Постановка звука «Р» для детей пяти лет: пошаговое руководство
Постановка звука «Р» у детей пяти лет — это важный этап в их речевом развитии. Этот звук относится к категории сонорных, в составе которых тона голоса больше, чем шума. Специалисты рекомендуют заниматься постановкой «Р» после 5,5-6 лет, когда все остальные звуки уже правильно сформировались и закрепились. Однако, в некоторых случаях, к логопеду стоит обратиться уже с 4 лет, если «Р» появился в речи, но проявляется некорректно.
Подготовка артикуляционного аппарата
На коррекционных занятиях подготовительный этап отводится работе с артикуляционным аппаратом. Проводятся упражнения для растяжки подъязычной связки, верхнего подъема языка, разминки губ и челюсти. Вот несколько примеров таких упражнений:
Речь ребенка развивается как надо или немного отстает? Проверить это можно в нашем бесплатном telegram-боте. Там же Вы найдете эффективные упражнения по развитию речи:)
- «Качели»: Открыть рот, языком тянуться попеременно к носу и к подбородку.
- «Лошадка»: Щелкать языком медленно и сильно, имитируя звук копыт лошади, при этом нижняя челюсть остается неподвижной.
- «Болтушка»: Широким кончиком языка провести по верхней губе вперед-назад, не отрывая языка. Одновременно произносить «БЛ-БЛ-БЛ».
Упражнения на дыхание
Дыхательная логопедическая гимнастика также играет важную роль в подготовке артикуляционного аппарата:
- «Пузыри»: Сделать глубокий вдох через нос, надуть щеки и выдохнуть через рот.
- «Мельница»: Ноги вместе, руки вверх. Вращать прямыми руками, произнося на выдохе «ж-р-р». Ускорять движения, усиливать звук.
- «Гуси»: Ходить по комнате, взмахивая руками, как крыльями. Руки на вдохе поднимать, на выдохе опускать, произнося «г-у-у».
Способы постановки звука «Р»
Существует несколько основных способов постановки звука «Р»:
- По подражанию: Внимание ребенка фиксируют на движениях, положениях органов артикуляции при использовании зрительного и слухового контроля.
- Механическим способом: С использованием логопедических зондов, шпателей, подручных средств.
- Смешанным способом: Постановка от других звуков.
Основные приемы постановки
- Постановка от звука «Д»: Ребенок звонко произносит «Д». Кончик языка упирается в альвеолы верхнего неба. Язык не отрывается от неба. Повторять без остановки «Ддддд». Язык завибрирует и появится «ДДД-РРР». Говорить слоги ДРА, ДРО, ДРУ, ДРЭ, ДРЫ, в которых «Р» звучит твердо.
- Постановка от звука «Ж»: Если дошкольник корректно выговаривает «Ж», то при его выговаривании можно отодвинуть язык палочкой вглубь рта. Образуется короткий «Р». Закрепить его, повторяя упражнения. После автоматизации «Р» подбирать слова без использования «Ж».
- Постановка от звука «З»: Ребенок произносит «З» кратко, слегка дотрагиваясь языком до альвеол, сильно дует на язык. Будет слышен одноударный «Р», который потом легко переходит в вибрирующий.
Период закрепления правильного звука
Период закрепления правильного звука «Р» может занять от 25 до 60 дней. Уроки проводят 2 раза в неделю, а без логопеда в домашних условиях занимаются ежедневно.
Заключение
Постановка звука «Р» у детей пяти лет — это важный этап в их речевом развитии. Важно правильно подготовить артикуляционный аппарат, использовать различные упражнения на дыхание и применять различные методы постановки звука. Регулярные занятия и внимание к деталям помогут ребенку освоить правильное произношение звука «Р» и улучшить его речевую функцию.
Дата публикации: 20.11.2024. Последнее изменение: 20.11.2024.