Дисграфия и дислексия у детей: причины развития патологий
Начало школьной жизни у каждого ребенка связано с множеством трудностей и переживаний. При этом у некоторых учеников обучение в младших классах может существенно усложняться наличием особенных проблем с письмом и чтением. И дело здесь не в лени, отсутствии сообразительности или нежелании учиться. Многие дети, несмотря на свое полноценное интеллектуальное развитие, при всем желании не могут овладеть этими навыками. В таком случае специалисты говорят об особенных расстройствах – дисграфии и дислексии.
Дисграфия и дислексия – что это
Специфическое нарушение письменной речи называется дисграфией. Дети с данным расстройством испытывают серьезные сложности при написании букв и слов, делают значительное количество грамматических ошибок, не могут правильно отображать письменные знаки и символы. Как бы дисграфики ни старались, почерк у них остается неровным и неаккуратным, а задания выполняются медленно и с большим трудом. При отсутствии грамотного подхода к таким ученикам, в дальнейшем это может перерастать в психологические проблемы, развитие неуверенности в себе, замкнутости и депрессии.
Так как письмо и чтение являются взаимосвязанными составляющими одного психического процесса, крайне часто дисграфия сопровождается дислексией. Данная патология связана с невозможностью ребёнка освоить навыки чтения. При наличии такого нарушения ученик пропускает или добавляет лишние буквы, начальные слоги или слова, искажает правильное звучание слов и читает крайне медленно.
Если дисграфия диагностируется практически у 25-30% младших школьников, то дислексия возникает примерно у 8-10% учеников. Расстройства могут возникать как парно, так и независимо друг от друга. Как правило, первые признаки нарушений проявляются в возрасте от 6 до 8 лет. Патологии нуждаются в грамотном вмешательстве логопеда-дефектолога, так как их бесконтрольное прогрессирование может сопровождаться головокружениями, головными болями, общим ухудшением физического и психологического состояния ребенка.
Читайте также: Виды дисграфии у младших школьников
Почему возникают дисграфия и дислексия?
Несмотря на значительную работу, проделанную специалистами в изучении данного вопроса, на сегодняшний день достоверные причины развития дисграфии и дислексии остаются до конца не выясненными. Однако определенная информация все же имеется. Согласно утверждениям ученых, расстройства письменной речи и чтения могут возникать в результате:
- наследственной и генетической предрасположенности;
- неправильного развития головного мозга на различных этапах роста;
- нарушения равновесия между мозговыми полушариями;
- патологий, возникающих во время беременности или травм плода;
- развития соматических заболеваний;
- инфекций, влияющих на состояние нервной системы;
- наличия функциональных нарушения слуха или зрения;
- недостаточной работы над интеллектуальным развитием малыша;
- наличия речевых дефектов, неправильного произношения звуков и слов;
- малого количества речевых контактов,
- неправильно сформированных навыков зрительного анализа;
- слишком раннего обучения навыкам письма и чтения при отсутствии психологической готовности к этому малыша;
- завышенных требований по отношению к ребенку, неправильного темпа и методик обучения.
Кто входит в группу риска развития дисграфии и дислексии?
Возможность развития данных патологий существенно выше у тех детей, которые:
- не четко произносят звуки, вяло артикулируют;
- имеют общее недоразвитие речи и не посещали при этом логопедические занятия;
- пишут левой рукой или же пишут правой после того, как их переучили;
- растут в семьях, в которых разговаривают на разных языках;
- слишком рано начинают учиться писать и читать;
- пошли в школу раньше времени и сразу же приступили к изучению иностранного языка;
- имеют синдром дефицита внимания, гиперактивность или задержки в психическом развитии.
Читайте также: Упражнения для взрослых при дисграфии
Как помочь ребенку с дисграфией или дислексией?
Самостоятельно родители не смогут справиться с данной проблемой. В таких ситуациях необходимо обращаться к квалифицированному логопеду-дефектологу. Расстройства корректируются, но эффект от работы со специалистом в значительной мере будет зависеть от своевременности обнаружения проблемы. При правильном подходе, ребенок, у которого выявлены такие дефекты еще до начала школьного обучения, в 80-85% случаев достигает нормы. При обнаружении дисграфии или дислексии в 1-2 классах, успех виден у 70% учеников. Если родители обратились к специалисту, когда школьник уже закончил начальные классы, лишь в 35-40% случаев специалисту удается нормализовать навыки чтения и письма. В остальных случаях для достижения нормы необходимы продолжительные курсы занятий.
Ключевая цель занятий с логопедом – усвоение ребенком информации о том, как правильно произносятся звуки и каким образом отображаются в письменном виде. Для этого используются разноплановые речевые игры, а также применяется система наглядной визуализации.
При этом крайне важно тесное сотрудничество логопеда и родителей. Недостатки, вызванные дисграфией и дислексией, должны устраняться не только на логопедических занятиях, но и дома. Только комплексная работа над их исправлением позволит достичь положительных результатов.
Дата публикации: 04.03.2019. Последнее изменение: 28.08.2023.