(многоканальная линия)
Ежедневно с 8.00 до 22.00
  • г.Москва, м.Бабушкинская, м.Свиблово:
  • ул.Летчика Бабушкина, 32к3;
  • Как проехать

Поэтапное развитие личности ребенка

Запишитесь на консультацию к логопеду-дефектологу Денисовой Н.Е. (руководитель Центра Речи «Каркуша», м.Бабушкинская) со скидкой 30% до 12 ноября 2024. Записаться>>

Условия развития личности ребенка (дошкольники)Раннее детство – основополагающий этап в росте и интеллектуальном развитии ребенка. Причем большинство изменений скрыты от глаз родителей, но именно они важнее всего: от того, как сформируется мышление и модель поведения, зависит дальнейшее становление и даже вся взрослая жизнь. Узнайте, какие условия развития личности помогают совершенствованию дошкольников, а какие могут стать помехой для нормальной жизни.

Понятие личности и ее проявление в детском возрасте

В психологии под личностью подразумевается совокупность привычек и предпочтений, свойственных человеку. В нее включается настрой и сила психики, опыт применения культурных или социальных знаний, особенности самого человека. Эти свойства определяют его поведение в жизни, общение в обществе, а также взаимодействие с природой и окружающим миром. Психологи выделяют основные устойчивые свойства личности, которые вырабатываются в самом детстве и редко изменяются с возрастом. В их числе характер, мотивация, темперамент и способности.

Развитие начинается в самом детстве. Конечно, в ближайшие месяцы после рождения ребенок обладает только теми особенностями, которые заложены в его ДНК. Однако по ходу взросления и знакомства с миром он начинает осознавать себя самого и создавать свой поведенческий образ. Он понимает, что является одним из большого числа людей, с которыми нужно будет взаимодействовать в течение жизни. В этот период особенно сильно влияние коммуникации и различных видах деятельности.

Читайте также: Социальное развитие личности ребенка-дошкольника

Поэтапное развитие личности дошкольников

Развитие индивидуальности начинается постепенно и неразрывно связано с формированием детской психики. В процессе этого ребенок познает мир, формирует собственное мировоззрение и самосознание, а также начинает самостоятельно действовать в обществе. У него происходит становление нравственных качеств, которыми он будет руководствоваться в дальнейшей жизни.

В каком возрасте нужно обращать внимание на личностное развитие детей? В любом, начиная с первого дня жизни. Однако наиболее активно это происходит в дошкольном возрасте, в среднем от трех лет. В этот период малыш начинает осознавать себя в обществе и перенимать навыки или черты, с которыми сталкивается. Правильное воспитание и помощь в социализации окажут важную помощь в формировании характера ребенка.

В зависимости от возраста, личностный рост находится на одном из двух этапов:

  1. Становление самостоятельности. Ребенок исследует мир, попутно знакомясь со своими возможностями и развивая навыки. Когда он находит интересное занятие, ему не нужна помощь – возникает желание все сделать самому. Причем, как правило, это относится к новым родам деятельности. Если это безопасно, не стоит мешать малышу – так он сможет быстрее освоить мир и извлечь что-то полезное для себя.
  2. Проявление инициативы. Развитие ребенка переходит на качественно новый уровень: теперь он не просто выбирает из предложенных вариантов, а способен самостоятельно придумать интересный ему род деятельности, предложить решение проблемы или присоединиться к привлекающему его кругу общения.

На основании реакции окружающих и полученной информации ребенок строит свою личность. Он понимает, что можно делать, а чего не стоит, как найти общий язык с другими. Как правило, сформированные черты характера и модель поведения останется с ним на долгие годы.

Роль общения

Основное влияние на формирование личности оказывает общение – как то, в котором непосредственно участвует ребенок, так и то, за которым он наблюдает со стороны. Оба этапа важны, поэтому не стоит сбрасывать их со счетов.

К примеру, детей увлекают ролевые игры, в которых есть сюжет, роли и установленные правила. По ходу игры малыш усваивает важный урок: не всегда можно делать то, что захочется, так как важно следовать правилам. Кроме того, в играх развиваются и такие способности:

  • Инициативность – при выборе игры или роли.
  • Умение находить общий язык – в разрешении игровых трудностей.
  • Внимание к другим – привычка учитывать интересы других игроков и их личностные качества.
  • Моральные черты, в том числе сочувствие или желание защитить других.

Это лишь один пример. Ребенок чему-то учится в каждой игре, поэтому мудрый выбор развлечений поможет в развитии личности.

Дошкольники не только учатся в играх или общении, но и впитывают то, что видят и слышат вокруг себя. К примеру, они могут видеть, как друг к другу относятся взрослые, и такой пример будет гораздо сильнее устных наставлений. Кроме того, родители могут корректировать поведение детей, к примеру, объясняя, как относиться к чужим вещам или собственным поступкам.

По ходу общения со сверстниками или взрослыми, а также наблюдения за ними, у дошкольника уже накапливается жизненный опыт, который затем становится частью ценностей и поведенческих норм. На основании этой информации ребенок уже может прогнозировать оценку окружающих на то, что он хочет сделать. Это первое проявление совести, которая может служить действенным компасом даже для многих взрослых.

Читайте также: Развитие творческой деятельности дошкольников

Оценка – друг или враг?

Оценка ребенка, его поступков или возможностей, оказывает сильное влияние на психику и формирование индивидуальности. К примеру, негативная оценка вроде «Нельзя брать чужие игрушки – ты обидишь детей», поможет малышу осознать ограничения, которым нужно следовать.

Однако есть области, в которых негативная оценка может привести к серьезным психологическим травмам или потере самооценки. Чаще всего взрослые негативно оценивают уже сделанное (в том числе детскую неуклюжесть). Или дают отрицательный прогноз на то, что ребенок хочет сделать (у тебя не получится; ты все испортишь). Лучше заменить такие высказывания более мягкими, которые включают предложение решить проблему, например, «Спасибо, что хочешь помочь! Возьми лучше вот это» (чтобы не разбить).

Главные помощники в становлении личности

В первую очередь на развитие дошкольника влияет семья, так как в ней он проводит основную часть своего времени. Не стоит упускать драгоценные часы, в которых нуждаются дети – такое время не повторится. А чтобы сделать все без ошибок, обратитесь к специалистам нашего центра – мы дадим рекомендации, которые помогут ребенку стать полноценной личностью уже в раннем возрасте.

Дата публикации: 12.09.2023. Последнее изменение: 01.04.2024.

Запишитесь на консультацию !

    Записаться на консультацию
    Перезвоним Вам

    Отправить комментарий
    Нажимая "Добавить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных