(многоканальная линия)
Ежедневно с 8.00 до 22.00
  • г.Москва, м.Бабушкинская, м.Свиблово:
  • ул.Летчика Бабушкина, 32к3;
  • Как проехать

Как музыка способствует развитию речи у детей 2-4 лет

Запишитесь на консультацию к логопеду-дефектологу Денисовой Н.Е. (руководитель Центра Речи «Каркуша», м.Бабушкинская) со скидкой 30% до 22 ноября 2024. Записаться>>

Как музыка способствует развитию речи у детей 2-4 летПоявление и улучшение детской речи – удивительный и радующий родителей процесс, который гораздо сложнее, чем кажется на первый взгляд. Оказывается, развитие речевых органов – лишь один из множества факторов, от которых зависит чистота и богатство детской речи. Один из инструментов может помочь родителям и педагогам, – это музыка. Рассказываем, в чем связь музыкальных занятий и речевого развития у детей в возрасте от 2 до 4 лет.

Есть ли связь между музыкой и развитием речи

Для взрослых людей музыка и песни часто воспринимаются как один из способов развлечься или скрасить рутинные занятия. Однако даже мы замечаем, что подходящая песня способна положительно влиять на наше настроение или даже стимулировать на улучшение результатов в каком-либо деле. Интересно, что с детьми это также работает, причем часто эффект превышает влияние на взрослых. Причина в том, что музыка оказывает воздействие как на физическом, так и на психологическом уровне.

Именно это свойство музыкальных произведений объясняет, почему их успешно используют для ускорения речевого развития. Оказывается, для формирования речи важен целый ряд факторов:

  • Физиология – возрастное развитие речевых органов
  • Физическое здоровье – отсутствие патологий и здоровая нервная система
  • Психическое и психологическое здоровье – способствуют интересу к обучению и отсутствию ограничений
  • Подходящее окружение – плодотворные занятия с родителями или педагогами

Хорошая музыка положительно влияет на все перечисленные критерии. Так происходит косвенное стимулирование речевых способностей, которое ускорит появление первых фраз, расширение словарного запаса, а также улучшение дикции. Такая связь полностью доказана, поэтому логопеды-дефектологи активно используют музыкальные занятия при работе с детьми дошкольного возраста.

Как музыка влияет на ребенка

Когда малыши слушают мелодии, песенки или колыбельные, они положительно реагируют на них, поэтому часто начинают повторять понравившиеся мотивы. Но на этом воздействие музыки не заканчивается. Специалисты отмечают, что музыкальные занятия несут комплексный эффект, который стоит рассмотреть подробнее.

Влияние на физическое здоровье. Как и любые другие звуки, музыка представляет собой колебания воздуха. Эти волны способны воздействовать на человеческий организм и в том числе нести положительный эффект. Эксперты заметили, что впечатление от прослушивания напрямую зависит от стиля произведения. Например, классическая музыка – это мелодия с выстроенной структурой, которая оказывает успокаивающий эффект, особенно по отношению к нервной системе. В результате дети лучше спят и становятся психологически крепкими, что напрямую влияет на их способности к обучению и развитию.

Влияние на настроение. Не стоит недооценивать детское настроение, так как развитие речевых навыков напрямую зависит от него. В основном малыши приобретают новые знания или способности в игровой форме, поэтому такой процесс должен приносить им радость. Оказывается, даже дети могут улучшать настроение с помощью музыки, так как она способствует выработке эндорфинов. Такое воздействие несет позитивный и успокаивающий эффект, благодаря которому у ребенка будет желание заниматься, а эффективность обучения значительно возрастет. К слову, такой результат наблюдается у детей всех возрастов.

Улучшение слухового восприятия. Этот пункт больше относится к песням, у которых присутствует текст. Слушая их вместе с родителями, ребенок тренирует свой слух и способность воспринимать чужую речь. Так он изучает язык и пополняет свой пассивный словарный запас, который может трансформироваться в активный по ходу развития речевых способностей.
Развитие памяти. Песенки очень нравятся детям, и они быстро запоминают любимые мотивы. Такое развитие памяти очень полезно, так как в ней сможет помещаться еще больше слов и другой информации, важной для разговорной речи. Кроме того, запомнившиеся песни детки наверняка будут охотно воспроизводить, и так будет улучшаться их произношение. Они учатся лучше владеть своим языком, а также узнают все больше интересных слов и знакомятся с их значением.

Улучшение творческих способностей. Воображение – одна из наиболее ярко развитых детских способностей. Слушая песенки, дети представляют персонажей в своих фантазиях. Действие воображения настолько сильно, что они могут даже образно попадать в вымышленные миры, о которых говорится в песнях. Это умение очень важно в контексте речевых способностей, так как новые слова будут «оживать» и вызывать яркие ассоциации, что побудит активнее использовать их в собственной речи.

Прямое влияние на речевые способности. Помимо косвенного воздействия, музыкальные занятия способны тренировать и саму речь. Это происходит, когда малыши стараются петь понравившиеся песенки или воспроизводить услышанные мелодии. Конечно, поначалу даже сам мотив может быть неразличим для взрослых, но со временем сам ребенок будет стараться выводить мелодию и точнее выговаривать слова. Он учится слушать самого себя, чтобы улучшать произношение, и это поможет уже в обычной, разговорной речи.

Какая музыка будет полезна ребенку

Конечно, у детей свои потребности и восприятие, поэтому не стоит думать, что им можно включать все понравившиеся вам стили, и в результате речевые способности обязательно улучшатся. Далеко не каждый вид песен или мелодий будет полезен для детского развития. Чтобы музыка приносила пользу и помогала формировать речь, следует учитывать такие рекомендации:

  • Не стоит выбирать агрессивные музыкальные стили. В таком случае не будет никакого успокаивающего воздействия на психику. Напротив, способность к обучению может ухудшиться.
  • Важно следить за громкостью. Песни не должны быть слишком шумными: это раздражает нервную систему и даже может негативно сказаться на остроте слуха.
  • Лирические или грустные песни могут присутствовать, но их не должно быть много. Если песни вызывают негативные эмоции, они не побуждают к развитию.
  • Полезно включать бодрящую музыку. Веселые песни быстрее запоминаются, а малыши охотнее пытаются повторять их.
  • Занятия должны быть интересными. Для этого не стоит затягивать прослушивание музыки. Малыши не станут охотно слушать целыми днями, поэтому стоит менять репертуар или заканчивать занятие, если они теряют интерес.
  • Важно найти место для классики. Для развития речи очень важна классическая музыка. Ее звучание положительно сказывается на мозговой активности, на памяти и на общем состоянии нервной системы. Например, классику можно включать в фоновом режиме, когда малыш ложится спать.

Лучше всего, чтобы музыкальные сеансы проходили регулярно: им можно отводить по 20-30 минут 3 раза в день. Для большинства детей этого достаточно, так как надо находить время и для других увлекательных и развивающих активностей.

Все дети индивидуальны. У некоторых интерес к музыке значительно выше, и им потребуется больше времени на сеансы. Другим же необходим особый подход. Узнайте у наших специалистов, какой формат занятий будет самым продуктивным для вашего ребенка и ускорит развитие его речи.

Дата публикации: 28.10.2024. Последнее изменение: 28.10.2024.

Запишитесь на консультацию !

    Записаться на консультацию
    Перезвоним Вам

    Отправить комментарий
    Нажимая "Добавить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных