Развитие мелкой моторики у детей 2-3, 4-5, 6-7 лет
Про необходимость развития мелкой моторики у детей известно практически всем родителям. Она стимулирует работу речевого центра, мышления и внимания, помогает ребенку подготовиться к обучению в школе, упрощает освоение письма.
Для того, чтобы помочь своему сыну или дочке, совсем не обязательно приобретать дорогие учебные пособия или тратить много времени на специальное обучение. Немного внимания, хорошее настроение — и маленькие пальчики постепенно станут умелыми и ловкими, улучшится развитие речи и появятся новые навыки.
Занятия с детьми 2-3 лет
Говорят, что все новое — это хорошо забытое старое. Для развития мелкой моторики у малышей идеально подходят самые простые игры, в которые испокон веков играли с детьми:
- «Сорока-ворона». Возьмите пальчик ребенка в свою руку и водите им по ладошке его другой руки, рассказывая известную считалочку. Потом загибайте его пальчики — «этому дала, этому дала». Таким образом производится легкий массаж нервных окончаний на ладони и развивается координация движений отдельных пальцев. Научите ребенка играть в «сороку» самостоятельно.
- «Пальчик, пальчик, где ты был?» Эта игра построена на тех же принципах. Очень важно, чтобы ребенок научился загибать пальчики по одному, независимо от других.
- Для массажа логопеды часто используют специальные шарики с пластмассовыми выступами-«колючками» или резинки-спиральки. А вы возьмите обычные шишки. Покажите ребенку, как можно покатать ее между ладоней, покрутить, подбрасывать и ловить. Вот так на прогулке можно не только играть, но и поговорить о природе, узнать, как отличаются шишки сосны и ели, а также стимулировать мелкую моторику.
- Поиграем в Золушку? Дайте ребенку перебирать фасоль — например, предложите отобрать белую от красной. Заодно и сказку расскажите.
Развитие мелкой моторики в 4-5 лет
Младшим дошкольникам ловкие пальчики помогут освоить массу новых и важных дел. Самое время учиться шнуровать ботинки, застегивать и расстегивать пуговицы. Можно купить игры-шнуровки, а можно просто хорошенько помыть ботинок и усесться с ним и с ребенком на диване. А вы умеете шнуровать обувь разными способами?
Во что можно поиграть&
- В этом возрасте большое место в детских занятиях занимает творчество. Рисование красками, карандашами и мелками, лепка, конструирование — все эти занятия не только стимулируют фантазию, пространственное мышление и внимание, но и развивают моторику рук. Если ваш ребенок любит творческие занятия — прекрасно, если не очень — старайтесь увлечь его сами, придумывайте интересные задания. Например, рисование кляксами, ватными тампонами, штриховку, раскрашивание объемных игрушек, создание открыток в подарок членам семьи.
- Театр теней — отличная идея для развлечения и развития детей. Вспомните свое детство и покажите ребенку, каким образом нужно сложить ладони, чтобы получились петушок, собака, заяц и т.д. Придумайте вместе про них сказку. Вот вам и прекрасное занятия по развитию речи.
- Игры в песочнице — отнюдь не исключительная прерогатива малышей. В 4-5 лет дети уже могут значительно больше, чем просто сделать куличик. Организуйте во дворе возведение настоящего замка со рвом, дорогами, украшениями и прочим. Точные и слаженные действия пальцами прекрасно стимулируют моторику. Прогулка получится полезной не только для здоровья, но и развития.
- Лето кончилось и на улице зима? Это не значит, что заниматься негде. Готовьтесь вместе к Новому году. Заворачивание орехов в фольгу, скатывание кусочков ваты в «снежные» комочки, упаковывание подарков — все это прекрасная возможность развить мелкую моторику и создать радостное предпраздничное настроение. Вырезайте вместе снежинки, рисуйте зубной пастой на окнах — ребенку эти занятия доставят огромную радость, а вы будете довольны развитием своего сокровища.
Обратите внимание на развитие логического и творческого мышления у детей, а также развитие фонематического слуха.
Занятия с детьми 6-7 лет
Вашему чаду скоро идти в школу. Но не стоит уповать лишь на курсы подготовки дошкольников. Там ребенка научат буквам и счету, однако главное все-таки прочно заложенная база. Тренировка мелкой моторики выходит на новый уровень:
- Самое время привлекать сына или дочь к помощи по дому. Для детей можно завести специальный нож, которым они не могли бы пораниться, и пусть участвуют вместе с мамой в приготовлении пищи. Порезать вареные овощи не сложно, а ведь таким образом и пальчики станут более умелыми, и нужные навыки привьются сами собой.
- Папа может показать, как пользоваться отверткой. Закручивание винтов и шурупов также пойдут на пользу моторике. Ребенку можно предложить выбирать из коробки нужные гвозди, гайки и прочие мелкие детали.
- Научите детей плести венки, косы куклам, делать бусы и другие украшения.
- Хорошее занятие, развивающее логику и полезное для развития координации пальцев — выкладывание фигур из спичек, решение задачек со счетными палочками.
Мы предложили самые простые занятия, которые помогут стимулировать развитие мелкой моторики у ребенка в элементарных бытовых условиях. Что называется, не отходя от домашних дел. Однако, несомненно, во многих семьях есть и специальные игрушки и пособия для детского развития. Не стоит их недооценивать. В зависимости от возраста ребенка используйте:
- Всевозможные мозаики и паззлы. Для малышей выбирайте наборы с крупными деталями, по мере освоения приобретайте более мелкие и сложные.
- Сортеры, пирамиды, вкладыши, рамки.
- Наборы для творчества, создания украшений и поделок.
- Книжки с наклейками.
- Различные настольные игры, направленные на контроль движений рук. К примеру, большой популярностью пользуется игра «Дженга» и ее более детский вариант «Веселый бегемот», в которых надо аккуратно вытаскивать палочки или брусочки, чтобы не уронить выстроенную конструкцию. Кстати, в «Дженгу» с удовольствием сыграют и взрослые.
Привлекайте детей к своим делам и сами находите время поиграть вместе! Хорошие отношения в семье и умный, развитый ребенок станут вам наградой.
Дата публикации: 15.11.2016. Последнее изменение: 28.08.2023.
Доброго дня! Моей дочери 3,5. Мы с ней занимаемся дома и стараемся не отставать от «норм». Но может быть занятия со специалистом были бы лучше? или это совсем не обязательно при отсутствии отклонений и вполне достаточно домашних занятий?
Мой ребенок с удовольствием собирает пазлы и лепит из пластилина. На мой взгляд у ребенка нет отклонений в развитии мелкой моторики, но при этом он не охотно занимается со счетными палочками и не очень хорошо решает простые логические задачки (и дома, и на занятиях в детском саду). С чем это может быть связано?