если что делать.

    • Администратор

      Конечно, нужно обратиться к логопеду-дефектологу за помощью и ограничить просмотр мультиков на планшете или телефоне

  17. Zdravstvyite. Devochke 3,4 govorit otsili 10/15slov, a ostalnoe na svoem jazike. Ponimaet obrashenyu rech na 2-x jazikax, v sadike 3 jazik (angliiskii), vospitateli govoriat chto ne nyzno perezivat, oni vidiat chto rebenok razvit, ponimaet. Bili y spezialista logoped-neyrolog, doktor ne yvidel problemy, skazal chto razgovoritsia.

    • Администратор

      В идеале, конечно, ребенок должен учиться говорить на 1-ом языке. Даже взрослому тяжело учить три незнакомых языка сразу. Так что начните лучше с одного.
      Если в этом возрасте не увидели проблему, значит, плохо смотрели. Есть нормы, по которым ребенок в 3 года должен говорить больше 1000 слов. Отклонения возможны, но не такие значительные.

  18. Здравствуйте. Дочке 3 года говорит только легкие слова и говорит своим языком типа бичубичу. До 1 года гворила сложные слова в словарном запасе было почти 20 слов. К 1.3 все пропало даже на свое имя не реагировала. К 2 годам обращались к нервопатологу. Проверили слух все нормально.Назначил лечение. Прошли 3 курса лечение. Слава Богу все понимать стала повторять слова. Врач сказал до 3 лет отдыхаем если не разговаривает то обращайтесь. Не давно обращались назначил лечение и сказал со след. Месяца берем уроки логопеда.
    Беда в том что ребенок все время смотрит мультики и если попытаемся учить слова упрямо не хочет(иногда повторяет). Как учить ее словам или по ходу лечения и после обращения логопеду врач логопед сам научит?!

  19. здравствуйте! были на приеме у педиатра в 1 год и 3 месяца, она сказала что мы отстаем в развитии речи. Сын говорит «мама», «баба», «да», «нет», «дай», «бабах» если что-то падает. Врач сказала, что в таком возрасте мы должны знать 20 слов и строить предложения. так ли это? Малыш смышленый. Среди детей даже в 1 год и 5 месяцев выглядит более развитым (катается на самокате сам, помогаем мне в быту от полного цикла загрузки стирки до принеси-подай чего угодно без жестикуляции, делает все, что не покажешь в основном с первого раза, показывает животных на картинках, которых называю, но вот звуки не повторяет и слова тоже, когда прошу…посмотрит на меня пристально и пытается вовлечь в другое занятие, а иногда просто промычит или промамкает, чтобы отстала. Моторику с детства развивала крупами и пр., с этим у нас все в порядке…не пойму в чем дело и есть ли повод для паники? Спасибо за ответ

    • Администратор

      У Вас все хорошо. Предложения должны быть к 3-м года, словосочетания к 2-м. Словарный запас к двум годам сильно увеличится.

    • Ребёнок в возрасте 1 год и 3 месяца произносит 6 слов и отстаёт в развитии? Сомневаюсь в профессионализме вашего педиатра…

  20. Здравствуйте! Ребенку 2 года и 5 месяцев, мальчик. Ребенок все понимает но не разговаривает, говорит по 2-3 буквы из слова, говорит не много. Физически хорошо развит. Родился в 37-38 недель, экстренное кесарево, из за гипоксии, ребенок крупный, в тазовом предлежании был, по шкале апгра 7. Сел и пошел вовремя. У ребенка была кривошея, гипертонус, дисплазия. Проблем со сном и питанием нет. На физ развитие не жалуемся, ребенок понимает обращенную к нему речь и сложные предложения.сам ходит на горшок, одевается частично, кушает сам. В 5 месяцев делали узи головного мозга все в норме, отклонений не было. У меня вопрос стоит нам переживать? Могла ли гипоксия повлиять только на речь ребенка или должна была проявляться и в остальном развитии ребенка? Нам невролог ставит ОНР прописал ноофен и киндинорм, не знаю стоит ли ребенку давать эти препараты?

Отправить комментарий
Нажимая "Добавить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных
Записаться на консультацию
Записаться на консультацию
Перезвоним Вам
Задать вопрос
Полезные материалы