(многоканальная линия)
Ежедневно с 8.00 до 22.00
  • г.Москва, м.Бабушкинская, м.Свиблово:
  • ул.Летчика Бабушкина, 32к3;
  • Как проехать

Паралингвистика и экстралингвистика

Запишитесь на консультацию к логопеду-дефектологу Денисовой Н.Е. (руководитель Центра Речи «Каркуша», м.Бабушкинская) со скидкой 30% до 12 ноября 2024. Записаться>>

Паралингвистика и экстралингвистика Тонкости ораторского искусства можно изучать годами, однако базовые навыки должны прививаться еще в детстве. Это позволит всесторонне развивать ребенка и раскрыть весь его потенциал.

Развитие речи – многогранный процесс, включающий в себя большое количество отдельных дисциплин и наук. Ведь мало правильно произносить звуки и слова, современный мир требует большое количество социальных умений, а каждый ребенок – будущий взрослый.

Что такое паралингвистика и экстралингвистика?

Если не вдаваться в терминологию, то можно сказать, что это большой раздел науки, изучающей передачу информации невербальным путем. Это все то, что дополняет нашу речь и позволяет лучше выразить ту или иную мысль.

Каждый человек пользуется ими постоянно, однако мы редко придаем значение невербальным сигналам, хотя отлично считываем их на подсознательном уровне. Человек, лишенный жестов и развитого языка тела, скорее вызовет настороженность. Но важно и то, что подобные навыки не заложены природой, а являются результатом развития.

Паралингвистика складывается из следующих компонентов:

  • Просодика – раздел, изучающий голосовое оформление речи. Сюда относится тембр, интонации, высота, характер пауз, ударений и множество других аспектов, которые формируют правильность и красоту речи.
  • Кинестика рассматривает жесты, их силу и особенности, сопровождающие речь ребенка. Вполне возможно, что его тело давно подает сигналы, которые просто не могут быть считаны и проанализированы без взгляда специалиста.
  • Графемика специализируется на способах написания букв и слов, она позволяет определить эмоциональное состояние малыша и проанализировать поведение. Такой анализ необходим для учеников младших классов, переживающих сильный стресс и нуждающихся в поддержке.

Читайте также: Восстановление речи и голоса после коронавируса

Все вместе они позволяют специалисту лучше понять ребенка и сконцентрироваться на улучшении всего навыка общения, а не только речевого аппарата. Отличительная особенность паралингвистики в том, что рассматриваемые в ней движения и жесты сопутствуют речи и не применяются отдельно от нее.

Экстралингвистика напротив, рассматривает жесты и движения, помогающие донести смысл, ничего не говоря. При этом способы общения сопровождают нашу речь. В инструменты изучения и наблюдения данной дисциплины входит:

  • готовность человека прикасаться к другим в процессе общения через похлопывания, рукопожатия или объятия.
  • наблюдение за соблюдением определенных дистанций комфортных для человека. То, насколько близко ребенок может подпустить родителей или постороннего человека, многое скажет специалисту о вашем ребенке.
  • голосовые способы передачи эмоций также относятся к экстралингвистике, это вздохи, стоны, плач, кашель и прочие фонетические особенности поведения в разговоре.

Сюда же можно отнести большое количество общепринятых жестов, кажущихся нам в силу опыта, естественными и даже очевидными, хотя на самом деле все не так.

Это далеко не полный перечень инструментов, которые задействует логопед при общении с ребенком. Вместе они дают возможность понять, в чем именно скрывается причина нежелания говорить или возникновение определенных дефектов, неуверенности в себе и ряда других состояний, влияющих на дальнейшее формирование личности и привычек общения.

Красивому разговору и уверенности важно научить еще в детстве

Несмотря на то, что большая часть невербального языка полностью бессознательна, ей можно и нужно обучаться. Ведь это позволит формировать счастливую и уверенную в себе личность, которая не боится ответить и знает, как преподнести себя в любой ситуации.

Наши специалисты – логопеды подберут для ребенка индивидуальный комплекс занятий, который поможет исправить не только произношение и поставить речь, демонстрация и практика полезных невербальных «привычек» позволит малышу чувствовать себя увереннее в детстве, а во взрослой жизни ощутить всю прелесть развитого умения правильно и красиво общаться.

Читайте также: Развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного и младшего школьного возраста

Конечно, это лишь небольшая часть на пути всестороннего развития ребенка, но именно она определяет, насколько успешными будут коммуникации вашего малыша в дальнейшем. Многое подсознательно он перенимает, наблюдая за поведением окружающих его людей, однако этого зачастую не достаточно. Для того чтобы ваш ребенок преуспел и освоил все премудрости общения с другими людьми, нужно обратиться к помощи специалистов.

Наши логопеды расскажут вам о том, где вам стоит быть внимательнее, обратят внимание на нюансы в поведении малыша, которые позволят наладить контакт и стать ближе. И главное, помогут ему преодолеть внутренние барьеры и большие трудности уже в раннем детстве.

Дата публикации: 09.02.2022. Последнее изменение: 23.08.2023.

Запишитесь на консультацию !

    Записаться на консультацию
    Перезвоним Вам

    Отправить комментарий
    Нажимая "Добавить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных