(многоканальная линия)
Ежедневно с 8.00 до 22.00
  • г.Москва, м.Бабушкинская, м.Свиблово:
  • ул.Летчика Бабушкина, 32к3;
  • Как проехать

Развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного и младшего школьного возраста

Запишитесь на консультацию к логопеду-дефектологу Денисовой Н.Е. (руководитель Центра Речи «Каркуша», м.Бабушкинская) со скидкой 30% до 22 ноября 2024. Записаться>>

Развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного и младшего школьного возрастаСаму по себе коммуникацию мы понимаем как положительное взаимодействие людей друг с другом. В процессе происходит передача информации, включающая в себя как интеллектуальное, так и эмоциональное содержание. При этом ребенок должен уметь эффективно взаимодействовать как в индивидуальном порядке, так и с группой.

Переоценить актуальность данного умения невозможно, ведь от этого зависит уровень дальнейшей социальной жизни малыша. Да и успешное живое человеческое общение делает развитие ярче, как в обширности получаемой информации, так и в вопросе ощущений. И если складывается ситуация, в которой ребенок недополучает необходимое количество общения, то это приводит к затруднениям в общении со сверстниками и целому ряду коммуникативных проблем.

Что такое коммуникативные умения, какими они бывают

Сегодня выделяют несколько основных групп коммуникативных умений. Их анализ и проработка позволяют справиться с различными проблемами на этапе развития независимо от возраста.

  1. Речевые умения. Собственно сам факт владения речью и умение вступать в общение, поддерживать разговор и завершать его. Сюда же входит выразительность речи и ее темп.
  2. Речевой этикет. Данная крупа коммуникативных умений специализируется на знании правил обращения, знакомства, просьб, жалоб. Словом, все то, как ребенок реагирует и взаимодействует с окружающими его людьми.
  3. Групповое общение. Умение общаться наедине, в небольшой группе и людном коллективе.
  4. Планирование и обсуждение результатов. Данная группа затрагивает умение планировать совместные действия с другими людьми, обсуждать детали и после достижения результатов оцевать их в коллективе.
  5. Невербальные умения. Все что связано с жестами, мимикой и языком тела.

Естественно, что для детей дошкольного и младшего школьного возраста некоторые из перечисленных пунктов будут даваться с трудом, однако первые 3 группы умений важно начинать прорабатывать именно в этом возрасте.

Опытный врач-логопед после общения с ребенком определит его слабые стороны в вопросе коммуникации и поможет справиться с ними в минимальные сроки. Однако в данном процессе не меньшей ценностью обладают и домашние занятия в кругу близких людей.

Читайте также: Дыхательная гимнастика при коронавирусе

Прорабатываем артикуляцию

Без четкого произношения звуков говорить об уверенности в общении, довольно проблематично, тем более, когда речь заходит о ребенке, который только встал на путь взросления и понимания себя в обществе.
Чтобы увлечь своего дошкольника или школьника на пути совершенствования, необходимо прибегнуть к хорошо знакомым играм. Ведь только через игровую деятельность вы не наскучите ребенку и сможете мотивировать его к выполнению однотипных и не всегда увлекательных задач.

«Улыбка». Отличное упражнение, которое помогает развить артикуляцию и проработать различные звуки. В данном возрасте специалисты рекомендуют прибегать к стихотворной форме игры, что позволит не только разнообразить процесс, но и выучить пару полезных стихотворений.

Утром солнышко проснулось и широко нам улыбнулось. (улыбаемся)
«Птичий двор, пора вставать, надо зёрна поклевать»!

Жил на свете бегемот, широко открывши рот. (сильно открываем рот)
Он ходил в свой огород и улыбался во весь рот. (улыбаемся)

«Дудочка, трубочка и бублик». Смыкаем зубы и с напряжением вытягиваем губы вперед.

Мои губки-трубочки превратились в дудочку. (вытягиваем губы вперед)
Громко я дудеть могу, повторяю: ду-ду-ду! (задорно дудим)

Вот основные упражнения, которые помогут проработать артикуляцию:

  • «Чистим зубки язычком». Широко улыбнувшись и открыв рот, проводим кончиком языка сначала по внутренней стороне зубов, потом и по внешней.
  • «Чашечка». Отличный повод слегка скорчить рожицы. Для упражнения необходимо широко улыбнуться и раскрыть рот, а после, высунув язык придать ему форму «чашечки», для этого необходимо слегка приподнять кончик языка.
  • «Лошадки». Вытягиваем губы вперед и приоткрываем рот. В таком положении, задействуйте кончик языка, начинайте цокать, имитируя звук конских копыт.
  • «Веселые индюшки». Это упражнение нравится многим детишкам благодаря его непосредственности и издаваемому звуку. Приоткрыв рот, прислоняем язык к верхней губе. Из этого положения начинаем двигать им из стороны в сторону, пытаясь произнести «ба-ба-ба». Разнообразить упражнения помогут вертикальные движения языком.

В зависимости от настроения, возраста ребенка вы можете проводить с ним упражнения сами, а также перекладывать их на любое подходящее стихотворение. Подойдут и короткие рассказы, перекликающиеся с темой или звуками самого упражнения.

Практика общения

Невозможно развить коммуникативные навыки, не взаимодействуя с окружающими людьми и сверстниками, поэтому независимо от успехов в артикуляции необходима практика живого общения.

Посадить вместе несколько детей и дать им установку «общайтесь», как минимум – не эффективно, а вот игровая деятельность поможет задействовать каждого участника, гарантируя практику налаживания контакта и активного общения.

  1. «Веселые осьминожки». Для этой игры потребуются несколько участников.
    • Все должны рассесться в круг на ковре, и растопырив пальчики начать плавно передвигаться по отведенному пространству, словно осьминожки в воде.
    • Дети будут ползать, натыкаться друг на друга и сталкиваться пальцами. В этот момент они должны поздороваться друг с другом.
  2. «Привет и лови комплимент». Отличная игра, способствующая проработке страха перед необходимостью заговорить с окружающими взрослыми и детьми.
    • Во время игры дети встают в круг, поворачиваясь лицом друг к другу, запускается мячик.
    • Мяч передаем из рук в руки, бросаем по кругу или в случайном порядке.
    • Как только ребенок готов передать мяч, он вручает его со словами: «Привет, Саша. У тебя красивая футболка». Цель ребенка — поздороваться и быстро придумать и похвалить выбранного им участника.
  3. «Ссоримся и миримся». Негативные эмоции порой быстро захватывают ребенка, и он не способен от них избавиться. Отыгрыш снимает барьер и способствует успешной коммуникации даже в напряженной ситуации.
    • Дети делятся на пары, отворачиваются друг от друга и начинают активно «ругаться». Они должны топать ногами, махать руками и активно выплескивать энергию, в том числе и негативную.
    • После этого произносится фраза «Мирись, мирись, мирись и больше не дерись!».
    • Услышав ее, дети поворачиваются и широко улыбаясь, берутся за руки, обнимаются и показывают свой дружелюбный настрой.

Подобные игры формируют шаблоны поведения и повышают уверенность в себе. Помимо них эффективным инструментом являются обыгрывание различных жизненных ситуаций на примере игрушек или индивидуальных ролей.

Читайте также: Обучение детей беглому чтению или как от букв перейти к смыслу

Цель подобных игр – снять барьеры в поведении ребенка, о которых родители могут ничего и не подозревать. Именно поэтому в вопросе развития коммуникативных навыков у детей дошкольного и младшего школьного возраста важен профессиональный взгляд со стороны.

Опытный врач логопед оценит ситуацию и составит план для устранения тех или иных проблем. Поход к специалисту – это еще и отличный способ попасть на общие сеансы с другими детьми, которые просто необходимы при проработке коммуникации на практике и для нахождения контакта с окружающими даже в незнакомой компании.

Дата публикации: 04.10.2021. Последнее изменение: 30.08.2023.

Запишитесь на консультацию !

    Записаться на консультацию
    Перезвоним Вам

    Отправить комментарий
    Нажимая "Добавить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных