(многоканальная линия)
Ежедневно с 8.00 до 22.00
  • г.Москва, м.Бабушкинская, м.Свиблово:
  • ул.Летчика Бабушкина, 32к3;
  • Как проехать

Формирование красивого почерка у детей

Запишитесь на консультацию к логопеду-дефектологу со скидкой 30%. Записаться>>

Формирование красивого почеркаКрасивый почерк — одна из самых больших проблем у современных школьников,  их обеспокоенных родителей и учителей, вынужденных разбирать эти каракули. В настоящее время детям в школе разрешается даже сдавать напечатанными на компьютере некоторые работы. Именно потому, что аккуратное ровное письмо нынче является слабо достижимым идеалом для многих детей.

Что тому виной — ускоренный темп жизни, избыточное общение посредством компьютеров и прочих гаджетов или изменение программы обучения письму — мы судить не станем. Однако масса родителей видят проблему и настаивают на переписывании упражнений, призывают детей к аккуратности, даже ругают. Нужно ли вырабатывать красивый почерк у детей?

Что означает красивый почерк

Между почерком, то есть способностью ровно, гладко и под правильным наклоном выписывать буквы, моторикой и психическими процессами, проходящими в мозге, существует прямая связь. Именно в нарушениях этих сфер и заключается причина плохого почерка у детей.

Как правило, к 6-7 годам у детей происходит осознание того, что на бумагу можно перенести не только графическое изображение, но и текст. К 1 классу дети проявляют готовность к овладению письмом.

Однако далеко не у всех необходимые психические и моторные функции созревают к строго определенному возрасту. У многих детей еще довольно слабо развиты мелкие кистевые мышцы, организм не готов к длительной статической нагрузке, задерживается формирование пространственного восприятия и координации. Эти факторы и являются причиной плохого почерка.

Как видите, ровный красивый почерк — это не просто нежелание школьного учителя работать дешифровщиком над каждой тетрадкой. Это прямое отражение готовности ребенка к учебе в школе, залог его успешности в овладении знаниями, сигнал организма о том, что высшая психическая деятельность полностью соответствует норме.

Специалисты утверждают, что существует и обратная связь. Работа над формированием красивого почерка у детей обязательно приведет и к развитию необходимых функций мозга. Поэтому чем раньше родители обратят внимание на имеющиеся проблемы у их школьника, тем быстрее удастся улучшить ситуацию.

Читайте также: Учимся писать грамотно при ОНР

Что должно насторожить родителей

В начальной школе:

  • Ребенок чрезмерно напрягается при письме, мышцы руки перенапряжены, после написания всего нескольких слов возникает чувство усталости.
  • Элементы письма выглядят ломкими, дрожащими. Не удерживаются на линии или имеют разный наклон.
  • Не удается написать ровно и слитно хотя бы несколько букв вместе.

В средней школе:

  • Написание текста по-прежнему дается с трудом, то есть процесс письма, выведения букв, превалирует над осмыслением написанного.
  • Не появилось чувства спонтанности и легкости при письме.
  • Элементы выглядят неоднородно (проблемы наклона, соединений, соответствия размеров).

Как выработать каллиграфический почерк у ребенка

Путь наказаний и переписывания одной за другой выдранных страниц из тетрадки, является неверным. Ведь наличествующие проблемы от их повторения никуда не денутся. Следует для начала разобраться, что мешает ребенку справиться с письмом, и потом вести целенаправленную «атаку на противника».

Часто имеет смысл обратиться за помощью к специалисту, который сможет проанализировать ситуацию и наметить верный путь коррекции. Все дело в том, что разные нарушения или недоразвитость функций приводят к разным ошибкам.

Буквы неровные, линии искажены, выглядят дрожащими.

Скорее всего, причина в несовершенстве мелкой моторики. Регулярные занятия помогут ее развить и, значит, выровнять буквы в тетрадке:

  • Лепка, аппликация, рисование — все должно активно идти в ход;
  • Пальчиковая зарядка — отличное средство для улучшения работы мелких мышц кисти. Поиграйте с ребенком в театр теней, научите его складывать из пальцев различные фигуры.
  • Твистер для пальцев. Очень неожиданно, но действенно! Есть такая игра для рук и ног — на большом игровом поле игроку по команде нужно ставить конечности на круги определенного цвета, иногда перемещаясь очень сложным образом. То же поле, но меньшего размера, идеально подойдет для разминки пальцев. Попробуйте вместе — это очень весело!
  • Можно просто играть в Золушку. Попросите ребенка перебрать крупу. Как там в сказке — отделить горох от чечевицы?)

Читайте также: Подготовка к школе детей 4-7 лет: Как мне стать школьником?

Буквы на письме не выдержаны по одной линии — сползают со строки, взмывают ввысь или наползают друг на друга.

Данная проблема говорит о незрелости пространственного восприятия и зрительно-мышечной координации. Исправить ситуацию помогут следующие упражнения:

  • Переиграем пиратов. Нарисуйте карту сокровищ для ребенка. Путь к цели должен указывать нужное количество шагов вправо, влево, назад, вперед.
  • А теперь пусть ребенок сам составит для вас такую карту.
  • Очень эффективны в этом плане графические диктанты по клеточкам. Под диктовку взрослого ребенок должен выполнить задание (3 клетки вверх, 2 вправо, 3 вниз и т.п).
  • Интересным вариантом является задание рисовать что-то двумя руками одновременно. Для начала предложите провести обычные линии. Например, на рисунке ежик и белочка. Ребенку нужно провести им дорожки в разные стороны — к грибку и яблоку.

Пропуск или замена некоторых элементов букв

Данная проблема сигнализирует о нарушении внимания и памяти. Ребенку бывает сложно запомнить типы соединений и элементов, поэтому результат на письме выглядит, мягко говоря, «не очень». Существуют игры и упражнения, которые могут помочь:

  • «Запретное слово и движение». Договоритесь заранее, какое слово или жест в игре запрещен. И старайтесь обхитрить ребенка, задавая ему вопросы или предлагая повторить движения. Типичный, незаслуженно забытый, пример такой игры «Барыня прислала сто рублей».
  • Расшифровать шпионское письмо должно быть очень интересно. Взрослый пишет в воздухе буквы, а ребенок должен их отгадать.
  • Предложите дорисовать какой-то орнамент в тетради по образцу, восстановить пропущенные элементы и т.д.

Неровные линии из-за неравномерного нажима и неправильного положения ручки

Огромное значение имеет то, насколько правильно лежит в руке авторучка. Она должна спокойно лежать на среднем пальце. Указательный палец должен при этом придерживать ее в верхней части, а большой — с левой стороны. Судорожное, излишне сильное сжатие приводит к невозможности написать буквы правильно, а также к быстрой усталости.

Нужно, чтобы ручка скользила по бумаге, не требуя сильного нажима и не пачкая. Очень хорошо вырабатывает силу нажатия старое доброе перо! Не бойтесь предложить ребенку писать именно им во время домашних тренировок. Секрет заключается в том, что оно способно писать лишь при нужной степени наклона и уровне нажатия.

Нарушения почерка из-за неправильно оборудованного рабочего места и угла наклона тетради.

Это важное требование не только для формирования осанки у ребенка и его зрения, но и для аккуратного письма. Если сидеть неудобно, приходится тянуться к тетради — разве можно писать ровно и не уставать? Вопрос, конечно, риторический. Поэтому очень многое находится в руках родителей. Их помощь должна заключаться не в критике «неправильного» письма у ребенка, а в создании необходимых условий для формирования каллиграфического почерка.

Советы родителям:

  1. Ребенку необходимо подходящее рабочее место, соответствующее его росту.
  2. Ручка должна быть удобной, не скользить в руке, но и не иметь острых ребер.
  3. Тетрадка в обложке — это не только признак аккуратного ученика, но и условие для хорошего почерка. Выбирайте такую обложку, которая не позволит тетради скользить по столу.
  4. Регулярные тренировки и упражнения обязательны. Однако они должны проходить в спокойной доброжелательной обстановке и помогать решить проблему.
  5. И последнее. Помните, что многократное повторение ошибок не помогает от них избавиться, а, наоборот, закрепляет их памяти. Если необходимо, обратитесь за помощью к логопеду, который поможет выявить причины плохого почерка у ребенка и подскажет коррекционный курс занятий.

Дата публикации: 06.10.2017. Последнее изменение: 30.08.2023.

Запишитесь на консультацию !

    Записаться на консультацию
    Перезвоним Вам

    Комментарии (2)
    1. Много написали, кроме главного: к какому специалисту и в каком случае надо обращаться

    Отправить комментарий
    Нажимая "Добавить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных