(многоканальная линия)
Ежедневно с 8.00 до 22.00
  • г.Москва, м.Бабушкинская, м.Свиблово:
  • ул.Летчика Бабушкина, 32к3;
  • г.Мытищи, ул.Борисовка, 4А
  • Как проехать

Ребенок не откликается на свое имя: 5 причин и несколько рекомендаций

Причин, по которым ребенок не отзывается и вообще не реагирует на собственное имя, может быть несколько. При этом природа такого поведения зачастую скрывается не только в банальном игнорировании взрослых, но и является следствием вполне определенных заболеваний.

Первое, что стоит сделать родителям, столкнувшись с подобной ситуацией – это не паниковать. Излишняя эмоциональность не решит проблему и не поможет опередить причину подобного поведения.

Что это может быть?

Для начала стоит выявить природу подобного поведения малыша, так как от этого зависит и дальнейшая диагностика ситуации.

В нормальных условиях дети откликаются на свое имя, начиная с 4-х месяцев и заканчивая возрастом в 6 или 10 месяцев. Такой временной разброс вызван тем, что каждый ребенок имеет собственный темп развития. И если ваш малыш не реагирует на собственное имя ранее указанных сроков, то это еще не повод бояться самого страшного.

С другой стороны к возрасту полутора лет ребенок должен не только понимать, что его зовут, но и быть способным воспринимать и выполнять сложные поручения. Фраза «Пойди в комнату принеси мячик» не должна вызывать затруднений, если это все же происходит, то обследование будет вполне обосновано.

  1. Игнорирование. Не самая очевидная для многих родителей ситуация, когда ребенок попросту не желает с вами общаться. Понять, что проблема кроется в своенравном характере, довольно просто, если он все-таки иногда откликается на имя, но чаще предпочитает этого не делать, при этом нет никаких дополнительных отличий в развитии.
  2. Проблемы со слухом. Ребенок может быть глуховат и разобраться с этой ситуацией в младшем возрасте, бывает сложно. Однако со временем все станет очевидным. Проследите за вниманием ребенка в момент, когда вы ему что-то говорите. Если, не видя вас, он не реагирует на речь, то вполне возможно он просто вас не слышит.
  3. Слуховая агнозия или сенсорная алалия. Относится к речевым нарушениям и связана с проблемами распознавания речи. Если упростить ситуацию, то ребенок вас попросту не понимает. Для него ваша речь звучит как иностранный язык, который он никогда не слышал. На первый взгляд можно подумать, что ребенок страдает аутизмом, однако это далеко не так. Хотя схожие черты поведения, такие как отсутствие реакции на имя, просьбы, полное игнорирование говорящего, вполне естественны для подобного состояния. Очень часто дети попросту не смотрят в глаза родителя.
  4. Моторная алалия. Это состояние затрагивает способность говорить. Ребенок не знает, как произнести звуки на физиологическом уровне. Правильно приоткрыть рот или повернуть язык для него становится непосильной задачей. При этом данное расстройство нередко встречается вместе со слуховой агнозией.
  5. Аутизм. Причин, по которым ребенок с аутическим расстройством не отзывается на собственное имя, может быть несколько от задержек в речевом, психоречевом или умственном развитии до сенсорных перегрузок. Находясь с ним в комнате, вы обращаетесь к нему напрямую, при этом работает телевизор, шумит чайник и поет птица за окном, вы, скорее всего, сконцентрируетесь на общении с ребенком, и все окружающие звуки станут лишь фоном, но для него ситуация выглядит кардинально иначе. Он не сможет выделить главный звук, а весь шум, гул, голоса будут для него одинаково сильны. Это приводит к тому, что окружение «наваливается» на малыша, и он испытывает перегрузку, с которой мозг попросту не справляется.

Но независимо от того игнорирует вас ребенок или испытывает затруднения иного характера, разобраться самостоятельно в причинах и симптомах лучше под присмотром профессионалов. Они смогут не только отследить реакции малыша, но и дадут ценные советы по корректировки сложившейся ситуации.

Как научить ребенка реагировать на свое имя?

Напомним, если малыш не откликается на свое имя, это не говорит о наличии аутизма, хотя проверить данную версию будет не лишним.

  1. Прорабатываем реакцию в спокойной и изолированной обстановке. Важно оградить ребенка от внешних раздражителей, а обстановка комнаты не должна пробуждать в нем интерес к посторонним играм или предметам.
    Сядьте напротив ребенка и предложите ему игру. Суть занятия заключается в позитивном подкреплении его действий. Называйте имя малыша, как только он отзовется на него, вознаградите его сладостью, объятием или поцелуем. Не получилось с первого раза? Не отчаивайтесь, это упражнение потребует времени. Назовите его имя, при необходимости повторите его чуть громче. Нет реакции? Добавьте дополнительный шум в виде шуршания пакета или листа бумаги, как только ребенок после произнесенного имени посмотрит на вас, подкрепите результат приятным бонусом.
    Первостепенная задача научить ребенка реагировать на свое имя хотя бы 8 раз из 10. После этого можно усложнить ситуацию и перейти к следующему этапу.
  2. Закрепляем результат с усложнением задачи. Теперь в уже отработанное упражнение необходимо добавить шума. Пусть это будет телевизор, пара игрушек на заднем плане.
    Начните с того, чтобы ребенок отреагировал на имя и посмотрел на вас после того как вы его произнесете. При необходимости повторяйте попытки, говорите громче. Помогайте себе дополнительными звуками и размахиванием руками. Имея опыт прошлых занятий, ребенок адаптируется к новым обстоятельствам и выполнит задачу.
    При этом получив желаемое 2 раза подряд, дайте ребенку время отвлечься на игру или иное занятие. В противном случае малыш просто не успеет переключиться и будет получать вознаграждение не за реакцию, а зрительный контакт без сопутствующих условий.
    К концу практических занятий малыш должен уметь реагировать на свое имя 8 раз из 10 без дополнительных звуковых раздражителей и сигналов руками со стороны родителей.
  3. Практика в окружающем мире. Если до этого ваша задача состояла в том, чтобы
  4. стимулировать ребенка к определенным действиям, то теперь цель занятий переключить внимание ребенка на звук своего имени.
    Проводите упражнение в момент, когда он увлечен игрой или смотрит в окно во время поездки. Если обстоятельства позволяют, то встаньте рядом с малышом и произнесите его имя, повторяя его до тех пор пока не получите необходимую реакцию. Получилось? Вознаградите ребенка таким же образом, как делали это раньше. Если он испытывает затруднения, то помогите ему изменить громкость голоса или привлеките его внимание своим поведением. Однако количество таких уловок необходимо уменьшать.
    Постепенно вы сможете добиться реакции ребенка, даже если вы находитесь в другой комнате.

Это длительный и трудоемкий процесс, однако, внимание и любовь родителей поможет малышу преодолеть трудности. Стоит также помнить, что даже дети без задержек в развитии не всегда откликаются на собственное имя. Поэтому не пытайтесь довести результаты до 10 из 10.

Если же проблема имеет корни в аутизме, то действия во многом будут похожи. Однако помимо звуковых раздражителей важно добавить и тактильный контакт.

  • Если ребенок не поглощен своим занятием на 100%, то подойдите и прикоснитесь к нему.
  • Произнесите его имя и сразу же постучите его по плечу. Иногда допускается аккуратно поднять его голову за подбородок, так, чтобы он посмотрел прямо на вас. Главное, не пытайтесь добиться контакта «глаза в глаза», это вызовет лишь сильный дискомфорт и разрушает всю мотивацию к награде.
  • Если ребенок посмотрел в вашу сторону, даже случайно, назовите его имя и похвалите за то, что он отзывается на него.

Подобная игра должна стать частью жизни и повторяться 10-50 раз и более. Цель взаимодействия – добиться реакции малыша еще до того как вы произнеся его имя, похлопаете по плечу или повернете его голову.

Подобные практики используются как на сеансах со специалистами, так и в домашней практике. В зависимости от способностей малыша устойчивые результаты можно получить как через несколько часов, так и дней.

Специалисты логопеды помогут выявить причину поведения, когда ребенок не откликается на свое имя, предложат оптимальный курс развития. Под пристальным контролем врача вы добьетесь быстрых и устойчивых результатов, ведь помимо общих рекомендаций и практик, вы получите индивидуальные советы и инструменты для взаимодействия с ребенком. А бескрайняя любовь и постоянная смена мест, помогут малышу лучше адаптироваться в этом мире и научиться слышать свое имя.

Дата публикации: 21.09.2021. Последнее изменение: 21.09.2021.

Запишитесь на консультацию!

    Записаться на консультацию
    Перезвоним Вам

    Отправить комментарий
    Нажимая "Добавить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных