(многоканальная линия)
Ежедневно с 8.00 до 22.00
Перезвонить Вам?
  • г.Москва, м.Бабушкинская, м.Свиблово:
  • ул.Летчика Бабушкина, 32к3;
  • г.Мытищи, ул.Борисовка, 4А
  • Как проехать

Ребенок в один год не говорит ни слова: причины и что делать

В норме к годовалому возрасту у малыша должно появиться 10-15 лепетных слов, причем они имеют конкретное значение, понятное если не всем окружающим, то обязательно родителям. Кроме того, ребенок владеет интонацией родного языка, понимает слова «надо», «нельзя», «опасно», может выполнить простые просьбы взрослых, различает имена членов семьи и названия любимых игрушек. Однако бывает и так, что ребенок молчит. Давайте разберемся, почему это происходит и что в таком случае делать родителям.

Когда нужно бить тревогу?

По-настоящему беспокоиться следует, если:

  • ребенок не проявляет интереса к окружающему миру;
  • он не узнает маму и папу, членов семьи, проживающих совместно с ним;
  • в семье есть тяжелые наследственные патологии;
  • малыш не знает своего имени, не поворачивается на речь и звуки;
  • у него не развита мелкая и крупная моторика, например, он не может взять игрушку;
  • ребенок не реагирует на обращенную речь взрослых, не выполняет простые просьбы;
  • существуют факторы риска – тяжелые роды, сложная беременность, патологии ЦНС, нарушения слуха и зрения.

Специалисты выделяют следующие причины отсутствия речи в годовалом возрасте.

  • Сложное протекание беременности, тяжелые роды, внутриутробные инфекции, употребление матерью некоторых лекарств, алкоголя, запрещенных веществ – все это может вызвать нарушения в работе ЦНС.
  • Патологии слуха и зрения – если ребенок не видит и не слышит окружающий мир, и какую-либо ответную реакцию ждать сложно.
  • Увлечение пустышкой: если рот постоянно занят, то ребенок будет общаться с родителями при помощи жестов и мычания. В членораздельной речи просто нет необходимости.
  • Педагогическая запущенность: учить малыша говорить следует с первых дней жизни, чтобы он знал, как создается и звучит речь.
  • Другая крайность — перегруженность малыша. Многие родители начинают усиленно заниматься с ребенком с самого рождения и буквально требовать от него первых слов. Молчание в данном случае – выражение протеста.
  • Если в семье одновременно используется несколько языков, то ребенку нужно некоторое время, чтобы разобраться, на каком из них ему учиться говорить.

Как помочь ребенку заговорить?

В первую очередь покажите малыша педиатру, оториноларингологу и неврологу, чтобы исключить физиологические причины отсутствия речи. Если проблемы есть, немедленно приступайте к лечению. Чем больше времени будет упущено, тем сложнее окажется путь выздоровления.

Если врачи пришли к заключению, что ребенок полностью здоров, то вам необходимо создать вокруг него благоприятную среду для развития речи. Как это сделать?

1. Разговаривайте с малышом.

Дети учатся говорить, подражая взрослым. Некоторые родители полагают, что младенец не понимает их речь, а значит, и разговаривать с ним бесполезно. Но это не так. Ребенок впитывает каждое слово. Поэтому старайтесь ласково разговаривать с малышом во время его бодрствования, причем важно, чтобы он хорошо видел, как двигаются ваши губы при артикуляции звуков.

2. Говорите с малышом правильно.

Четко произносите звуки и говорите медленно, чтобы ребенок успевал вычленять из речи отдельные слова. Комментируйте свои действия, называйте и описывайте предметы, которыми берете в руки, старайтесь использовать обычные слова вперемешку со звукоподражательными ( типа ам-ам, бо-бо) и простые синтаксические конструкции, но только не сюсюкайте и не искажайте звуковой облик слова. Говорите так, как будто ожидаете ответа от малыша.

3. Читайте, слушайте, пойте

Пока ребенок бодрствует, включайте аудиозаписи с детскими песенками. Перед сном читайте вслух малышу сказки. Пойте с ним простые песенки, потешки, проговаривайте короткие стихи и пестушки. Все это обогащает словарный запас ребенка, помогает ему овладеть грамматикой родного языка.

Десять-двенадцать месяцев – идеальное время для того, чтобы познакомить малыша с книгой. Только подберите «ударопрочные» издания со страницами из толстого картона или текстиля и большими яркими картинками. Давайте ребенку возможность поиграть с книжкой, полистать ее, рассмотреть иллюстрации. Читая книжки, старайтесь заинтересовать своего слушателя, задавайте вопросы типа «Где у зайчика ушки? А где носик?» и т.д. Особенно будут полезны для ваших занятий специальные альбомы для развития речи.

4. Уберите телевизор, гаджеты и говорящие игрушки

Всевозможные развивающие мультики, игры на планшете и интерактивные игрушки, какими бы крутыми и дорогими они ни были, только отвлекают ребенка от происходящего вокруг. Дайте возможность малышу самостоятельно исследовать окружающий мир. Дайте ему самые простые «молчащие» игрушки – кубики, пирамидку, текстильных зверей и кукол. Позвольте малышу стать создателем игры, а не пассивным наблюдателем, нажимающим на кнопку.

5. Расширяйте круг общения.

Человек – существо социальное, и умение общаться – важнейшее качество для него, независимо от возраста. Не ограничивайте круг общения малыша, пусть с ним общается как можно большее количество взрослых и детей. Пример из жизни: академик В. В. Иванов в раннем детстве перенес тяжелое заболевание, и развитие речи остановилось. В доме было правило: каждый гость обязательно общался с ребенком. В результате ребенок через некоторое время заговорил снова, а впоследствии стал выдающимся лингвистом.

6. Развитие мелкой моторики

Пальчиковая гимнастика дает хорошие результаты при ежедневном выполнении. Однако поначалу ребенок может отнестись к ней без особого восторга. Поэтому если он не дает ручки, не настаивайте, а показывайте упражнения на себе. Постепенно малыш обязательно заинтересуется и включится в игру.

7. Артикуляционная гимнастика

Если регулярно тренировать речевые органы, то и речь тоже быстро появится. Вот несколько упражнений, которые можно выполнять уже в годовалом возрасте.

  • Поцокайте языком, как лошадка.
  • Оближите языком рот, как будто вкусно поели.
  • Улыбнитесь как можно шире.
  • Вытяните губы трубочкой и подуйте на что-нибудь легкое.
  • Покажите, как широко умеет зевать слон и как кошка лакает молоко.

Сначала просто показывайте движения ребенку, потом он научится их повторять.

Самое главное – не прекращайте занятий, даже если не видите сразу ответной реакции. Через несколько месяцев речь обязательно появится, и вы еще будете уставать от постоянных детских «почему» и «мааам».

Запишитесь на консультацию!
Записаться на консультацию
Перезвоним Вам

Отправить комментарий
Нажимая "Добавить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных