Дисфония у детей и взрослых
Данным термином специалисты обозначают нарушение функций голоса. При дисфонии ребенок говорит глухо, «сипит», голос может стать хриплым, речь не модулирована. Снижается сила голоса, он может срываться или пропадать к концу фразы, возможна гнусавость, похожая на ринолалию.
Почему он так говорит?
Дисфония может быть вызвана разными причинами, в зависимости от которых разделяется на два разных вида:
- органическая. В данном случае в качестве пускового механизма выступает какая-либо инфекция. К примеру, ларингит, вызывающий поражение связок. После того, как наступит выздоровление, дисфония также пройдет;
- функциональная. Отличается как раз полным отсутствием инфекционных и других органических поражений. Такой случай может иметь довольно длительное течение.
Причины возникновения дисфонии могут быть различными:
При органической:
- врожденные нарушения строения глотки или голосовых связок,
- воспалительные процессы,
- аллергия,
- новообразования.
При функциональной:
- нарушенная проходимость дыхательных путей;
- реакция на лекарственные препараты;
- невротические и психические расстройства;
- внешние факторы, раздражающие гортань, — длительное нахождение в пыльном, прокуренном помещении и т. п.;
- нарушения речевого режима.
Кстати, как это ни кажется странным, именно последний пункт часто является распространенной причиной возникновения дисфонии. Это явление хорошо знакомо педагогам, артистам — тем, кому приходится длительное время говорить, напрягая голосовые связки.
Дети же часто громко кричат, поют, говорят на повышенных тонах. А родители, услышав хриплый голос, сразу бегут за градусником, считая, что ребенок заболел. Следует с детства приучать детей к бережному отношению к своему голосу, не перенапрягать связки.
Как найти причину дисфонии?
Для диагностики причин данного состояния необходимо пройти комплексное обследование. Так как поводом снижения голосовых функций могут стать различные нарушения, их необходимо выявить.
Ребенка должны осмотреть:
- оториноларинголог;
- педиатр;
- логопед;
- невролог.
Как восстановить голос?
Лечение дисфонии напрямую зависит от причины ее возникновения.
- Если при обследовании было выявлено какое-либо воспалительное заболевание, то при излечении восстановятся и голосовые функции. Единственной рекомендацией конкретно по поводу жалоб на проявления дисфонии будет лишь соблюдение голосового режима. Ребенку нужно объяснить, что следует говорить поменьше, тихо, но не шептать, так как шепот тоже напрягает связки.
- Если причина заключается в неврологическом или психическом нарушении, лечение назначит специалист. В зависимости от вида заболевания будет назначена лекарственная терапия, занятия с психологом или психотерапевтом, физиотерапевтическое лечение.
- Во многих случаях необходимы также логопедические занятия для коррекции состояния. При этом лучше начать как можно раньше, чтобы не зафиксировать неправильное состояние речи и не вызвать психологического стресса из-за наличия данной проблемы.
В чем заключается логопедическая работа при дисфонии?
Занятия с логопедом помогут справиться с голосовыми нарушениями и восстановить нормальную речь.
Коррекционные мероприятия содержат упражнения:
- направленные на формирование правильного дыхания в процессе разговора;
- артикуляционную гимнастику;
- дыхательные упражнения;
- фонопедические задания;
- упражнения, стимулирующие координацию фонации.
Для детей все занятия проводятся в легкой, игровой форме, чтобы не вызывать дополнительного напряжения и стресса. Умелый логопед обязательную артикуляционную гимнастику превратит в веселую сказку про путешествия Язычка, а дыхательные упражнения — в занимательную игру.
Упражнения на координацию произнесения звуков строятся на принципе повторения одних и тех же слов или сочетаний звуков сначала беззвучно, но с усиленной артикуляцией, затем шепотом и еще один раз — громко. Научившись контролировать фонацию, ребенок сможет соблюдать голосовой режим и беречь связки.
Дыхательная гимнастика тоже может стать веселым занятием. Логопед предложит ребенку дуть на ватные шарики, выдувать мыльные пузыри и даже играть на музыкальных инструментах. Динамическая гимнастика расширяет контроль ребенка над своим дыханием.
В процессе занятий дети учатся говорить с разной силой, интонацией, длительностью и высотой голоса, что позволяет им впоследствии не только избавиться от дисфонии, но и избежать ее повторения благодаря самоконтролю. Подробнее о том, как проходят занятия логопеда-дефектолога.
Почему надо заниматься только со специалистом?
Вопреки создаваемому впечатлению, работа логопеда по коррекции дисфонии вовсе не веселая игра с мыльными пузырями. Только специалист знает, как помочь ребенку и не навредить!
В процессе работы необходимо соблюдать важные правила:
- Коррекция проводится после проведения обследования и получения заключений ЛОРа, невролога и др.
- Упражнения должны даваться от простого к сложному и не вызывать излишнего напряжения голосовых связок.
- Важно не только освоить задание, но и довести его выполнение до автоматизма.
- В ходе работы необходимо следить, чтобы ребенок не форсировал звук, не испытывал неприятных ощущений в голосовом аппарате.
- И конечно, доброжелательное отношение, индивидуальный подход к каждому ребенку.
Коррекционная работа при регулярных занятиях, как правило, приносит положительные результат уже через несколько месяцев. Однако важно впоследствии следить за состоянием горла и связок и соблюдать голосовой режим.
Дата публикации: 09.07.2016. Последнее изменение: 30.08.2023.
Здравствуйте! У моей сестры после гриппа «сел» голос. Это было еще зимой, но даже сейчас, спустя полгода, особых улучшений нет. Само уже вряд ли пройдет? Нужно обращаться к логопеду? И работаете ли Вы со взрослыми?
Обязательно нужно обратиться к логопеду, возможно, потребуется медикаментозное лечение — по назначению врача.
Да, конечно, мы восстанавливаем голос не только у детей, но и у взрослых)