Коррекция и лечение детского аутизма: aba-терапия
Волшебной таблетки, излечивающей аутизм, к сожалению, не существует. Для коррекции состояния применяются обычно комплексные методы, позволяющие компенсировать проявления этого диагноза.
Медикаментозные методы
Лекарственные препараты применяются лишь для коррекции конкретных состояний, возникающих по причине аутизма. В частности, для снятия агрессивности, при судорожной активности, для улучшения кровообращения мозга, коррекции нарушения обмена веществ и т. д.
К таким препаратам относятся:
- противосудорожные препараты,
- антипсихотические,
- ноотропы,
- витамины.
Лекарства применяются индивидуально, в зависимости от состояния ребенка и назначаются только врачом.
Иппотерапия, музыкальная терапия
Такие занятия положительно воздействуют на аутистов, помогая им адаптироваться к окружающему миру. Равномерные постоянные движения в такт ходьбы лошади отвечают аутистичной склонности к стереотипизму. Ребенок не выходит из рамок своего закрытого мира, общаясь тем не менее с ним через животное. Музыка же посредством постоянных стереотипных звучаний помогает ребенку находить психическую гармонию.
Поведенческая терапия
И все же основной упор делается на работу психологов и педагогов. Целенаправленные занятия проводятся с целью закрепить у ребенка бытовые навыки, способность к самообслуживанию и общению. В этом ключе крайне важны занятия по развитию речи и формированию коммуникативной формы речи. Очень часто у детей при аутизме наблюдаются критерии Синдрома дефицита внимания и гиперактивности.
Коррекционная работа по развитию речи у детей-аутистов
У всех детей с аутизмом страдает функция речи. При работе над коррекцией состояния ребенка большое внимание уделяется этой области. Для работы привлекаются логопеды-дефектологи и психологи.
Коррекционные мероприятия требуют большого терпения и участия членов семьи, особенно матери, с которой, как правило, ребенок имеет крепкую эмоциональную связь. Быстрый результат не может быть достигнут вследствие особенностей состояния, однако длительная целенаправленная работа обязательно имеет эффект.
Работа на развитием речи включает:
- Упражнения на развитие контроля над общей моторикой.
- Стимулирование мелкой моторики.
- Развитие работы мышечной группы лица. Далее — упражнения для улучшения артикуляции, гимнастика «для языка».
- Формирование правильного дыхания во время произнесения звуков.
- Работа по расширению активного словарного запаса, восприятия речи, формирования правильного построения грамматических форм.
- Формирование связной речи — рассказ по картинкам, пересказ и т. д.
Особенности работы дефектологов при аутизме
Ввиду особенностей развития психики сотрудничество с такими детьми имеет массу сложностей. Поэтому работа специалистов разделяется на несколько этапов:
- Установление контакта. Создание для ребенка спокойной психологической атмосферы.
- Разработка учебных стереотипов.
- Приучение к зрительному контакту и восприятию указаний учителя.
Первые этапы могут занимать много времени, однако миновать их не удастся. Ребенок с аутизмом может попросту отказаться от работы с посторонним человеком, если тому не удастся наладить доверительные отношения. Поэтому для занятий необходим опытный специалист.
АВА-терапия
В последнее время наиболее эффективной методикой коррекции аутизма считается АВА-терапия (Applied Behavioral Analysis), иначе говоря Прикладной анализ поведения. Вокруг методики ведется масса споров, однако отрицать ее эффективность нельзя. Занятия с АВА-специалистом однозначно приносят результат. В основе методики лежит изучение (анализ) поведения ребенка, выявление способов его поощрения (тактильных, звуковых и т. д.) и использование поощрений для обучения. Последовательно закрепляя нужное действие поощрением, специалист добивается стойкого формирования навыка.
Работа АВА-специалистов подразумевает длительную и довольно интенсивную терапию, разрабатывающуюся индивидуально, исходя из особенностей состояния ребенка.
Существуют методики для занятий с детьми разного возраста, но наибольшего эффекта можно добиться, если начать терапию уже в 2-3 года.
Основным принципы АВА-терапии:
- Все необходимые навыки разбиваются на блоки, каждый из которых изучается последовательно.
- Ребенок получает задание и выполняет его под строгим контролем специалиста, получая поощрение за правильный ответ или реакцию.
- В процессе занятий ведущая роль всегда остается за педагогом, который направляет ребенка и руководит всеми его действиями.
- Для достижения эффекта необходимы регулярные занятия в среднем по 20 часов в неделю. В зависимости от особенностей и внешней ситуации число уроков может быть сокращено до 6 часов в неделю.
- Крайне важно, чтобы родители стали членами обучающей команды, то есть разделяли идею программы и дома работали над закреплением полученных навыков.
При помощи АВА-терапии возможно обучение по различным направлениям — коммуникативным навыкам, умению самообслуживания, бытового поведения, развития речи и т. д.
Развитие речи у детей с аутизмом при помощи АВА-терапии
Отсутствие речи у аутистов — одна из наиболее важных проблем, с которой работают АВА-педагоги. Работа в данном случае также строится на блочном принципе и ведется последовательно по всем направлениям.
В силу специфики диагноза работа по развитию речи у детей-аутистов ведется с привлечением разных специалистов — логопедов-дефектологов, психологов, нейропсихологов. Основная цель работы — развитие способности к коммуникативной речи. Выработка навыков строится на постепенном, пошаговом освоении различных блоков:
- Развитие слухового внимания и восприятия.
- Стимуляция произвольного внимания и формирование целенаправленных действий.
- Понимание и выполнение простых инструкций педагога.
- Обучение восприятию и пониманию слов.
- Улучшение артикуляционных способностей, постановка правильного дыхания — для выработки корректного звучания речи.
- Впоследствии работа усложняется — осваиваются принципы грамматического построения фраз, формируется элементарная фразовая речь.
Работа по развитию речи у аутистов — сложный процесс, длительность и результативность которого зависит от исходного состояния ребенка. Однако неукоснительное следование методике, вовлеченность родителей в процесс обучения, систематичность и последовательность позволяют добиться значительных результатов.
Нередко аутизм ассоциируется с умственной отсталостью.
Дата публикации: 22.06.2016. Последнее изменение: 30.08.2023.
Добрый день! У моей дочки диагноз отставание в развитии и элементы аутизма. Как помочь ей?
Здравствуйте! Потребуются занятия с логопедом-дефектологом, также, возможно, необходимо медикаментозное лечение, для этого необходимо обратиться к неврологу.
Здравствуйте! При использовании АВА терапии, дефектолог нужен?
При ABA-терапии с ребенком работает терапевт. Зависит от ситуации — могут требоваться дополнительные занятия с дефектологом