(многоканальная линия)
Ежедневно с 8.00 до 22.00
  • г.Москва, м.Бабушкинская, м.Свиблово:
  • ул.Летчика Бабушкина, 32к3;
  • Как проехать

Развитие логического и творческого мышления у детей

Запишитесь на консультацию к логопеду-дефектологу Денисовой Н.Е. (руководитель Центра Речи «Каркуша», м.Бабушкинская) со скидкой 30% до 15 октября 2024. Записаться>>

Развитие мышления у детейГениями рождаются или становятся?

Всем родителям хочется видеть своего ребенка умным и успешным. Поэтому так популярны различные школы и курсы раннего развития и интеллектуальные занятия. Однако для успешного обучения необходима тесная связь двух видов мышления — логического и творческого.

Возрастные этапы развития мышления у детей

Развитие мышления у ребенка начинается с самого рождения, проходя последовательно несколько этапов:

  • От года до трех — предметно-действенное. Малыш познает мир через с помощью действий, пробуя различные предметы на вкус, трогая их, переставляя с места на место, иногда даже ломая. Именно таким образом он получает информацию об окружающем и о последствиях своих манипуляций.
  • Дошкольный возраст характеризует наглядно-образное мышление. Развиваясь интеллектуально и получая жизненный опыт, ребенок уже может оперировать образами. Ему не обязательно брать в руки предмет, чтобы понять, к чему могут привести всевозможные действия с ним.
  • К началу школьного возраста у ребенка появляется способность к абстрактно-логическому мышлению (или словесно-логическому). Во многом этому способствует и более высокий уровень развития речи. Теперь определенные выводы дети могут делать, опираясь на словесное описание предмета или ситуации, воспринимать отвлеченные понятия и оперировать ими.

Когда и как развивать логическое и творческое мышление

О том, что умению логически мыслить ребенка необходимо учить, споров нет. Без должного внимания и тренировки, «само собой», такой навык не разовьется. Однако стоит ли начинать заниматься с малышами или лучше подождать более старшего возраста, отдав эту науку на откуп школе?

Чем раньше — тем лучше! Неразвитое логическое мышление, неумение воспринимать абстрактные понятия, помешают ребенку воспринимать учебный материал, хорошо учиться в целом. Логика — это основной фундамент, на котором строит интеллект и успешность в будущем.

Занимаясь с детьми разного возраста, нужно опираться на уровень их развития и тип мышления:

  • для малышей подходят игры, в которых они все могут потрогать руками — всевозможные сортеры, раскладывание фигурок и игрушек по цвету, размеру, форме;
  • дошкольники с удовольствием будут заниматься с наглядным материалом — разнообразными карточками, фигурами и картинками. При этом темпы развитие речи в этом возрасте позволяют уже использовать и словесные игры;
  • для старших дошкольников и учащихся начальной школы уже подходят игры и задания, в которых они могут использовать все уровни логического мышления: анализ, синтез, сравнение, обобщение, оперируя образами и словесным описанием.

Хотелось бы добавить, что в любом возрасте для детей очень важны игровые элементы занятий, стремление добиться успеха, общение и, конечно, хорошее настроение.

Игры для малышей

  • Мы уже говорили о сортерах — игрушке, в которой ребенку нужно вставить деталь в отверстие, подходящее по размеру. Самый простой ее вариант — пластиковая бутылка, в крышке которой вырезано отверстие для опускания внутрь пуговиц.
  • «Кто что ест?», «Где чей дом?» и т. д. Для игры подойдут карточки или игрушки. Ребенок должен подобрать пару — животное или птицу и их домик, нарисованный на картинке, или вид пищи, которые они едят.
  • «Чаепитие» — рассадите вокруг кукол или плюшевых игрушек, они пришли к вам в гости выпить чаю. Предложите ребенку расставить каждому угощение — чашки, тарелки, пирожные или конфеты. Всем поровну? Никого не обделили?
  • «Волшебный мешок» — положите в мешок различные по форме и фактуре игрушки или фигуры. Пусть ребенок узнает предметы на ощупь, вытаскивает их по вашему заданию — только пушистые, только круглые и т.д.
  • «Картинка из ладошки» — из отпечатка ладони, вымазанной в краске, предложите ребенку создать рисунок. Замечательно развивает фантазию и нестандартный подход.

Читайте также о развивающих занятиях для занятиях для детей 2-3 лет.

Для дошкольников

  • Загадки — отличный способ развить логическое мышление. Используйте не только готовые вопросы, но и придумывайте свои. Попросите ребенка тоже придумать свою загадку.
  • Собирайте мозаику, создавайте из нее новые рисунки.
  • Различные лабиринты очень нравятся детям. Во многих книжках и журналах можно найти готовые варианты, а можно нарисовать самим. Обязательно предложите ребенку нарисовать задание для вас.
  • Игры в слова — безграничные возможности для развития творческого мышления и логики. Ищите пары-антонимы к заданному слову, придумывайте рифмы, подбирайте синонимы. Один из вариантов из нашего детства: стучать мячом по полу, проговаривая «Я знаю 5 имен девочек. Оля — раз, Маша — два…», помните?
  • Хорошо развивают логику задания типа «Продолжи ряд», «Найди лишнее». Интересно слушать рассуждения ребенка, когда ответ неоднозначен. Помогите ему разобраться, по какому признаку можно объединять предметы в группы, как их классифицировать.
  • Различные головоломки, задачки типа «Переложи спичку, чтобы получилась другая фигура», конструкторы, паззлы — все эти занятия очень полезны. Не забывайте только, что занятия должны проходить в веселой, положительной обстановке. Пусть ребенок привыкает к тому, что узнавание нового, обучение может быть интересным.

Читайте также о развивающих занятиях для занятиях для детей 4-5 лет.

Для младших школьников

  • Игра «Ассоциации». Игроки должны угадать слово, задуманное ведущим. Слово разбивается на слоги, к каждому из которых придумывается еще одно слово, начинающееся на этот слог. Ведущий говорит ассоциации к каждому их этих слов, а игроки должны угадать ответ. Подсказками «горячо-холодно» ведущий помогает им. Из отгаданных ответов нужно собрать первое задуманное слово.
  • «Данетки». Можно купить специальный набор для такой игры с готовыми задачками, а можно сочинять истории самостоятельно. Задача — найти ответ, задавая вопросы, на которые можно ответить только «да» или «нет».
  • «Хорошо и плохо» — веселая игра, развивающая творческое воображение. Игроки по очереди должны придумать опровержение предыдущему высказыванию. («Лето — хорошо, потому что жарко», «жарко — плохо, потому что ….» и т. п.)
  • Для развития школьников уже хорошо подходят различные математические задачки на логику, пространственное воображение. Дети с большим удовольствием ищут нестандартные решения.

Научите сына или дочь получать удовольствие от поиска ответов на вопросы, играйте вместе — и в награду вы получите не только увлеченного и интеллектуально развитого ребенка, но и прекрасные, дружеские отношения с ним!

Дата публикации: 27.10.2016. Последнее изменение: 29.08.2023.

Запишитесь на консультацию !

    Записаться на консультацию
    Перезвоним Вам

    Комментарии (2)
    1. Моей дочке 2,5 года. Где лучше заниматься развитием — дома или кружках, школах, центрах и т.п.?

      • Конечно, лучше начать заниматься с опытными специалистами. Обычно, в центрах предусмотрено много развивающих материалов, пособий для детей. Это гораздо эффективнее

    Отправить комментарий
    Нажимая "Добавить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных