(многоканальная линия)
Ежедневно с 8.00 до 22.00
  • г.Москва, м.Бабушкинская, м.Свиблово:
  • ул.Летчика Бабушкина, 32к3;
  • Как проехать

Познавательное развитие детей дошкольного возраста

Запишитесь на консультацию к логопеду-дефектологу со скидкой 30%. Записаться>>

Познавательное развитие детей дошкольного возрастаВ процессе гармоничного развития малыша необходимо учитывать множество факторов, начиная от его способностей и заканчивая культурными особенностями окружающего социума. Но как заставить малыша стремиться получать знания и бесценный опыт, особенно если это еще совсем кроха? Воспользоваться тем, что заложено в нас от природы, а именно любопытством.

Эта прекрасная черта, позволяющая открывать новое и находить решения даже в самых сложных ситуациях. Однако не все рождаются с одинаковым уровнем заинтересованности в окружающем мире, и что более важно, не все могут развить его. И именно в совершенствовании навыков познания мира через детское любопытство, заключается одна из первостепенных образовательных миссий любящих родителей.

Как любопытство трансформируется в познавательное развитие

Любой человек любопытен с самого рождения и при должном развитии сохраняет эту способность к изучению до глубокой старости. Именно в дошкольном возрасте формируется базовая привычка к постоянному стремлению познавать и изучать что-то новое, не как вынужденной мере, а увлекательному процессу.

В педагогике принято выделять несколько ключевых стадий познавательных навыков:

  • Любопытство. Дается нам с рождения и толкает на поверхностное знакомство с окружающим миром. Лучше всего проявляется в самом младшем возрасте, когда ребенок тянется ко всему яркому и необычному. Подобное поведение сохраняется людьми и во взрослой жизни, что позволяет подмечать детали, а порой и спасаться от опасности. Главная черта базового любопытства – это поверхностность, ребенок изучает объект, не делая выводов и не вдаваясь в детали.
  • Любознательность. Следующий этап развития познания, который характеризуется получением эмоций от взаимодействия с окружающим миром. Теперь изучение нового предмета приносит радость, а сам процесс «знакомства» провоцирует состояние восторга и удовлетворения от полученных знаний. В данном состоянии малыш стремится проникнуть за пределы увиденного и разобраться что это за предмет, какие эмоции вызывает и начать изучать его возможности. Любознательность можно считать первой стадией в развитии познавательного интереса.
  • Дальнейшее развитие любознательности происходит путем увеличения уровня познавательной активности. Здесь особое внимание уделяется усидчивости малыша, фокусировке внимания на объекте и мелких деталях. В процессе практики появляется и первая мотивация, теперь ребенок стремится изучить окружающие его вещи по причине внутреннего интереса. Дошкольник активно выстраивает причинно-следственные связи, ищет закономерности и схожие черты в окружающем его мире.
  • Высшим уровнем познавательного развитие становится полноценное изучение вопроса, которое затрагивает внешние особенности предмета внимания, его особенности и возможности применения. Например, ложка. Изначально она привлекает малыша только тем, что ее можно взять в руку, попробовать на вкус, кинуть или постучать по столу. Позже ребенок понимает, что она его кормит, далее она становится лишь инструментом для еды, которым он может пользоваться самостоятельно. Затем малыш начинает различать посуду и выбирать любимую ложку. Без мотивации и развития базового любопытства ребенок мог бы есть руками, а ложка бы так и осталась в роли «погремушки».
  • Познавательная потребность – следующая ступень на пути к знаниям. Изучение нового и непонятного становится неотъемлемой частью характера, что мотивирует человека учиться, постигать новые умения и пробовать разные формы деятельности даже во взрослом возрасте. Например, после уже изученной ложки ребенок стремится научиться пользоваться вилкой, а в дальнейшем разобраться, чем салатная отличается от десертной.

Читайте также: Поэтапное развитие личности ребенка

Приведенные стадии познавательного развития всегда взаимосвязаны и одно действие подталкивает к новым выводам и мотивации. Но именно такое поэтапное углубление в суть вещей становится тем самым эволюционным процессом, который гарантирует целеустремленность, быстроту ума и полноту впечатлений в будущем.

Как способствовать развитию познавательного процесса

Родители обязаны находить время и взаимодействовать с малышом и отвечать на его вопросы. Ведь первые шаги в постижении истины он делает под присмотром взрослых и этот путь начинается еще в колыбели, когда перед глазами младенца развешиваются яркие игрушки, затем они усложняются фактурами, материалами и звуками.

С возрастом методика познавательного развития усложняется, становится системной:

  • Когнитивное познание продолжает знакомить малыша путем сенсорных ощущений, формируя целостную картину восприятия. Впоследствии это способствует приобретению навыка в решении простейших задач и увеличению интеллектуальных умений.
  • Деятельное развитие дает толчок для вовлечения ребенка в процесс, который может иметь сюжетно-ролевую или исследовательскую форму. Отличным решением становятся различные эксперименты и опыты, например, вырастите с малышом семена гороха, расскажите о жизни растений. Это поможет начать формировать активность, которая в дальнейшем станет базовой мотивацией при знакомстве с природоведением и биологией в школе. Или познакомьте с простейшими «чудесами» физики, химии или математики. Главное находить интересные темы и объяснять их доступным для ребенка способом, учитывая его возраст.
  • Эмоционально-чувственное развитие – это важный элемент для формирования познавательного развития. Получение новых знаний должно приносить эмоции и по возможности положительные. Уделяя внимание эмоциональному состоянию малыша, родители определяют степень его мотивации и отношение к познанию окружающего мира.

Читайте также: Социальное развитие личности ребенка-дошкольника

Познавательное развитие – это комплекс мер и задач, которые позволяют приобщать ребенка к опыту поиска ответов. Поэтапный способ осознания окружающего бытия стимулирует к активному обучению нахождения доказательств и аргументации. Разобраться с тем, на что именно следует обратить внимание и как правильно стимулировать ребенка к обучению помогут опытные специалисты, которые разработают индивидуальный план действий, гарантирующих результат.

Дата публикации: 22.08.2023. Последнее изменение: 01.04.2024.

Запишитесь на консультацию !

    Записаться на консультацию
    Перезвоним Вам

    Отправить комментарий
    Нажимая "Добавить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных