8 (499) 372-08-76
(многоканальная линия)
Ежедневно с 8.00 до 22.00
Перезвонить Вам?
  • г.Москва, м.Бабушкинская, м.Свиблово:
  • ул.Летчика Бабушкина, 32к3;
  • г.Мытищи, ул.Юбилейная, 24А
  • Как проехать

Когда ребенок начинает говорить первые слова? Нормы в развитии речи

Развитие речи ребенка во многом зависит от родителей. Маленький словарный запас в 2 года - повод для беспокойстваВ возрасте 6 месяцев дети произносят около 4-5 звуков. Постепенно у ребенка начинает развиваться словарный запас и появляются новые звуки.

К 1 году 3 месяцам ребенок в норме говорит около 40-60 слов и вплоть до 1 года 6 месяцев словарный запас не растет, не изменяется по количеству слов. Это объясняется тем, что у ребенка исчерпались фонетические возможности. Тем не менее в этот период у детей не прекращается речевое развитие, но существенно меняется качество произнесения. Также скачок делает фонетика – появляются новые звуки, двух-, трехсложные слова.

От 1 года 6 месяцев до 1 года 8 месяцев словарь резко увеличивается:

В 1 год 8 месяцев не все звуки усвоены ребенком. В это время у него есть губные, переднеязычные свистящие (Сь, Зь), Ть-Дь – взрывные, иногда заднеязычные (К), среднеязычные (Й), мягкий Ль, а также все гласные, кроме Ы. Но нет шипящих Ж-Ш, и твердых С, З, Л, Р.

У ребенка из этого положения есть три пути выхода:

  1. Нетипичный путь – когда звук просто пропускается.
  2. Отсутствующие звуки заменяются приближенными вариантами произнесения, не свойственные родному языку – «Р» произносится губами, «Н» — французское заднеязычное. Опасность здесь заключается в том, что звуки имеют тенденцию задерживаться в произношении, при этом вырабатываются определенные стереотипы произнесения.
  3. Отсутствующий звук заменяется нормированным, правильным звуком, который уже сформировался в речи ребенка. И эти «заменители» используются регулярно.

Такие субституты близки к отсутствующему звуку по какому-то общему признаку, в качестве которых выступают артикуляционные признаки (моторные), реже – акустические (слуховые). Обычно звонкий звук заменяется парным глухим (Баня – Паня), а шипящие — на «Ть» и «Дь» (Шуба – Тюба). Вместо твердых «Р» и «Л» произносят «Ль» (Рука — Люка, Репа – Лепа, Ложка – Лёка). Подробно о том, как нужно заниматься с маленькими детьми.

Типы развития детской речи

Существует два типа развития детской речи: звуковой и слоговой. При слоговом типе ребенок очень быстро ухватывает слоговую модель слова: слово «кирпичи» произносит как «титити». Звуковой тип характеризуется тем, что слогоритмическая структура слова не усваивается, остается ударный слог: «кирпичи» — «ти» «ки».

Почти все дети проходят стадию, когда многообразие слов сводится к ударному слогу. При сокращении слоговых цепочек наблюдается следующая закономерность: ударный слог и один из крайних слогов сохраняется. Например голова – гова, молоко – мако, волосы – воси. Это так называемый фактор края, когда сохраняется крайний последний слог, т.к. он оставляет яркий след при произнесении и связан со значительной грамматической нагрузкой.

Комментарии (4)
  1. Ольга Валерьевна

    У нас такая проблема — мы говорим мало слов, но можем посчитать до 10, также знаем несколько слов на английском. На русском языке словарный запас 20-25 слов. В 2 ,5 года это нормально, речь сама разовьется или нужно обращаться к логопеду?

    • Здравствуйте! Нужно обратиться к логопеду-дефектологу, у Вашего ребенка очень маленький словарный запас для 2,5 лет, скорее всего есть задержка развития речи

  2. Мой ребёнок плохо выговаривает слова, ему 1,6. Это нормально?

    • Администратор

      Елена, в 1.6 это может быть нормально. На всякий случай можно обратиться за консультацией к логопеду-дефектологу. Но обычно ближе к двум годам словарный запас ребенка резко расширяется, а произнесение слов становится более четким.

Отправить комментарий
Нажимая "Добавить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных
Записаться на консультацию
Записаться на консультацию
Перезвоним Вам
Задать вопрос
Полезные материалы