Логопед для дошкольника
Хорошо развитая устная речь – один из главных показателей готовности ребенка к обучению в школе. Когда до поступления остается 6-9 месяцев, необходимо показать малыша логопеду и психологу или нейропсихологу, чтобы адекватно оценить его эмоциональную, психическую и интеллектуальную зрелость.
Это необходимо сделать, даже если родителям кажется, что с их дошкольником совершенно все в порядке. Только опытный специалист может сказать, стоит ли подавать документы в первый класс в этом году или лучше сделать это в следующем.
Когда дошкольнику действительно срочно нужен логопед?
Особенно присмотреться к ребенку стоит именно тогда, когда на первый взгляд с ним все в порядке. О некотором отставании дошкольника говорят следующие признаки:
- он с трудом запоминает буквы, не может найти их в слове или на картинке,
- не умеет считать в пределах 10 (не выучил наизусть названия цифр, а именно совершать математические действия), например, если поставить перед ним три кубика, он не сможет назвать их количество,
- неправильно употребляет падежи, не может образовать множественное число, путает окончания, словоформы, не способен образовать новые слова, исходя из своего языкового опыта (словотворчество характерно для дошколят),
- в речи встречаются аграмматизмы, например, ошибки при согласовании между существительными и прилагательными,
- не может определить первый и последний звук в даже знакомом слове,
- в речи путает парные согласные, например «б» и «п», переставляет местами слоги,
- не в состоянии самостоятельно пересказать короткий мультик, любимую сказку или рассказать о событиях, произошедших с ним накануне,
- не ориентируется в пространственно-временных понятиях (дни недели, вчера, сегодня, вверх, вниз и т.д.),
- с трудом учит стихи и песенки,
- не может долго концентрироваться на задании, не любит соблюдать режим дня, игнорирует обоснованные запреты и правила.
Читайте также: Логопед для школьника
Вовсе необязательно, что у вашего дошкольника есть какие-то грубые нарушения развития. Мелкие проблемы только кажутся безобидными: вроде все хорошо, но ребенок плохо слушается / ошибается в словах / «очаровательно» картавит… В совокупности они представляют серьезное препятствие для успешного обучения в школе.
Курсы или логопед?
Если вы запишете ребенка на обычные подготовительные курсы, то там он получит только знания, необходимые для приема в первый класс: чтение, счет, письмо, элементарные представления об окружающем мире. Но учиться в школе малыш не научится, а имеющиеся функциональные проблемы останутся.
Логопеды готовят ребенка к школе совсем по другому принципу. На занятиях не заучивается сухой материал, а идет интенсивная работа над формированием и развитием необходимых универсальных учебных действий и навыков:
- внимание и мышление;
- все виды памяти;
- восприятие и анализ информации;
- умение концентрироваться на выполняемом задании;
- умение переключаться с одной задачи на другую;
- принятие условий задачи, поиск решения, оценка полученных результатов;
- пространственные представления;
- умение работать в коллективе;
- связная четкая речь.
Занятия проводятся в игровой форме, специальные игры и задания чередуются каждые 10-15 минут, а потому ребенок не устает и выполняет их с большим удовольствием.
Почему это так важно – посетить логопеда перед школой?
Даже незначительное отставание от возрастной нормы часто приводит к серьезным последствиям. В семь лет у ребенка развивается самооценка и самокритика, и он уже осознает свою успешность/неуспешность. При поступлении в школу он попадает в совершенно новый коллектив, где к нему предъявляются совсем другие требования, нежели дома или в детском саду. Несмотря на то, что в первом классе не ставят оценок, юный школьник прекрасно понимает, доволен ли его успехами учитель или нет.
Читайте также: Консультация нейропсихолога для подростка
Например, на уроке дети пишут графический диктант: «Две клеточки влево, три клеточки вниз, одну вправо». Если ребенок не усвоил ранее эти пространственные понятия, то, конечно, никакого рисунка у него не получится. Пусть нет оценки, но малыш понимает, что другие дети справились с заданием, а он – нет, чувствует себя неудачником.
Критика, отсутствие похвалы, превосходство других детей, необходимость следовать определенному режиму дня – все это негативно влияет на самооценку ребенка. Если в первые месяцы школа воспринимается как интересное место, то впоследствии она становится настоящей каторгой. Такое отношение обычно сохраняется до выпускного. О хорошей учебе речь даже не идет.
Диагностика готовности к школе и грамотная подготовка помогают избежать подобных ситуаций. Если обнаруженные нарушения в развитии вовремя скорректированы, а универсальные учебные навыки сформированы, то ребенок будет учиться легко и с большим удовольствием.
Дата публикации: 09.02.2021. Последнее изменение: 30.08.2023.