(многоканальная линия)
Ежедневно с 8.00 до 22.00
  • г.Москва, м.Бабушкинская, м.Свиблово:
  • ул.Летчика Бабушкина, 32к3;
  • Как проехать

Как помочь ребенку научиться общаться и взаимодействовать с другими детьми

Запишитесь на консультацию к логопеду-дефектологу Денисовой Н.Е. (руководитель Центра Речи «Каркуша», м.Бабушкинская) со скидкой 30% до 19 октября 2024. Записаться>>

Как помочь ребенку научиться общаться и взаимодействовать с другими детьмиЧеловеку как социальному существу не свойственно жить в одиночестве. Ему необходим коллектив, общение с себе подобными. В любом месте: школа, институт, работа, да даже на прогулке или в магазине требуется навык коммуникации с окружающими людьми. Именно поэтому важно с детства учить детей взаимодействовать со сверстниками, находить друзей. Тогда и во взрослом возрасте жить им будет проще. О том, зачем нужно дружить, можно ли этому научить ребенка, в силах ли родители помочь сыну/дочке налаживать отношения, читайте дальше.

Умение дружить – почему это важно

Практически с самого рождения человек находится в какой-нибудь группе людей. При всем желании родители не могут изолировать своего малыша от сверстников. Умение легко входить в новый коллектив, знакомиться, заводить друзей, дает опыт везде чувствовать себя уверенно. Спросить прохожего как пройти к нужному месту, задать вопросы продавцу, водителю – все эти способности помогают выходить из многих жизненных ситуаций.

С точки зрения психологии, имея дружеские отношения со сверстниками, ребенок ощущает свою идентичность, принадлежность к определенной группе людей. А это, в свою очередь, повышает самооценку, усиливает стойкость к критике, если приходится ее услышать.

Кроме того, общение с друзьями учит разрешать конфликты, преодолевать разногласия. Ведь в дружбе не на последнем месте стоит умение найти компромисс, договориться.

В каком возрасте дружба становится потребностью

До трех лет ребенок не обращает внимание на тех, кто с ним рядом играет в песочнице или катается на качелях. Его быстрее заинтересует игрушка в руках у незнакомого мальчика или девочки, чем сам его владелец.

Первые социальные контакты возникают после 3-х лет. Но до семи лет они основаны на физико-географических обстоятельствах. Интерес возникает на близости по возрасту, половой идентичности, месту проживания (один двор, одна площадка). И ограничивается общими играми. Чувство, мнение, настроение другого пока не задевают, остаются вне зоны внимания.

И только к 9-ти годам в ребенке «прорастает» осознание наличия чувств у напарника по играм. Возникает, как говорят психологи «восприятие перспективы», т.е. понимание, что проявление чувств у другого связано с нашими действиями.

Чем могут помочь взрослые ребенку в отношениях

Приведем несколько универсальных действий, которыми родители могут поддержать детей. Обратите внимание, что в поддержке нуждаются все: и коммуникабельные, и стеснительные.

  • Слушайте ребенка. Не отмахивайтесь от слов малыша. То, что взрослому может показаться ерундой, не стоящей внимания, ребенком воспринимается как трагедия вселенского масштаба, после которой и жить не стоит. «Маша сказала, что больше со мной не дружит» или «Костя сегодня отказался играть со мной». У незрелого малыша оценки горя несколько другие.
  • Будьте наблюдателем. Не мешайте ребенку делать самостоятельные шаги и учиться контактировать, пусть даже с ошибками (по вашему мнению).
  • Помогайте только по просьбе. Не кидайтесь на помощь только заметив, что малыш в затруднении. Дождитесь прямой просьбы, только тогда действуйте.
  • Находите решение вместе. Особенно это касается возникшего конфликта с участием вашего сына/дочки. Проговорите вдвоем все моменты, чтобы найти причину, выход и правильное поведение. Давайте ребенку высказать свое мнение, не давите собственным. Просто ненавязчиво направляйте к принятию достойного решения.
  • Делитесь своим опытом. Малышам сложно мыслить абстрактно. Поясните ситуацию примером из своей жизни, прочитанной книги, знакомого мультфильма.
  • Пусть он не сомневается, что вы рядом. Ребенку необходимо знать, что его любят и ему есть у кого получить помощь, поддержку. Ведь конфликты со сверстниками – вещь неизбежная.

Как разрешить проблему с коммуникацией

Детки от рождения отличаются темпераментом и способностью заводить друзей. У одного приятели, как грибы после дождя растут, стоит ему только появиться во дворе, на площадке или войти в группу сверстников, как он со всеми без труда познакомится и подружится. У другого несколько друзей, а от новых знакомств малыш воздерживается.

Здесь нет никаких отклонений. Это нормальное положение и в том, и в другом случае. Но когда ребенок полностью отказывается от общения со сверстниками и коллективным играм предпочитает уединение, одиночество, тогда стоит волноваться.

Причиной такого поведения может быть стеснительность, неуверенность в себе и другие комплексы. Помогите ему преодолеть их. Берите его на прогулки, в гости, на выставки, в кино, объединяясь с несколькими семьями. Знакомьтесь при малыше с другими. Покажите, что в этом нет ничего страшного.

Действуйте деликатно, без нажима, насилия. Не стоит заставлять ребенка знакомиться, ставить условия, сроки, чтобы не сломать его психологически.

Ошибки родителей, обучающих детей дружбе

Когда будете советовать своим детям, как правильно взаимодействовать со сверстниками, избегайте следующего:

  • Что бы ни случилось считать СВОЕГО правым. С одной стороны – это нормально быть на стороне своего сына/дочки в спорной ситуации. А если он реально не прав? Тогда ваша задача на таком опыте показать, как можно, признав ошибку разрешить конфликт. И это не слабость, а скорее сила – извиниться, сказав, что ошибся.
  • Давить авторитетом и навязывать свое мнение в отношении окружения и друзей. Заставлять мириться – не хороший шаг. Помочь разобраться в причинах ссоры, выяснить почему нет желания примириться и продолжить дружбу. Посоветовать или рассказать, как вы поступали в молодости.
  • Запрещать с кем-то дружить, только если это не мошенник или не преступник. Помогайте разобраться в людях, разговаривайте с ребенком, держите руку на пульсе его жизни.
  • Помните о «золотой середине», чтобы не быть навязчивым и чрезмерно интересующимся жизнью своего чада или наоборот отчужденным, отстраненным. Сохраняйте доверительный контакт с ребенком и тогда вовремя сможете прийти ему на помощь, если понадобится.

Помните, чтобы научиться общаться, нужно ОБЩАТЬСЯ, поэтому создайте ребенку условия для этого. Водите его туда, где у него будет эта возможность. Пусть он чаще находится среди сверстников, участвует в кружках, секциях, детских мероприятиях, конкурсах и тогда он наверняка найдет себе друзей, а вы, зная, как это делать, ему поможете.

Но если ваши усилия окажутся тщетными, а состояние сына/дочки не изменится в лучшую сторону, или вдруг и ухудшится, обращайтесь к специалисту. Он проанализирует психологические особенности малыша, даст рекомендации, а при необходимости проведет поведенческую терапию.

Дата публикации: 30.09.2024. Последнее изменение: 30.09.2024.

Запишитесь на консультацию !

    Записаться на консультацию
    Перезвоним Вам

    Отправить комментарий
    Нажимая "Добавить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных