(многоканальная линия)
Ежедневно с 8.00 до 22.00
  • г.Москва, м.Бабушкинская, м.Свиблово:
  • ул.Летчика Бабушкина, 32к3;
  • г.Мытищи, ул.Борисовка, 4А
  • Как проехать

Дискалькулия у детей: причины, симптомы, особенности и советы

Каждый человек уникален – он обладает теми или иными талантами, но бывает, что простое для большинства людей действие, для некоторых становится настоящей проблемой. И не всегда это говорит о низком интеллекте или задержке в развитии. Так, в случае дискалькулии, причины кроются в сугубо биологическом происхождении.

Дискалькулия или «математическая дислексия» относится к ряду расстройств, которое связано с дисфункцией нейронных соединений мозга, что и вызывает дальнейшее развитие когнитивного расстройства и психопатологии дискалькулии.

Чем это может помешать ребенку в будущем?

  • В период обучения ученик будет демонстрировать неспособность обучения арифметике и математическим наукам в целом.
  • Таким людям сложно интерпретировать цифровые символы и проводить базовые вычисления сложения, вычитания, умножения или деления.
  • Ребёнок с дискалькулией путает цифры и знаки, не может считать в уме и работать с абстракцией. Ему сложно делать задания, основанные на математических вычислениях.
  • Во взрослом возрасте расстройство может проявиться в проблемах, связанных с контролем времени.
  • Наличие сложностей с координацией движений.

Однако подобный диагноз не является приговором. Большинство людей справляются с данной особенностью своего мозга и реализовываются в сферах, где необходимость вычислений сводится к минимуму. Часто они становятся деятелями искусства, актерами, языковедами или преуспевают на филологическом поприще.

Своевременно распознать дискалькулию и скорректировать образовательную программу ребенка поможет опытный врач-логопед. Специалист подтвердит или опровергнет диагноз и поможет справиться с ситуацией, как ребенку, так и его родителям.

Причины и симптомы

Диагностировать этот недуг можно уже в раннем детстве. Как только ребенок начинает развивать свои арифметические способности, можно заметить первые признаки того, что данному вопросу стоит уделить внимание. И чем раньше будет диагностирована дискалькулия, тем эффективнее окажутся действия.

С возрастом это состояние прогрессирует и если пропустить его в дошкольном возрасте, то более явные симптомы проявятся в школе. Однако не стоит дожидаться по-настоящему серьезных проблем для того, чтобы начать действовать.

Вот основной перечень симптомов в дошкольном возрасте, по которому вы можете заподозрить расстройство:

  • Ребенку сложно дается обучение счету. При этом вы видите, что дело не в лени или упрямстве малыша, а его искреннем непонимании информации.
  • Ребенок может в принципе не понимать, что такое числа и как они называются. В его картине мира символ 4 не будет связан со словом «четыре».
  • Он не способен быстро ответить на вопрос сколько яблок лежит на столе, для того чтобы найти ответ ему придется поштучно пересчитать каждое из них.
  • Детям сложно использовать цифры в повседневных ситуациях. Ему сложно связать число 3 с теми или иными предметами, например 3 книги, 3 яблока и так далее.
  • Если ребенок уже начал писать, то цифры будут вызывать у него сильные затруднения. Он не сможет списать цифры, записать их под диктовку. Бывает и так, что исключительно при написании цифр дети начинают изменять почерк и даже писать цифры, переворачивая их вверх ногами.
  • Распространены и ошибки с определением формы цифр, поэтому 9 и 6, 3 и 8 становятся мало отличимыми друг от друга. Это касается и определения цифр на слух, например, «девять» и «десять» для человека с дискалькулией звучат одинаково.
  • При перечислении номеров по порядку будет повторяться один номер два или более раз. Возможны и пропуски определенных цифр.
  • Задача выполнить счет от 1 до 5, также вызовет затруднения. Часто дети не могут определить, где нужно остановиться, поэтому просто продолжают считать.
  • Ребенку сложно классифицировать объекты по их размерам или форме.

Еще одним явным признаком нарушения становится проблема счета с определенного числа. Ребенок не сможет начать перечисление цифр с 5. Малышу придется сначала проговорить предыдущие и только после этого приступить к выполнению задачи.

Естественно, это всего лишь общая информация, однако наблюдая за своим ребенком, вы сможете заподозрить неладное и своевременно обратиться к специалисту за помощью.

Виды и особенности расстройства

Приведенный выше список описывает наиболее распространенные симптомы, многие из которых могут перекликаться и с другими расстройствами. Но если говорить о дискалькулии, то важно определить и ее вид.

  • Вербальная – вызвана трудностями восприятия на слух любых математических понятий. Дети могут читать и писать цифры, но не распознают их на слух.
  • Практогностическая – затрудняется понимание математических категорий, что приводит к проблемам в счете и сравнении объектов, а также решении математических задач.
  • Лексическая – позволяет ребенку усваивать математические понятия, но испытывает трудности при их чтении.
  • Графическая – провоцирует затруднения в написании цифр и пр. Дети могут усваивать материал, но им трудно прочитать или написать цифры, часто они не знают, как использовать математические знаки.
  • Идеогностическая – связана с мыслительной деятельностью, при которой счет в уме становится настоящим испытанием.
  • Операциональная – не дает возможности решать даже простые уравнения.

Так или иначе, ребенок может быть подвержен сразу нескольким видам дискалькулии в той или иной степени. В зависимости от этого создаются специальные программы для обучения, которым будет придерживаться не только ребенок, но и учителя.

Игры и советы при подтвержденном диагнозе

Важной составляющей успеха при обучении ребенка с подобным расстройством – это позитивная мотивация. И поддержка семьи играет в процессе обучения далеко не последнюю роль, ведь именно среди близких людей ребенок получает эмоциональную поддержку и учится трудолюбию.
Главное правило – дайте время на понимание, даже если задача кажется вам очень простой.

  • Кулинар. Тренировка счета и «общение» с цифрами должно стать неотъемлемой частью жизни, поэтому важно применять ее в разных аспектах. Малышей можно привлекать к процессу готовки блюда по рецепту. Задача малыша будет заключаться в том, чтобы подготовить необходимое количество ингредиентов (3 морковки, 5 картошин).
    Это актуально и для похода в магазин. Позвольте ребенку самостоятельно посчитать и положить в корзину 2 пачки макарон, 5 йогуртов. Для детей постарше можно усложнять задачу путем добавления цен. Он должен выяснить, какой йогурт купить выгодней всего и пр.
    Попросите ребенка накрыть на стол с тем расчетом, что ему придется посчитать необходимое количество гостей, вилок, ложек и другой утвари на стол.
  • Часовщик. Старайтесь увлечь малыша часами, пусть в определенное время начинается просмотр мультика или угощений. Спрашивайте у него, который час или когда вам выходить из дома. Наградите ребенка должностью «ответственного за время» и поддерживайте важность этого события.
  • Счет нон-стоп. Отличной практикой станет подсчет окружающих вас предметов. Отправляясь на прогулку, ребенок может считать проходящих мимо людей, машины или подъезды.
    Продуктивной будет игра на поиск определенных чисел. Малыш может в течение прогулки отыскивать число 3, на всем что его окружает.

Таким не хитрым способом вы будете мотивировать ребенка обращать внимание на цифры и взаимодействовать с ними, что поможет снизить его уровень дискомфорта и напряжения. Но без профессиональной помощи сложно добиться необходимой корректировки, и чем быстрее вы обратитесь к специалисту логопеду, тем проще ребенку будет в дальнейшем.

Дата публикации: 17.08.2021. Последнее изменение: 17.08.2021.

Запишитесь на консультацию!

    Записаться на консультацию
    Перезвоним Вам

    Отправить комментарий
    Нажимая "Добавить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных