8 (499) 372-08-76
(многоканальная линия)
Ежедневно с 8.00 до 22.00
Перезвонить Вам?
  • г.Москва, м.Бабушкинская, м.Свиблово:
  • ул.Летчика Бабушкина, 32к3;
  • г.Мытищи, ул.Юбилейная, 24А
  • Как проехать

Причины плохого почерка у ребенка: нейропсихология

Нейропсихология: плохой почерк у ребенка – причины

Ваш ребенок пишет как «курица лапой»? Даже он сам с трудом разбирает, что написал? Вся тетрадь в красных исправлениях и подчеркиваниях?

К сожалению, времена, когда чистописание было обязательным предметом в начальной школе, прошли. Плохой почерк быстро закрепляется ребенком, и исправить его, особенно у детей старше 10 лет, уже трудно, но возможно. Как можно это сделать с помощью нейропсихолога, рассказывает эта статья.

Нужно ли исправлять почерк?

Некрасивый, неразборчивый почерк является серьезным препятствием для правильного восприятия текста. Порой даже самому ребенку сложно понять, где он допустил ошибку, а где не дописал букву или добавил лишний элемент. Неудивительно, что учителя и проверяющие эксперты нередко ошибочно помечают ту или иную букву как недочет. Кроме того, плохой почерк придает всей работе неряшливый вид, снижает общее впечатление. Ребенок сам начинает относиться к учебе негативно. Именно поэтому корректировать почерк необходимо уже в начальной школе.

Почему у ребенка плохой почерк?

Детские нейропсихологии считают, что чаще всего дети пишут «каракулями» по следующим причинам:

  • серьезные неврологические проблемы – ДЦП, эпилепсия и пр.;
  • ребенок является левшой, которого переучили писать правой рукой;
  • у него плохо развита моторика, а она напрямую связана с развитием речи;
  • правильной механике письма мешают мышечные зажимы;
  • во время обучения письму, в первом классе малыш пережил сильное потрясение – сложная адаптация к школе, развод родителей, смерть близкого человека и т. д.

Привычка писать так, что буквы выходят за край строки, имеют разную величину или похожи одна на другую, увы, закрепляется быстро. Почерк, как правило, формируется в возрасте 7-10 лет, поэтому начинать коррекцию необходимо как можно раньше.

С чего начинается коррекция почерка?

Занятия с нейропсихологом по исправлению почерка направлены в первую очередь на устранение причин данного явления, в частности, необходимо сделать следующее:

  • если малыш находится в состоянии стресса, следует привести в равновесие его эмоциональный фон, создать дома и в школе благоприятную среду, где он чувствовал бы себя свободно и комфортно;
  • если у ребенка выявлен СДВГ, то нужно обязательно провести коррекцию гиперактивности, поскольку ему трудно концентрировать внимание на конкретном занятии, контролировать свое поведение. Кроме того, такие дети часто имеют большие проблемы с мелкой моторикой;
  • обратиться к врачу, чтобы он «настроил» нервную систему ребенка, как музыкальный инструмент;
  • отработать четкое начертание букв и их отдельных фрагментов.

Письмо – достаточно непростой процесс, в котором участвуют и левое, и правое полушария мозга, глаза, руки, поэтому необходимо сделать их работу более слаженной. Если «участники» письма работают каждый сам по себе, то обучение письменной речи по большей части оказывается неуспешным либо складывается компенсаторным образом, то есть ребенок выводит буквы коряво, путает или вовсе не дописывает их.

Дело в том, что в период обучения у ребенка посредством нервных клеток (нейронов) головного мозга, происходит образование нейронных связей. По вышеописанным причинам они формируются неправильно либо в недостаточном количестве.

Из чего обычно строится курс исправления почерка?

После того, как удается устранить или хотя бы свести к минимуму причины образования плохого почерка, нейропсихолог начинает работать с мелкой моторикой, чтобы сформировать у ребенка навыки правильного написания букв, их элементов и способов их соединения.

Как правило, врач разрабатывает индивидуальную программу, которая состоит из следующих этапов.

1. Нейропсихологическая коррекция

Для развития зрительно-моторной координации, снятия мышечных зажимов и улучшения мелкой моторики, врач составляет совокупность упражнений, используя при этом и пальчиковую гимнастику.

2. Формирование правильной биомеханики письма

На данном этапе корректируется:

  • как ребенок сидит за рабочим столом,
  • как держит ручку или карандаш,
  • правильная ли у него осанка.

Большое значение имеют:

  • положение тетради,
  • высота стула и стола,
  • имеет ли рабочая рука опору.

Ребенку придется научиться держать под контролем положение своего тела.

3. Обучение правильному написанию букв и их важнейших элементов

Это заключительный этап коррекции, во время которого ребенок заново учится писать буквы, следуя подробным и четким инструкциям. Нейропсихолог контролирует отработку каждого нового элемента, постепенно усложняя задачу. Сначала малыш пишет только буквы, далее слоги и слова и только потом предложения. Таким образом, удается выработать правильный навык и закрепить его. Нейропсихолог также учит ребенка писать быстро, так как при обучении в школе это умение очень важно.

Следует понимать, что курс нейропсихологической коррекции почерка вовсе не курс каллиграфии. Хорошим результатом здесь является значительное улучшение детского почерка: если он становится более разборчивым, ровным, читаемым.

Как еще можно помочь ребенку исправить почерк?

1. Приучите ребенка держать спину

Ежедневно выполняйте специальные упражнения, направленные на формирование правильной осанки. Как только позвоночник окажется в «расправленном положении», головной мозг будет получать больше кислорода и питательных веществ, необходимых нейронам для правильного формирования связей.

2. Развивайте мелкую моторику и зрительно-пространственное восприятие

Существует множество интересных игр и упражнений, которые понравятся вашему ребенку и положительно скажутся на почерке: лепка, оригами, конструкторы, пазлы, игры с песком, цветным рисом, водой.

3. Копируйте и переписывайте

Покажите, как с помощью кальки можно скопировать образцы красивого написания букв. Переписывайте небольшие отрывки из художественной литературы – медленно, обращая внимания на очертания букв, их соединения.

Главное правило, не переутомляйте ребенка, иначе домашние упражнения и занятия с нейропсихологом вызовут у него отторжение и не принесут желаемого результата.

Отправить комментарий
Нажимая "Добавить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных
Записаться на консультацию
Записаться на консультацию
Перезвоним Вам
Задать вопрос
Полезные материалы